СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание  - важная и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Особое место воспитательный процесс занимает в работе учреждений дополнительного образования, где каждая программа и мероприятие направлены на формирование таких личностных качеств обучающихся, как активная гражданская позиция, патриотизм, инициативность, толерантность, целеустремлённость и многие другие. Именно дополнительное образование наиболее успешно умеет решать воспитательные задачи, которые ставит перед ним государство и общество.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал дополнительного образования детей»

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей

сведения об авторах:

Сисина Г.А., директор МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченска Кемеровской области

Ковырева Н.Ю., заместитель директора по НМР,

Пыхова С.Ф., старший методист,

методисты: Гавриленко Е.В., Хорина Н.Г.,

Ручьёва С.П.

МБУ ДО ЦДТ,

e-mail: [email protected]


Воспитание - важная и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Особое место воспитательный процесс занимает в работе учреждений дополнительного образования, где каждая программа и мероприятие направлены на формирование таких личностных качеств обучающихся, как активная гражданская позиция, патриотизм, инициативность, толерантность, целеустремлённость и многие другие. Именно дополнительное образование наиболее успешно умеет решать воспитательные задачи, которые ставит перед ним государство и общество.

Современный мир непрестанно и быстро меняется. В процессе глобализации общества наряду с позитивными изменениями (технологическими, научными) чётко проявляются и различные трудности и проблемы: социальные, экономические, информационные, морально - нравственные.

В этих условиях меняются роли и функции государства, семьи, школы, дополнительного образования.

Как и в других сферах человеческой деятельности, в российском образовании активно идёт процесс модернизации, одной из приоритетных задач которой является воспитание подрастающего поколения

Что же такое воспитание? Какой подход к этой стороне образовательного процесса сформировался у педагогического сообщества? Под каким углом его рассматривает дополнительное образование?

Обычно под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка. С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми и подростками основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и не одобряемых поступков, знаний традиций и обычаев, патриотизм.

Однако подход к воспитанию в педагогическом сообществе не однозначен. Так воспитательная работа в школе, как правило, слабо развита, акцент делается на обучение детей и получение ими предметных знаний, а воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях зачастую рассматривается только как средство повышения успеваемости, метод борьбы с правонарушениями.

В дополнительном же образовании воспитание всегда имело важнейшее значение и неразделимо с образовательным процессом. Очень хорошо выразил это в своих словах главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания, Михаил Иосифович Рожков: «Целостность воспитательного процесса проявляется в единстве процессов обучения и воспитания: в процессе обучения происходит воспитание, а в процессе воспитания — обучение!»

Единство учебно-воспитательного процесса заложено уже в самом понятии дополнительного образования, которое согласно Федеральному закону «О дополнительном образовании» определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.

Но организация воспитательного процесса сегодня требует постоянных изменений, которые должны появиться в результате определенных подходов к воспитанию.

В основе изменений должна быть нацеленность воспитания на будущее, т.е. на формирование навыков XXI века, которые непосредственно связаны с воспитанием.

Именно эти изменения должны обеспечить подростку, молодому человеку его личностный рост с учетом той социальной ситуации, в которой проходит его развитие, выбор будущего пути его развития и совершенствования, становления его как личности гражданина своего отечества.

Мы с вами сейчас живём в технологичном мире, где ежедневно появляются технические новинки и постоянно происходят глобальные изменения в цифровой сфере. В настоящее время в России на первый план выходит развитие технического творчества и подготовка инженерных кадров, активно развивается система детских технопарков «Кванториумов», появляются новые платформы и технологии, связанные с искусственным интеллектом, появлением новых умных производств, робототехникой, технологией виртуальной и дополненной реальности.

В воспитательном процессе в настоящее время кроме школы и семьи участвуют многие субъекты - это детско-юношеские объединения, общественные организации, организации культуры, спорта, учреждения дополнительного образования.

Сегодня мы должны говорить и о влиянии на воспитание подрастающего поколения изменяющейся цифровой трансформации общества, развитии цифровых технологий, появление различных социальных сетей.

Таким образом, процесс воспитания всегда был и остается главным в учреждениях дополнительного образования и находится в процессе постоянного усовершенствования и обновления.

Поэтому наряду с процессами обучения и развития обучающихся педагоги дополнительного образования всегда преследуют и задачи воспитания.

Задачи воспитания — это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.

Существует целый спектр воспитательных задач, которые в учреждении дополнительного образования успешно решают дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.

            Так, например, в программах педагогов дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центре детского творчества» (МБУ ДО ЦДТ) г. Междуреченска Кемеровской области - Кузбасса встречаются такие воспитательные задачи как:

  1. содействовать формированию патриотизма и активной гражданской позиции обучающихся

  2. воспитать чувство личной ответственности за любое самостоятельно принятое решение

  3. формировать коммуникативные качества личности обучающихся (чувства товарищества и коллективизма)

  4. воспитать нравственные качества по отношению к окружающим людям (уважительное отношение, доброжелательность, веротерпимость, толерантность и т.д.)

  5. воспитывать чувства эмпатии (сопереживания другому человеку)

  6. воспитывать организационно-волевые качества личности (терпение, силу воли, самоконтроль)

  7. воспитывать чувство собственного достоинства, способность к адекватной самооценке

  8. формировать культуру здорового и безопасного образа жизни

  9. воспитывать бережное отношение к природе

10. воспитывать и развить художественный и эстетический вкус

Для решения поставленных воспитательных задач педагоги МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченска ведут активную воспитательную деятельность - организуют различные мероприятия воспитательного характера: праздники, конкурсы, конференции, соревнования, беседы, походы, благотворительные концерты, различные акции («Чья-то жизнь уже не мелочь», «Конфетка за билетик», «Призывник», «Жить или курить», «Марш здоровья» и др.). Педагоги приучают обучающихся к уборке мусора, сбору макулатуры и элементов электропитания (батареек) для сохранения окружающей среды и многое другое.

 Большую роль в воспитательной деятельности играют добровольческие акции и проекты. В процессе участия в добровольческой (волонтерской) деятельности обучающиеся проявляют себя как толерантные, отзывчивые, гуманные, ответственные, бескорыстные личности. В этом и заключается основной воспитательный эффект добровольческой работы в учреждении дополнительного образования.

Одним из самых эффективных и удачных методов воспитательной работы, используемых в работе нашими педагогами, является экскурсия с элементами профессиональной пробы. Когда обучающийся получает возможность не просто увидеть, как готовят пиццу, но и сам ее готовит или подросток не просто видит оборудование открытых горных работ, но и пробует себя в управлении симулятором экскаватора или "будущий медицинский работник" сам делает УЗИ, а дошкольник самостоятельно собирает свой букет с профессиональным флористом. Вот тогда глаза детей горят по-настоящему, именно тогда ребенок понимает близко ему эта деятельность или нет, ощущает все сложности той или иной профессии. Именно так можно воспитать уважение к труду, людям различных профессий, сформировать представление ребёнка о собственных силах и возможностях.

Система дополнительного образования - это «живой организм», который постоянно растет, видоизменяется, оставляя все лучшее, что было заложено предыдущими поколениями.

Вместе с тем появляются и новые формы воспитательной работы:

  • социальные и бизнес проекты;

  • ТРИЗ технология;

  • метод Case – study;

  • форсайт технология;

  • квизиум;

  • соучастное проектирование;

  • профессиональные пробы.

Так, например, Центр детского творчества является соорганизатором городского проекта «Детский форсайт» при поддержки ООО «Евразхолдинг», Фонда Социальных Инвестиций и администрации Междуреченского городского округа, который призван решить задачи обучения, развития и воспитания обучающихся.

В процессе реализации подобных проектов у подростков формируются навыки XXI века: они учатся работать в команде, планировать и достигать общие цели, общаться, брать на себя ответственность и отвечать за свои поступки, тем самым познавать нормы и ценности современного общества.

Успешное применение современных педагогических технологий в воспитательном процессе (социальное проектирование, технология сотрудничества, личностно – ориентированное воспитание) способствует развитию инициативности, умению самостоятельно организовать акции, мероприятия, проекты.

Огромный воспитательный потенциал несет совместная деятельность учреждения дополнительного образования и общественных организаций:

  • Уже 25 лет центр детского творчества сотрудничает с детской экологической организацией «Зеленые», деятельность которой направлена на экологическое воспитание подрастающего поколения.

  • Более 20 лет на базе центра действует городской волонтерский отряд «Милосердие», цель которого - формирование уважительного отношения к старшему поколению, взаимному уважению, взаимопомощи на основе социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения.

  • В течение 5 лет центр является муниципальной площадкой российского движения школьников. Результатом чего стало включение в состав РДШ более 70 % обучающихся образовательных организаций города.

  • Совместно с обществом коренного населения «Алтын шор» более 10 лет реализуется открытый городской проект «Мой край», направленный на формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. Ежегодно в детском этнографическом музее «Шор Черим» более 500 детей приобщаются к культуре, обычаям, традициям малочисленных народов Кузбасса.

  • Уже 9 лет с успехом Центром детского творчества реализуется проект «Профессиональное будущее», одна из задач которого – формирование уважения к людям труда и к профессиям, востребованным в городе и регионе.

  • Формирование активной жизненной позиции одно из направлений воспитательной работы Центра детского творчества. Более 16 лет в центре реализуется уникальный городской проект «Вместе с властью». Школьники активно включаются в практическую деятельность по решению какой - либо социальной проблемы города силами самих обучающихся, знакомятся со структурой гражданского общества, становятся инициаторами социальных проектов по благоустройству и развитию родного города.

  • Центр детского творчества г. Междуреченска является областной базовой площадкой с привлечением спикеров всероссийского и международного уровней по организации и проведению открытого областного детского интеллектуального форума «Время быть первыми», развивающего технические способности обучающихся и воспитывающие их волевые, коммуникативные качества и стремление к самообразованию.

Большое внимание в воспитании мы уделяем взаимоотношениям детей и родителей, регулярно проходят всеобучи для родителей под руководством педагога-психолога учреждения.

При реализация проекта «Семейная академия» практикуется совместная деятельность творческого объединения, семьи и Центра детского творчества, которая способствует взаимопониманию, улучшению детско-родительских отношений, укреплению духовной близости между ними.

Таким образом, дополнительное образование рассматривает воспитание как важную и неотъемлемую часть образовательного процесса, направленную на достижение двух взаимосвязанных целей — обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности.1

Дополнительное образование уникально! Оно не только способствует развитию и воспитанию обучающихся, но и позволяет каждому ребёнку самому выбрать педагога, наставника, друга, способного создать ему условия для самоопределения, самореализации, выбрать дальнейший жизненный путь настоящего патриота, гражданина своей страны, уважающего память защитников Отечества. Здесь важную воспитательную роль имеет и личность самого педагога – пример для подражания и образец поведения для обучающихся.

Таким образом, можно смело сказать, что система дополнительного образования может своевременно и гибко подстраиваться под приоритеты государственной политики в сфере образования и успешно вести воспитательный процесс, главной задачей которого, по мнению педагогического коллектива Центра детского творчества, является стремление воспитать талантливого, успешного ребенка, способного самоопределиться в жизни.

И надо сказать, что Центр детского творчества Междуреченска вполне умело подходит к решению этой задачи, создавая для каждого ребёнка ситуацию успеха, формируя желание саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Таким образом, система дополнительного образования имеет довольно большой инструментарий для успешного ведения воспитательной деятельности.

Образно можно сказать, что воспитание – это книга о семи чудесах дополнительного образования, главный герой которой – ребенок. Читать ее можно бесконечно!

Есть в образовании дополнительном

Семь чудес, ведущих детей к открытиям.

Первое чудо - это ребенок,

Непредсказуем, робок, иль боек.

То послушный, то упрямый

Но к творчеству он постоянный.

Чудо второе - это творец –

То педагог, детям мать и отец.

Первую скрипку он не играет,

К инициативности приучает.

Третье чудо - дружба и радость

Поверив в себя, вряд ли сделаешь гадость!

Уметь быть счастливыми учатся дети

И за поступки всегда быть в ответе

Четвертое чудо - успех неизбежный

Признаний, наград океан безбрежный

К высотам знаний поднимется каждый

Результаты труда увидеть нам важно

Пятое чудо - умение общаться

Во взрослую жизнь помогает вливаться,

Не как посетитель войти в этот мир,

А как полноправный страны гражданин.

Шестое — это открытие

Ценности знания, саморазвития.

Если пойдешь ты этим путем -

Найдешь тогда Истину в сердце своем

Ну, а седьмое - город наш славный,

Где создано все для старта и славы.

Дворцы, стадионы, ДЮЦы и центры

Для междуреченцев - эпицентры.

Здесь куются рекорды, победы, успех.

Междуреченск - оплот и надежда для всех.2

Возможности дополнительного образования и законотворческая инициатива государства по вопросам воспитания обучающихся в связи с внедрением более эффективной воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях позволит дополнительному образованию результативнее сотрудничать со школами и развиваться дальше, двигаться вперед и воспитывать личность, успешную в различных сферах деятельности, которые значимы для города, Кузбасса, России.




Список литературы:

  1. Горшкова, О. А. Воспитание и школа [Текст]: О. А. Горшкова. — Молодой ученый, 2013. 395 с. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7571/

  2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. Высш. и сред. пед. Учеб. Заведений /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М: Издательский центр «Академия», 2001. - 176с.

  3. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие /В.С. Кукушин. – Ростов г/Д: Издательский центр МарТ , 2002.- 320с.



1 Горшкова, О. А. Воспитание и школа [Текст]: О. А. Горшкова. — Молодой ученый, 2013. — № 8 (55). — С. 394-395. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7571/


2 Автор не известен.

7



Скачать

© 2020 4526 23

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!