СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный потенциал театрального кружка

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нужен ли драматический кружок в школе7 Что он дает детям?Ответы на все эти вопросы вы найдете в этой статье

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал театрального кружка»

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы.

В МОУ СОШ п.Поливаново создана  и успешно функционирует система дополнительного образования, целью которой является  - изучение и развитие творческих способностей как средство социализации воспитанников и подготовки к осознанному выбору профессии.

В начале учебного года была организована работа кружков различного направления: художественно-эстетического, технического, спортивного, духовно-нравственного, биологического, интеллектуального.

Главная задача организации работы кружков - подготовить воспитанников к самостоятельной жизни.  Цель педагога – не столь научить детей рисовать, лепить, вышивать, обучать их основам художественного ремесла, сколько раскрыть их душу, развить  самостоятельное мышление, фантазию, умение видеть и чувствовать прекрасное. Свобода творчества - главная идея. Поэтому на кружковых занятиях большое внимание уделяется ознакомлению с произведениями искусства, спорта, радиотехники, экскурсиям, применяются разнообразные приемы и методы работы, способствующие развитию самостоятельности, активности ребенка, побуждающие его выражать свое мнение, видение мира.  Таким образом,   педагоги дополнительного образования играют большую роль в формировании личности воспитанника  и ее социализации.

Как вам известно, что Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Российским движением школьников и Театральным институтом имени Б. Щукина в 2022 году утверждена дорожная карта по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации,к 2024 году театры будут созданы в каждой российской школе.

Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Театральные занятия с детьми - сложный творческий педагогический процесс и рассматривается как неотъемлемая часть общей системы эстетического воспитания. Однако в настоящее время не в каждой школе есть театр. А если он всё же есть, то, как правило, не является частью учебного процесса, а существует как дополнительное образование

Школьный театр является средством развития творческих задатков и способностей учащихся Он развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в культуру, к нравственным ценностям, путь к себе.

Театр – это живое общение, однако в настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет, которые поглощая ребёнка, вытесняют живое общение.

В школьные годы, когда человек формируется, складывается его характер, мировоззрение, дети должны получить возможности развивать свои художественные способности.

Таким средством является школьный театральный кружок, так как он является средой развития творческих, коммуникативных способностей ребёнка, прививается любовь к родной земле.

Каким образом можно воспитать и обучить ребёнка  в рамках театрального искусства жизненным навыкам, социальным нормам, умению выражать свои мысли при помощи слов и движений? Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а грамотно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир.

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит учащегося перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, свою очередь, тоже пополняется.

Театр дает возможность ребенку проявить себя в различных видах

Важно создать в детских коллективах атмосферу свободного выражения мыслей и чувств, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям, одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.

Таким образом, театральная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театральная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, и многое другое.

В нашей школе театральная деятельность началась с 2021 года,когда  учитель русского языка и литературы Филиппова Нина Анатольевна решила создать театральный кружок .
    Нина Анатольевна хотела, чтоб на занятиях царили любовь и  взаимопонимание, как в настоящей семье, но при этом, чтобы каждый ребёнок сохранил и творчески развил свою индивидуальность.

Было решено дать название кружку «Шанс

За долгие годы работы с детьми, у руководителя «Маски» сформировалось четкое представление о том, что театр вырабатывает чувство партнерства и товарищества, волю, целеустремленность, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой. Дети учатся общению в процессе театрализованной деятельности, обретают веру в свои силы и возможности.

В театральный кружок принимаются все желающие. Девочек больше чем мальчишек. Однако ролей хватает на всех.
Учебная программа кружка - включает в себя все элементы обучения актерской профессии: сценическое движение и сценическую речь; актерский тренинг, включающий в себя комплекс упражнений и этюдов;

За эти годы был подобран очень интересный, богатый репертуар.

Премьера школьного театра была посвящена юбилейной дате Мольера. «Мещанин во дворянстве»

Затем поставили спектакль «Кошкин дом»,выезжали на гастроли в соседние села.

Затем поставили «Русские люди», «Женитьба», «Обыкновенное чудо», «Ревизор « и многие другие.

Выбор материала всегда проходил при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников.

Ежегодно кружок «Шанс» принимал и продолжает принимать участие в городских и районных театральных конкурсах и фестивалях и была неоднократно отмечена жюри и зрителями .

Не менее важной задачей для нас является и культурно-просветительская деятельность. Для учащихся нашей школы, учителей, родителей проходят спектакли, утренники, сказки.

Ребята понимают, что актёр - это не только цветы и овации, которые еще нужно заслужить, но прежде всего тяжелая работа, и огромная ответственность перед зрителем. Ничего нельзя сделать хорошего, не потратив собственных сил. У ребят появляется собственная шкала ценностей.

Во время занятий в кружке используется индивидуальный подход, поскольку ребята имеют разный уровень подготовки.

Ошибкой было бы думать, что детский театр – это просто. Прежде всего – это огромная ответственность взрослого человека перед детьми. Ведь театр предполагает высокую степень эмоциональной открытости, а значит, – уязвимости. Каждому ребенку очень важно быть значимым, интересным и особенным.
Руководитель знает не стоит ожидать немедленного результата, важен сам процесс овладения искусством.

Занимаясь с детьми театром, педагог старается делать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки и эталоны поведения, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Сегодняшний театр «Шанс» -  это театральный кружок, за плечами которого сыграно много пьес, создана своя фонотека, имеются декорации, сшиты костюмы. «Шанс» - продолжение  многолетней работы педагога по воспитанию человеческой души,  а также сохранению русского языка, литературы  и традиций.

В заключение работы, можно сделать следующие  выводы, что:

1.Уроки театра в  школе удачно вписываются в систему образования и
воспитания школьников, способствуя развитию и формированию их личности.

2.Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе: учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

3.Содержание, замысел игры своеобразно преломляются через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в игре явлениям и оказывают воспитательное воздействие на них.

4.В игре ребенок активно воссоздает явления реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

5.Уроки театра способствуют расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

6.В педагогическом процессе уроки театра находятся в тесном взаимодействии с другими видами деятельности – обучением, трудом, они приучают школьников к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для их деятельности в дальнейшем.

7.Разумная, тщательно подготовленная организация уроков театра дает возможность учителю влиять на духовное воспитание детей.

8.Уроки театра, участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение, что очень важно само по себе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!