Воспитательский час на тему: «Как строить отношения с теми, кто на нас не похож…».
Цель:
Развитие способности к познанию себя и других людей.
Задачи:
Способствовать развитию уважительного отношения к тем, кто на нас не похож
Развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
Содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
Формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.
Комплексно- методическое оснащение:
Эпизод фильма «Гадкий утенок».
Оформление доски:
Слово «Толерантность», закрепленное на доске.
Ход занятия:
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы - как история планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее,
У каждого - свой тайный личный мир.
Е. Евтушенко.
Воспитатель: У вас на столах листочки, напишите на них буковку Я. Просто букву Я, я напишу ее вместе с вами.
Какие мы?
Какие мы все разные веселые, грустные, обеспокоенные, взволнованные, красивые, аккуратные (собираю листочки).
А моя буковка немного грустная. Давайте посмотрим на ваши.
Не смотря на все различия между нами: различия внешние, интересов и увлечений мы уживаемся вместе. Мы целый мир. Мы вместе общаемся, трудимся, учимся, дружим, веселимся.
Как строить отношения с теми, кто на нас не похож…..
Именно с данным вопросом ученые связали понятие толерантность.
Знакомо ли вам это слово?
Что такое толерантность?
Существует более 35 определений толерантности.
Определение слова «толерантность»
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
Независимо, в какой стране вводится данное понятие, суть его остается неизменной.
Предлагаю вам к каждой букве понятия толерантность подобрать слово или фразу, помогающую строить отношения с теми, кто на нас не похож.
Сегодня у нас с вами будет возможность продолжить подбор данных фраз. Хочу показать вам очень жизненный сюжет.
Эпизод из фильма «Реальные пацаны»
Однако, эпизод данного фильма в тему нашего диалога.
Причем здесь фраза «мы такие же, как вы»?
Лысый добрый или глупый?
А что вы испытываете, когда видите человека на коляске?
(Примерные ответы детей)
(Ответственность за людей, за то что происходит с нами, вокруг нас
Любовь
Отказ от причинения вреда
Альтруизм- безвозмездное добро
Терпение
Терпимость
Небезразличие к окружающим людям)
Практическая работа в парах
- Предлагаю вам самим определить, как строить отношения с людьми, которые на нас не похожи. Работаем в парах.
- Перед вами таблица. В первом столбике выписаны группы людей, которые так или иначе могут быть не похожи на нас. Давайте прочитаем его.
- А правый столбик называется – «Мы не имеем права их осуждать, потому что …», но столбик этот пустой. На отдельных листочках лежат возможные варианты ответов.
Попробуйте, выбрать правильный ответ для каждой группы и приклеить его в соответствующую ячейку.
Нищие, бездомные, просящие милостыню.
Очень богатые люди.
Люди бедные, нуждающиеся.
Если не человеческие качества, а присутствие или отсутствие денег определяют мое отношение к человеку, это не с ним, а со мной что-то не так.
Люди старые, немощные.
Инвалиды, люди с ограниченными возможностями.
Никто не застрахован ни от болезни, ни от старости, ни от несчастья. Если ты плохо относишься к этим людям, то и не удивляйся, если и тебя в беде никто не поддержит, не поможет, отвернется от тебя!
Люди иной веры, иной религии
Люди какой-либо национальности.
Люди другого цвета кожи
От человека не зависит, какую национальность (или цвет кожи) он получил при рождении, или в какой стране он родился; или в семье с какой религией воспитывался. Не от национальности или других каких причин, а только от конкретного человека зависят его поступки – и хорошие, и плохие.
- Ребята, вы помните, чем закончилась история про гадкого утёнка?
ВИДЕОФРАГМЕНТ №2 (Гадкий утёнок превращается в лебедя)
Ребята, вспомните, какие чувства вы испытываете, когда. Например, на улице видите людей инвалидов?(ответы детей)
Да...чувства — это основа дальнейших отношений. нвалидом (эпизод из фильма «Реальные пацаны»).
Воспитатель: На нашем занятии мы убедились в том, что все мы разные, но у нас есть и то, что нас сближает. И, прежде чем отвернуться от человека непохожего на вас, подумайте, а вдруг вместо гадкого утенка в нем прячется прекрасный лебедь.
Мы все разные – этим и прекрасные.
Спасибо за общение!
Относитесь к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к вам.
- Не оценивайте людей, а цените их.
Мы разные. В этом наше богатство.