СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная программа "Крылья мельницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 «Радуга здоровья»

 

 

Дополнительная  программа

по  воспитанию и формированию здорового образа жизни

для детей старшего  школьного возраста

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о программе:

 

Срок реализации программы -  5 лет (5- 9 классы , 2009 -2014 гг.)

 

Тип программы: модифицированная ( целенаправленная )

 

Направление деятельности: социально-педагогическая

 

Уровень освоения: долгосрочная

 

Возрастной диапазон:  школьный возраст (от 11 до 15 лет)

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

 

Существует и определение здоровья по Брехману.

  • Соматическое здоровье – удел биологии и медицины.
  • Физическое здоровье – сфера физической культуры и спорта.
  • Психическое здоровье – область применения психологических наук.
  • Нравственное здоровье отражает социальную ценность человека, формирует нравственность и духовность.

 

Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно – нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» (Н. Амосов). Лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ).

Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Не менее очевидно, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением. Эту проблему я пытаюсь решать на классных часах и во внеурочное время по  воспитанию и формированию здорового образа жизни  («Радуга здоровья»).

 

 

Разработанная программа «Радуга здоровья» ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Ключевое понятие в валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» - наука) – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания.

Воспитание включает в себя развитие валеологического сознания личности, формирование у школьников валеологического мировоззрения; формирование и развитие у детей чувства долга и ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих людей, за образ жизни, направленный на здоровье; формирование у учащихся, воспитанников валеологической культуры (валеологические знания, заинтересованность в деятельности, направленной на оздоровление собственного организма, раскрытие резервных возможностей человека и развитие навыков ведения ЗОЖ).

Валеологическое воспитание, как интегративное направление, отображает многие стороны воспитательных направлений единого и целостного учебно – воспитательного процесса.

Через занятия по программе «Радуга здоровья» я стараюсь научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Важно, чтобы учащиеся овладели объективными, соответствующими возрасту знаниями о здоровом образе жизни. Ведь обучение здоровому образу жизни так значимо для  детей  школьного возраста.

От того насколько согласованно будут взаимодействовать семья, школа, медицинские работники, окружающие ребёнка, насколько они постараются обеспечить комфортные и благоприятные для здоровья ребёнка условия, настолько успешными будут и дальнейшее его обучение, воспитание и развитие, а также его адаптация к новым обстоятельствам школьной жизни и социализация.

Все – педагоги, родители, врачи -  хотят, чтобы дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто люди растрачивают этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у  школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Обучение  школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Предлагаемые валеологические занятия по программе «Радуга здоровья» призваны помочь в решении одной из важнейших задач, которая стоит перед педагогом, воспитателем - формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.

Занятия по программе «Радуга здоровья» должны стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у  школьников потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков ведения ЗОЖ.

В соответствии с методической темой школы и общешкольным планом социально – воспитательной деятельности составлена программа  по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Радуга здоровья» с учащимися, воспитанниками 5- 9 классов.

 

 

Цель программы — валеологическое воспитание и формирование у учащихся, воспитанников основ здорового образа жизни (ЗОЖ), ценностного отношения к здоровью, стремления учиться быть здоровыми душой и телом, творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, а также создание условий для улучше­ния и укрепления здоровья детей.

 

Задачи:

Образовательные

1.   Формирование первоначальных основ знаний из различных областей наук о человеке: анатомии, психологии, физиологии, психогигиены.

2.  Обучать  навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.

3.  Знакомство с элементарным строением своего организма в доступной, занимательной форме с учётом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей детей.

4.  Способствовать формированию и проявлению у ребёнка и воспитателя психологического механизма – рефлексии, многосторонней деятельности, направленной на самопознание, самообразование и самоанализ своих поступков.

5.   Формирование соответствующих возрасту знаний, умений в оказании помощи себе и другим людям в экстренных случаях, экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

6.  Формировать умение экологически взаимодействовать с окружающей средой, устанавливать взаимосвязь между ней и организмом человека.

 

 развивающие

1. Развитие у детей потребности к познанию и совершенствованию себя и окружающего мира.

2. Развитие у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения и улучшения своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказания помощи в экстремальных ситуациях.

3.Развитие познавательной сферы воспитанников. Расширение знаний и кругозора о ЗОЖ, о значении его в жизни человека.

4.Развитие коммуникативной культуры личности, культуры общения и речи.

5.Профилактика и предупреждение инфекционных и других заболеваний; формирование ответственности за личную безопасность жизнедеятельности.

6.Коррекция и развитие санитарно-гигиенических и культурно-гигиеничеких умений и навыков.

7.Развитие речевой и интеллектуальной деятельности воспитанников, внимательности, наблюдательности, логического мышления, творческого воображения и фантазии детей через викторины, загадки, ребусы, шарады, пословицы, игровые упражнения, выполнение творческих проектов, и др.

8.Развитие физической активности, мелкой и общей моторики воспитанников через комплекс общеразвивающих упражнений, физкультминуток, гимнастик.

9.Коррекция основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи и эмоционально – волевой сферы детей.

10. Развитие сенсомоторики и психологических свойств и качеств личности.

 

Воспитательные

1.Воспитание у ребёнка заботы о своём организме, желания быть всегда здоровым; овладение практическими навыками ухода за телом.

2.Воспитание у ребёнка самоуважения, чувства социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.

3.Формировать установку на ЗОЖ и умение следовать ему.

4.Воспитывать духовно-нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, эмпатию, чувство товарищества, и т. д.), эстетические чувства и интересы, эмоциональную сферу личности ребёнка.

5.Формирование положительной мотивации у воспитанников в процессе валеологических занятий, положительных эмоций, позитивного отношения к самому себе и окружающему миру.

 

При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задачах развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

 

Принципы программы «Радуга здоровья», на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1. Системный подход.

? Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка.

? Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

2. Деятельностный подход.

Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности с педагогами, родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их по этому пути.

3. Принцип «Не навреди!».

Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма.

В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

5. Принцип альтруизма.

Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».

6. Принцип меры.

Для здоровья хорошо то, что в меру.

 

Необходимо отметить, что работа с детьми, помимо выше упомянутых принципов, базируется на следующих общедидактических и специфических принципах обучения и воспитания  школьников.

 

1. Принцип здоровьесберегающего подхода в воспитании, обучении, образовании ребенка – формирование, со­хранение и укрепление психофизического здоровья.

  1. Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей младшего школьного возраста. Эмоциональное переживание ребенком конкретных ситуаций дает ему возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне понять свои поступки, подлинные чув­ства, мысли и явления.
  2.  Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества вос­питателя и ребенка.
  3.  Принцип развивающего обучения реализуется путем соз­дания проблемных ситуаций, поощряющих ребенка к творче­скому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего «Я».
  4. Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач основан на взаимодействии и взаимопроникнове­нии основ естественных, гуманитарных наук, педагогики, фи­зиологии, гигиены, гармоничном переплетении всех видов дет­ской деятельности - игры, обучения, труда, общения.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!