СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная система класса. "Вы стали классной мамой пятиклашек. Что делать?".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе  дается краткая характеристика воспитательной системы класса, обосновывается выбор системообразующего направления воспитательной работы, описана деятельность классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся  класса. 

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система класса. "Вы стали классной мамой пятиклашек. Что делать?".»

Пятый городской конкурс классных руководителей

«Самый классный-классный!»












«Вы стали классной мамой пятиклашек. Что делать?»

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников

как приоритетное направление воспитательной работы.








Кукушкина А. В.

МОУ лицей №86

учитель математики

классный руководитель 9 «Г» класса



















г. Ярославль, 2013


Аннотация.


В данной работе дается краткая характеристика воспитательной системы класса, обосновывается выбор системообразующего направления воспитательной работы, описана деятельность классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся класса.










































Содержание.


ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………...………….……… 3

  1. СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.……………………………………..………………….……..4

    1. Краткая характеристика воспитательной системы класса…… ........………4

    2. Духовно-нравственное воспитание как приоритетное

направление воспитательной работы………………………………… …..8

1.3 Описание духовно-нравственного направления

воспитательной деятельности……………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………13

ЛИТЕРАТУРА..…………………………………………………………..………... 14

ПРИЛОЖЕНИЯ.…………………………………………………………..………..15

































ВВЕДЕНИЕ

Общие сведения о лицее

Лицей № 86 – муниципальное образовательное учреждение, обеспечивающее непрерывность среднего и высшего образования, повышенный уровень подготовки по математике, физике, химии, экономике, информатике. Здесь созданы благоприятные условия для индивидуального развития обучающихся и овладения ими навыками самостоятельной и научно-исследовательской работы.

Миссия лицея – это оказание доступных, качественных и эффективных образовательных услуг на основе применения новых педагогических технологий и цифровых образовательных ресурсов в целях социализации и социальной адаптации учащихся в высокотехнологичном конкурентном мире.

Воспитательная система лицея ориентирована на решение важнейших задач воспитания: формирования у молодежи гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культурных ценностей, толерантности, самостоятельности, способности к успешной социализации.

Лицеисты могут проявить себя, реализовать свой творческий потенциал в яркой, интересной внеурочной деятельности. Любимыми стали в лицее «Зеленые семинары» - коллективные выезды в лес с программой направленной на укрепление и развитие классных коллективов, «День рождения лицея», конкурс талантов «Новогодний звездопад». Особое место среди лицейских традиций занимают праздники «Посвящения в пятиклассники» и «Посвящение в лицеисты».

Частыми гостями лицея являются ветераны труда и общественности, для которых организуются концертные программы и праздники, за что коллектив лицея неоднократно получал благодарности Центра социальной защиты Красноперекопского района.

Доброй традицией являются встречи учеников лицея с ветеранами ВОВ.

Новое направление воспитательной работы в лицее – развитие волонтерского движения. Лицеисты оказывают добровольную помощь детским дошкольным учреждениям в уборке и благоустройстве территории, в организации спортивных и развивающих занятий.

Особенности формирования класса.

Обучение в лицее начинается со второй ступени, поэтому самыми младшими нашими учениками являются пятиклассники, пришедшие к нам из разных школ города.

Наш класс был сформирован в 2009 году, и пятый год мы идем по жизни вместе. Контингент учащихся сложился из учеников СОШ №6, СОШ №12, СОШ №15, СОШ №18. На момент открытия нас было 25 человек: 12 девочек и 13 мальчиков. Полный социальный паспорт класса приводится в приложении 1.

Каждый ребенок уникален и неповторим, поэтому важнейшей задачей классного руководителя, на мой взгляд, является создание среды, благоприятной для развития личности каждого ребенка и коллектива.

  1. СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.
Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитания.

А. С. Макаренко


    1. Краткая характеристика воспитательной системы класса.

В 2009 «малышки-пятиклашки» были у меня впервые…

Быть классным руководителем в 5 классе лицея, с одной стороны, очень интересно, а с другой стороны, ответственно.

Задав 1 сентября детям вопрос: «А почему вы пришли в лицей?», я получила следующие ответы:

  • престижно учиться в лицее;

  • хочу получить качественное образование;

  • посоветовали друзья (знакомые, родственники);

  • так сказали родители;

  • просто решил сменить школу.

Ребята, пришедшие в мой класс, были разные: кто-то стремился к лидерству, кто-то предпочитал остаться в тени, никем не замеченным; одни были спокойны, нейтрально относились к окружающим, другие «ершились» и очень болезненно реагировали на отношение к ним одноклассников. Сказать, что было сложно, значит, ничего не сказать, но очень хотелось, чтобы огонек надежды, веры и любви горел в их сердцах всегда.

Три глобальные проблемы, которые стояли передо мной:

  • подростковый возраст детей;

  • переход из начальной школы в среднюю школу;

  • смена школы.

Я изучила опыт воспитательной работы коллег, познакомилась с новыми разработками в области педагогики и психологии, и поняла, что для решения этих проблем необходимо всю воспитательную работу привести в систему.

По Г. П. Синицину, воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Результаты изучения психолого-педагогической литературы представлены в виде схемы:

Таким образом, моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя с коллегами, учащимися и их родителями по формированию представления о важнейших компонентах и элементах воспитательной системы класса, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.

В результате совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей 5 «Г» класса была смоделирована воспитательная система «Добрая дорога детства». Работа данной воспитательной системы рассчитана на период обучения детей в среднем звене лицея.

Цель воспитательной системы «Добрая дорога детства» – раскрытие личности каждого ребенка и его творческой индивидуальности.

Задачи воспитательной системы «Добрая дорога детства»:

Создать условия для:

  1. воспитания творческого отношения к процессу обучения;

  2. воспитания нравственных чувств и этического сознания;

  3. воспитания гражданственности и патриотизма;

  4. воспитания ценностного отношения к природе;

  5. формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях;

  6. формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.


Перспективы жизнедеятельности классного сообщества:

  1. создание сплоченного, дружного коллектива;

  2. создание комфортной психологической обстановки в классе для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения ребенка;

  3. установление и укрепление связей класса со сверстниками из других коллективов внутри школы и за ее пределами;

  4. поиск «друзей» класса из ближайшего социального окружения.

  5. распространение положительного опыта (сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива).

Принципы жизнедеятельности классного сообщества:

  1. индивидуальность;

  2. активность;

  3. творчество;

  4. самостоятельность;

  5. честность;

  6. открытость;

  7. доброта;

  8. сотрудничество;

  9. взаимопомощь;

  10. коллективизм.

Приоритетный вид деятельности – Коллективное Творческое Дело :

Не секрет, что в школе дети проводят большую часть своего детства, поэтому именно здесь они должны получить возможность расширить свой социальный опыт и опыт творческого общения, и именно мы, педагоги и учителя, должны создать условия для раскрытия личности каждого ребенка и его творческой индивидуальности, удовлетворить его интересы.

Практика коллективных творческих дел, на мой взгляд, способствует решению данных задач.

КТД, по И. П. Иванову – это практическая забота обо всех сторонах жизни детей, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны в готовом виде.

Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающей среде.

Дело это коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важных задач, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое, потому что не может твориться по шаблону, всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности.

Диапазон наших КТД – от создания классного уголка в 5 классе до выпускного вечера в 11 классе.

Использование в нашей воспитательной системе КТД позволило каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества, способствовало укреплению коллектива.

Самоуправление в классе:

Одним из эффективных путей формирования самостоятельности учащихся является включение их в процесс ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление – это система коллективной деятельности, важнейшими структурными взаимосвязанными элементами которой являются3:

  1. Чёткое распределение постоянных или временных поручений между членами коллектива с учётом их личных склонностей и задач, стоящих перед ученическими общественными организациями и предполагающих сочетание личной ответственности с возможностью принимать решения и участвовать в их выработке;

  2. функционирование выборных органов, представляющих собой фактический актив коллектива;

  3. в меру жестокая регламентация управленческих ролей, составляющая вместе c тем большой простор для романтики, игры, упражнений в самостоятельных творческих делах;

  4. организация действенного общественного мнения, выражающего всеобщую волю коллектива, которое может влиять на жизнедеятельность коллектива. Схема самоуправления класса:

Выборы президента и министров проводятся один раз в год закрытым голосованием. Главное условие: нельзя два раза занимать одно и то же «министерское» место, и два раза президентское. Цель такого условия проста: включить каждого ребенка в деятельность, развивающую его организаторские способности.

Еще одной особенностью самоуправления является создание министром нового состава министерства для каждого конкретного дела. После его окончания проводится анализ деятельности (что получилось, что не получилось и почему), и министерство считается распущенным. Цель создания «подвижных» министерств – вовлечь как можно больше детей в совместную деятельность, что способствует более тесному общению и, как следствие, более быстрому созданию и развитию детского коллектива.

Существование подобного способа самоуправления позволило нам за два года создать сплоченный, дружный коллектив, в котором не один за всех, а все за одного. На сегодняшний день ученики в состоянии создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение. Именно они стали инициаторами моего участия в городском конкурсе «Самый классный-классный».




1.2 Духовно-нравственное воспитание как приоритетное

направление воспитательной работы.

При моделировании воспитательной системы «Добрая дорога детства» в качестве основных направлений воспитательной работы были выбраны следующие: духовно-нравственное, научно-познавательное, спортивно-оздоровительное.

При выборе приоритетного направления ориентировались на:

  • образ выпускника лицея;

  • интересы и уровень развития подростков (анкетирование детей и родителей, составление карты интересов и увлечений детей);

  • уровень сплоченности коллектива (по методикам А. Н. Лутошкина, М. Г. Казаковой, социометрических методов), состояния межличностных отношений (игра «Лидер»);

  • жизненные ценностные ориентиры, интересы и увлечения классного руководителя. (Владимир Иванович Даль говорил: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника»);

  • запросы и пожелания родителей (анкетирование, тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин));

Одним из самых важных факторов при выборе приоритетного направления стала неблагоприятная духовно-нравственная обстановка в современном обществе, «хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов»7. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у подростков искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. «Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства детей и подростков, на его формирующуюся сферу нравственности»7.

По итогам проведенной работы в качестве системообразующего направления воспитательной деятельности было выбрано духовно-нравственное воспитание школьников.

«Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». (С. И. Ожегов)

Духовно-нравственное воспитание предполагает  становление отношения ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям.

Но выбор одного направления как приоритетного не означает, что мы отказались от двух остальных. Функционирование воспитательной системы «Добрая дорога детства» осуществляется за счёт взаимодействия всех направлений воспитательной деятельности, при этом происходит гармоничное развитие ребёнка в различных сферах.





Направления воспитательной деятельности:


Цель духовно-нравственного воспитания – создание условий для:

  • формирования у детей ценностных ориентиров и нравственных норм;

  • повышения воспитательного и образовательного потенциала системы «семья – школа – ученик».


Задачи духовно-нравственного воспитания:

  • сохранение исторической преемственности поколений;

  • развитие национальной культуры;

  • создание условий для воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию России;

  • создание условий для формирования:

      • духовно-нравственных качеств учащихся (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм);

      • нравственного облика (терпение, милосердие, толерантность);

      • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

      • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).


Ожидаемые результаты:

  • сформированность патриотического отношения к малой Родине, родному краю, Отечеству;

  • активная гражданская позиция;

  • сформированность бережного отношения к

  • культурному наследию;

  • национальным традициям;

  • семейным ценностям;

  • сформированность нравственной личности;

  • снижение уровня асоциального поведения подростков.






1.3 Описание духовно-нравственного направления

воспитательной деятельности.

Структура духовно-нравственного воспитания:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания реализуется по следующим направлениям:

В целях формирования ценностных ориентаций детей используем следующие формы работы:

  • игры духовно-нравственного содержания;

  • тематические классные часы;

  • экскурсии;

  • организации выставок;

  • проектная деятельность учащихся;


Воспитание гражданственности и патриотизма.

Задачи:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие ценностного отношения к родной культуре


Формы реализации:

- традиционный «Урок России», проходящий 1-го сентября;

- классный час «Конвенция о правах ребенка. Вопросы и ответы»;

- классный час «Ярославль тысячелетний»;

- военно-патриотическая игра «Победа»;

- оформление тематических газет «Герои Великой Отечественной войны», «Герои войны 1812 года» и др.;

- фестиваль патриотической песни;

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;

- проект «Герой в моей семье»;

- классный час «Незаметные герои войны» (приложение 2)




Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Задачи:

  • формирование уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;

  • принятие обучающимися общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.


Формы реализации:

- практикум по культуре поведения «Как себя вести»;

- практикум по культуре общения «Конфликты в нашей жизни»,

«Учимся разрешать конфликты»;

- классный час «Научись владеть своими чувствами»;

- классный час «Законы нашего коллектива»;

- классный час «Доброта прежде всего»;

- экскурсии в с. Вятское, г. Мышкин, с. Некрасовское, г. Ростов Великий;

- просмотр художественных и документальных фильмов, с последующим

обсуждением;

- посещение выставок историко-архитектурного музея-заповедника г. Ярославля.


Воспитание трудолюбия.

Задачи:

  • формирование потребности в труде;

  • развитие стремления к преодолению трудностей;

  • воспитание уважения к результатам чужого труда


Формы реализации:

  • игра «Трудовой десант»;

  • классный час «Трудно ли трудиться?»;

  • акция «Мы за чистый город!»;

  • проект «Мой любимый школьный двор»;

  • посещение профессиональных ярмарок и выставок;

  • конкурс «Оч.умелые ручки».


Экологическое воспитание.

Задача:

  • воспитание бережного отношения к природе;


Формы реализации:

  • выпуск тематических газет;

  • проект «Сделаем планету чистой»;

  • экскурсия в музей Воды (г. Санкт-Петербург);

  • классный час «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».




Эстетическое воспитание.

Задача:

  • формирование чувства прекрасного, умения видеть красоту природы, труда и творчества.

Формы реализации:

  • посещение музеев, театров, кинотеатров, выставок;

  • экскурсии в г. Санкт-Петербург, Москву и др.

  • конкурс рисунков «Мой мир»;

  • конкурс талантов «Новогодний звездопад»;

  • выставки творческих работ учащихся;

  • экскурсия на ювелирную фабрику г. Покрова.


Использование воспитательной системы «Добрая дорога детства» позволило за четыре года создать сплоченный, дружный, самостоятельный коллектив, способный решить практически любую задачу, которая перед ним возникает. Дети всегда активно принимают участие во всех школьных делах, внеклассных мероприятиях. Они смогли дважды завоевать звание «Самый дружный класс» (2009, 2011), звание «Самый активный класс» (2011), стали абсолютными победителями в «Лингвистическом поезде» (2010), победили в военно-патриотической игре «Победа» (2013). Можно долго перечислять все заслуги и достижения, скажу только одно: правильно построенная и успешно работающая воспитательная система – это наиболее эффективное средство для достижения главной цели воспитания – развития личности и индивидуальности ребенка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Впервые браться за создание воспитательной системы класса – страшно и очень трудно. Боялась ошибиться, сделать что-то неправильно, пугал объем работы, который нужно было выполнить… Сегодня, когда все самое трудное позади, могу с уверенностью сказать: «Главное – желание и стремление достичь поставленной цели». «Один в поле не воин», но команда Педагог – Ученик – Родитель, которая родилась при моделировании «Доброй дороги детства», оправдала все мои ожидания, надежды родителей и учеников.

На разных этапах формирования воспитательной системы класса были подготовлены выступления на МО классных руководителей (2010, 2011)

В рамках школьного педагогического совета «Духовно-нравственное воспитание школьников» мы рассказали о нашей воспитательной системе и провели открытое внеклассное мероприятие «Каждый сам за себя или дружная семья?» для классных руководителей лицея (2012).

Л. Н. Толстой сказал: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?». Это высказывание стало девизом моей педагогической работы, «Добрая дорога детства» научила многому и меня, и не случайно моим педагогическим кредо стало: «Лучшие учителя – это мои ученики».


ЛИТЕРАТУРА


  1. Вигман С. Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М.:Проспект, 2005

  2. Воспитательная система класса/Метод. пособие под ред. Е. Н. Степанова. – М., 1998

  3. Лутошкин А. И. Как вести за собой. – М.,1986

  4. Степанов Е. Н. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие.//Классный руководитель, 1999, №1

  5. Синицын Г. П. Учеб. пособие. Воспитание современного школьника, Омск, 1999

  6. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М.,1986

  7. http://festival.1september.ru/articles/414609

  8. http://rba.timacad.ru/

  9. http://www.pandia.ru/text/77/235/41319.php

  10. www.menobr.ru/materials/370/5503/

































ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Социальный паспорт 5 «Г» класса МОУ лицея №86

Общие сведения:

количество учащихся – 25;

девочек – 12, мальчиков – 13;

1997 г.р. – 1; 1998 г.р. – 24.

Состав семьи:

многодетные семьи – 1;

неполные семьи – 7;

единственные дети в семье – 6;

имеют братьев и сестер – 19;

Жилищные условия:

проживают в коммунальных квартирах – 4;

в отдельных квартирах – 15;

арендуют жилье – 4;

имеют свой коттедж (дом) – 2.

Образовательный уровень родителей:

образование

мать

отец

высшее

10

8

среднее специальное

15

15

среднее

-

2

неполное среднее

-

-

ученая степень

-

-

Учащиеся, склонные к правонарушениям – 1.

Национальный состав класса – русские;

Состояние здоровья:

находятся на индивидуальном обучении – 0;

имеют хронические заболевания – 14;

нарушение зрения – 12.

Внешкольная деятельность учащихся:

спортивные секции и клубы – 8;

театральные студии – 1;

танцевальные объединения – 3;

художественные кружки – 8;











Приложение 2

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!