СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный час "Я живу в России", посвященный Дню народного единства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5 классов с целью реализации мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. 

В методической разработке использованы исторические сведения о периоде, который вошел в историю России под названием Смутное время, стихи известных поэтов, музыка к операм Глинки «Жизнь за царя» и Мусоргского «Борис Годунов», картины известных русских художников.

Просмотр содержимого документа
«восп.час»

Воспитательный час по теме

«Я живу в России. День народного единства»


Аннотация

4 ноября в России отмечается государственный праздник – День народного единства. История возникновения этого праздника непроста. День этот связан с поворотными событиями в истории страны. До сих пор многие граждане страны затрудняются ответить на вопрос, какие события послужили поводом для учреждения нового государственного праздника.

Новый праздничный день появился в нашем календаре 16 декабря 2004 года, когда Государственная Дума Российской Федерации приняла поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях Росии)». Одной из поправок было введение нового государственного праздника – Дня народного единства.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается: «4 ноября 1612 г. войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой, оно не только отстояло и сохранило российскую государственность, но и положило конец многолетней Смуте на Руси. Их подвиг по праву является настоящим историческим, культурным достоянием и гордостью.

Педагогическое значение данного праздника состоит в том, что он способствует воспитанию любви к Родине, лучшему знанию и пониманию обучающимися истории страны, формированию национальной толерантности.

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5 классов с целью реализации мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

В методической разработке использованы исторические сведения о периоде, который вошел в историю России под названием Смутное время, стихи известных поэтов, музыка к операм Глинки «Жизнь за царя» и Мусоргского «Борис Годунов», картины известных русских художников.

Актуальность данной разработки состоит в том, что актуализирует принцип «Пока мы едины, мы непобедимы» на примерах из истории государства российского, подтверждающих факт, что именно единение всего многонационального народа нашей Родины во имя блага и процветания страны открывает путь к укреплению независимости государства.

Интерактивные формы, используемые при проведении классного час, создают благоприятные условия для воспитания, при которых ученик чувствует себя востребованным, успешным, самостоятельным.


Целевая аудитория: 5 класс

Форма проведения: устный журнал

Цель: формирование у детей образа родной страны, чувства гордости за страну и патриотизма; развитие познавательного интереса к изучению прошлого своей страны, родного края; развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  • пояснить смысл и значение государственного праздника;

  • систематизировать и расширить знания учащихся о государственных символах Российской Федерации;

  • воспитывать у учащихся дух патриотизм с опорой на героическую историю;

  • формировать эмоционально-личностный образ Родины, чувство гордости за достижения своей страны;

  • способствовать развитию умения работы с различными источниками информации.


Оформление:

  • презентация;

  • музыкальное сопровождение


Ход мероприятия

1. Вступительное слово (слайд1)

4 ноября с 2005 года в России отмечается День народного единства. Отмечается он в день Казанской иконы Божией Матери. Сегодня мы вспомним историю этого праздника, героев и события, положившие начало празднования этого дня.

Пусть ведают потомки православних

Земли родной народную судьбу,

Своих мужей великих поминают

За их геройство, славу, доброту.

Чему же посвящен этот самый молодой из государственных праздников современной России?

Наш воспитательный час пройдет в виде устного журнала, страницы которого мы с вами сегодня перелистаем.



Страница 1. Историческая (слайд 2)

Родина и единство…

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания. Но страна снова и снова вставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Ученик:

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!


Начало XVII столетия на Руси современники называли Лихолетье, а потомки окрестили Великой Смутой – Смутным Временем. (слайд 3)

Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления. Тогда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации – бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Из-за бушевавшего повсеместно голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем.

Летом 1609 г. Польский король Сигизмунд III пошел войной на Русь. (слайд 4, 5, 6) . Он осадил Смоленск, но защитники города около двух лет сдерживали неприятельскую армию. Часть её под командованием гетмана Жолкевского продолжала путь на Москву и 17 августа 1610 г. подошла к её стенам.

В русской столице в то время верховная власть находилась в руках кучки бояр. За спиной народных масс бояре сговорились с интервентами о передаче московского престола польскому королевичу Владиславу. Под покровом ночи 8 тысяч вражеских солдат тайно заняли Кремль.

Войска польской шляхты хозяйничали на русской земле. Не отставали от них и шведские интервенты. Они захватили Новгород и ближние к нему города и сёла. Английские дельцы готовились отторгнуть северную часть России. Дым пожарищ стлался по русской земле, заброшенные поля заросли сорняком. Спасаясь от насилия, крестьяне бежали в леса. Под угрозой находилось само существование независимой России.

Но зрели уже силы народные (слайд 7). Собирали свои ополчения Рязань, Суздаль, Кострома, Нижний Новгород и другие русские города. Народная рать двинулась на освобождение Москвы.

Узнав об этом, москвичи воспрянули духом (слайд 8). 19 марта 1611 года в городе вспыхнуло восстание. Два дня шли кровопролитные бои. В самых опасных местах сражались ратники зарайского воеводы Дмитрия Пожарского.

Укрывшись в каменном Кремле, враги подожгли Москву. Деревянный город запылал, как гигантский костёр. Восстание было потоплено в огне, крови и слезах. Слишком поздно подошли к Москве ополченцы, не поспели. Горестно взирал на пепелище нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Четыре месяца ополчение безуспешно осаждало Москву. Оно оказалось бессильным против интервентов, потому что не было в нем ни согласия, ни единого руководства.

Вскоре после возвращения в Нижний Кузьма Минин был избран посадским старостой (слайд 9). Земляки уважали его за недюжинный ум, прямодушие и патриотизм.

1 октября 1611 года на базарной площади по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского (слайд 10). Помощником его стал «выборный от всей земли человек» - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев.

Под знамена ополчения шли тысячи крестьян и посадских людей, дворяне, казаки, дети боярские. Дружно откликнулись на призыв и поволжские народы.

Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села.

Чтобы остановить на время шведскую интервенцию, Пожарский начал затяжные переговоры со шведами. Ему удалось восстановить против Польши не только Швецию, но и германского императора.

На помощь засевшим в Кремле отрядам Сигизмунд III послал двенадцатитысячное войско во главе с прославленным полководцем гетманом Ходкевичем. Медлить дольше было опасно. Ополчение выступило в поход и подошло к Москве раньше неприятеля. В жестоком бою 24 августа была разгромлена отборная армия польского короля.

Осажденные в Кремле отряды врага долго тянули с переговорами и только 26 октября подписали капитуляцию (слайд 11, 12).

1 ноября 1612 года народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность.

Ополчение Минина и Пожарского единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.


Страница 2. Благодарная Россия (слайд 13)

Вопрос

1) Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (слайд 14)

Рассказ ученицы

Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий.

Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.


Вопрос:

Вы помните, ребята, какой церковный праздник празднуется 4 ноября? (день Казанской иконы Божией Матери) (слайд 15, 16)

Рассказ ученика

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора.

Сохранилась легенда о том, что девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие, В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М. И. Кутузов.

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.


Учитель:

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика. Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября.

«Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

В этот день православные чтут память Казанской иконы Божией Матери, и память избавления России от поляков в 1612 г..

23 ноября 2004года на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации: отмену празднования 7 ноября — годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и введения нового праздника 4 ноября, как Дня народного единства и согласия.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом, а в 2005 году впервые широко отпразднован в стране. Именно с этого года установилась традиция, согласно которой Президент Российской Федерации как глава государства возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади.

Вопрос:

Как вы считаете, что же такое 4 ноября для россиян? (слайд 17)

 4 ноября – это день единства всех российских народов, а не повод для нацистских настроений

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей .


Ученица:

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!


Страница 3. Я и мое Отечество (слайд 18)

Наша Родина велика. В Москве ещё вечер, а на Чукотке начинается новый день, восходит солнце. В один и тот же день ребята на юге загорают, а на севере ходят в шубах. На географической карте наша страна похожа на могучую птицу в полёте, которая широко раскрыла крылья. (слайд 19) Одно крыло касается Тихого океана, а другое достаёт до Балтийского моря. Горы и долины, леса и степи, реки и моря, города и деревни – это всё наша страна, наша Родина. В нашей стране живут разные народы, они говорят на разных языках, поют разные песни. У каждого народа своя история.

Вопросы для беседы

  1. В какой стране ты живёшь?

  2. Что значит слово «Родина»?

  3. Как называется столица нашей Родины?

  4. Какие города нашей страны ты можешь назвать?

  5. Назови президента нашей страны. Что знаешь об истории нашей страны?

  6. Чем славна наша Родина?

  7. Чем можешь быть ты полезен нашей стране?

  8. Каких известных людей, прославивших нашу Родину, вы знаете? Чем именно они прославили нашу Родину?

  9. Так чтоже такое – любовь к Родине?

Вывод: Любовь к Родине – национальное чувство; это понимание величия России в мире государств, любовь к большой и малой Родине, сознание, что надо не только гордиться Родиной, но и что-то полезное делать, чтобы она стала «краше, сильнее, добрее», что её защита – долг и обязанность каждого гражданина. Но при этом в нашей стране много бедных, нищих; грязные улицы; много хулиганов, бандитов, воров; бывают терракты; много ругаются; много детей беспризорных; люди уезжают в другие страны, за границу. Значит каждому из нас надо внести свой вклад, чтобы наша Родина стала ещё лучше.

Главное в образе нашей Родины – всё то, что делает её любимой, красивой,

«своей».

Вопрос:

Какие государственные символы нашей страны вы знаете? (слайд 20)

Исполнение гимна России


3. Подведение итогов мероприятия

Знание своей истории равноценно знанию своего языка. Без этого никто не может называться гражданином своей страны.

Викторина (слайд 21 – 27)


Итак, в ноябре 1612 года страна была спасена. Спасена самоотверженностью людей, патриотически настроенных представителей разных сословий и народностей, сумевших преодолеть эгоизм и неприятие друг друга в борьбе против общего врага.

Так было в 1612, так было через 200 лет 1812 во время борьбы с Наполеоном, так было во время Великой Отечественной войны в 1941-1945.

И так должно быть всегда! (слайд 28)





Просмотр содержимого презентации
«презентация 4 ноября»

Классный час Я ЖИВУ В РОССИИ

Классный час

Я ЖИВУ В РОССИИ

СТРАНИЦА 1 ИСТОРИЧЕСКАЯ

СТРАНИЦА 1

ИСТОРИЧЕСКАЯ

Опять над Родиной пожаров дым,  Опять война, разруха, голод  И вражье поругание святынь...  ...казалось: русский дух расколо т .

Опять над Родиной пожаров дым, Опять война, разруха, голод И вражье поругание святынь... ...казалось: русский дух расколо т .

Польский король Сигизмунд III

Польский король Сигизмунд III

В 1611 году в Рязани под руководством Прокопия Ляпунова было создано народное ополчение. Дворянин Прокопий Петрович Ляпунов

В 1611 году в Рязани под руководством Прокопия Ляпунова было создано народное ополчение.

Дворянин

Прокопий Петрович Ляпунов

Народ собрал торговец Минин,  Душа которого давно горела  Обидой, болью за Россию:  “Победа Родины – святое дело”

Народ собрал торговец Минин, Душа которого давно горела Обидой, болью за Россию: “Победа Родины – святое дело”

Пожарский Дмитрий – воевода, князь,  Уже известный битвами с врагами,  Народом избранный, народу поклонясь:  “Полякам не топтать Москву ногами”.

Пожарский Дмитрий – воевода, князь, Уже известный битвами с врагами, Народом избранный, народу поклонясь: “Полякам не топтать Москву ногами”.

Изгнание поляков  из Кремля

Изгнание поляков

из Кремля

СТРАНИЦА 2 Благодарная Россия

СТРАНИЦА 2

Благодарная Россия

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади

Казанский собор В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в  20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.

Казанский собор

В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.

СТРАНИЦА 3 Я и мое Отечество

СТРАНИЦА 3

Я и мое Отечество

ГИМН РОССИИ Россия — священная наша держава,  Россия — любимая наша страна.  Могучая воля, великая слава —  Твоё достоянье на все времена!  Славься, Отечество наше свободное,  Братских народов союз вековой,  Предками данная мудрость народная!  Славься, страна! Мы гордимся тобой!...

ГИМН

РОССИИ

Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!...

1. Что мы празднуем 4 ноября?    1) День народного единства   2) День согласия и примирения   3) День К онституции

1. Что мы празднуем 4 ноября?

1) День народного единства

2) День согласия и примирения

3) День К онституции

2. Что произошло 4 ноября  (22 октября по старому стилю) в 1612 году?    1) Ополчение Минина и  Пожарского взяло Кремль   2) Ополчение Минина и  Пожарского взяло Китай-город    

2. Что произошло 4 ноября

(22 октября по старому стилю)

в 1612 году?

1) Ополчение Минина и

Пожарского взяло Кремль

2) Ополчение Минина и

Пожарского взяло Китай-город

  

3. Кто возглавлял первое ополчение в 1611 году?   1) Ляпунов  2) Минин  3) Пожарский

3. Кто возглавлял первое ополчение в 1611 году?

1) Ляпунов

2) Минин

3) Пожарский

4. Какое государство вмешивалось в дела России в Смутное время?   1) Польша  2) Соединенные штаты Америки  3) Османская Империя  

4. Какое государство вмешивалось в дела России в Смутное время?

1) Польша

2) Соединенные штаты Америки

3) Османская Империя  

5. Кем был Козьма Минин до 1611  года?   1) Был князем  2) Был купеческим старостой  3) Преподавал в земских школах      

5. Кем был Козьма Минин до 1611

года?

1) Был князем

2) Был купеческим старостой

3) Преподавал в земских школах

    

6. Кем был Дмитрий Пожарский  до 1611 года?   1) Был князем  2) Был купцом  3) Преподавал в земских школах      

6. Кем был Дмитрий Пожарский

до 1611 года?

1) Был князем

2) Был купцом

3) Преподавал в земских школах

    


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!