СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный потенциал художественно-эстетического направленияь современного дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, занимающимся исследованием в области художественно-эстетического направления дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал художественно-эстетического направленияь современного дополнительного образования»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Мотыгинская средняя школа №2




тема работы

«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТОВ И МОЛОДЕЖИ»





Выполнила:

Сюзева Наталья Федоровна

Педагог дополнительного образования

МБОУ МСОШ №2












Мотыгино

2017 г.



Содержание Введение ……………………………………………………………………….3
  1. Теоретические аспекты исследования современной системы дополнительного образования и ее нормативно-правовое обеспечение...…5

2. Художественно-эстетическое воспитание в исторической ретроспективе …………………………………...…………………………... 10

2.1. Значение художественно-эстетического воспитания в формировании творческой личности ……………………………………………….………… 16 3. Пути модернизации современного художественно-эстетического образования …………………………………………………………….………18 4. Заключение ……………………………………………………………..22 5. Список литературы……………………………………………………..23



























ВВЕДЕНИЕ

Являясь важной и социально востребованной составляющей образовательного пространства, дополнительное образование детей требует сегодня к себе особого внимания, поиска новых путей развития, отвечающих требованиям последнего времени.

Тема исследования в области «Воспитательный потенциал художественно - эстетического направления современного дополнительного образования детей, подростов и молодежи» приобретает, сегодня особую актуальность в связи с тем, что в современном обществе сложилась проблема поиска новых форм и методов художественно – эстетического воспитания и развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей. Для решения этой проблемы ответим на такие вопросы: -

  • Какую роль играет художественно – эстетическое развитие в современном обществе?

  • Какое влияние имеет приобщение к культурному наследию на формирование личности учащихся?

  • Какие имеются пути решения проблемы актуализации и модернизации художественно – эстетического воспитания и образования?

Цель данной работы состоит в подробном рассмотрении и изучении проблемы современной системы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности. Задачи для раскрытия цели:

  1. Проанализировать нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.

  2. Изучить опыт и исследования передовых ученых в области художественно-эстетического воспитания.

  3. Найти новые пути и возможности повышения качества художественно-эстетического воспитания в дополнительном образовании.


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

На современном этапе формирования инновационной экономики, когда в стране совершаются глубокие социально-экономические преобразования, происходит переоценка системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, которая является «основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны»1.

. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» сказано, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». В свою очередь «развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и расширение сферы дополнительного образования». Одной из задач модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития ставится «развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом». Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяется одно из приоритетных направлений «совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества».

Решение данной проблемы непосредственно связано с организацией дополнительного образования детей, которое является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, совершенствовании, и претерпевает сегодня качественный рост и динамичное развитие. Об этом говорит возросшее внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству нравственного и умственного развития, формирования всесторонне развитой, творческой личности.

Образовательное учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. В его функции входит предоставление образования, являющегося дополнительным к основному общему образованию. Педагогическая ценность дополнительного образования детей заключается в том, что:

- оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности и расширяет возможности ее развития;

- обеспечивает целостный процесс социального воспитания, который помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создания комфортной социально-образовательной среды в социуме, правовой и экономической защиты, социальной профилактики;

- личностно-ориентированные подходы и технологии, положенные в основу деятельности дополнительного образования, позволяют решать проблемы детей как одаренных, так и имеющих отклонения от нормы развития, ослабленных; как самостоятельных, так и находящихся в зависимости от взрослых (инвалидов, сирот), социально незащищенных и правонарушителей;

- в его пространстве неисчерпаемы возможности создания ситуаций успеха для каждого ребенка и его самореализации.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как:

  • обеспечение занятости детей,

  • их самореализации и социальной адаптации,

  • формирование здорового образа жизни,

  • профилактики безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей, подростков и молодежи.

Система дополнительного образования способствует формированию лидерских качеств у детей, социальных компетенций, творческому развитию одаренных детей, а так же является эффективным инструментом профориентации учащихся.

Являясь определенной системой, включающей в себя совокупность образовательных программ различного уровня и направленности;

- учреждений дополнительного образования;

- органов управления образованием;

- детских и молодежных общественных объединений.

система дополнительного образования способствует активному становлению разносторонне развитой личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению детей, подростков и молодежи.

Таким образом, дополнительное образование детей, осуществляя свою деятельность в образовательном пространстве страны, решает очень важные образовательные задачи:

- гуманизации образовательного процесса;

- вносит разнообразие дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей;

- предоставляет детям, подросткам и молодежи свободный выбор образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ в соответствии с интересами, склонностями и способностями детей после получения ими основного общего образования;

- отвечает принципам непрерывности, дополнительного образования, преемственности дополнительных образовательных программ,

- предоставляет возможность сочетания образовательных программ и коррекции их в процессе освоения;

- осуществляет психолого-педагогическую поддержку индивидуального развития детей;

- создает комфортную образовательную среду через творческое сотрудничество педагогических работников и детей;

- сохраняет физическое и психическое здоровье детей, подростков и молодежи.


    1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чтобы определить место и значимость дополнительного образования детей в системе современного российского образования, обратимся к его нормативно-правовой базе, рассмотрим основные документы, касающиеся: системы дополнительного образования и современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей.

Федеральный закон N 273-ФЗ »Об образовании в Российской Федерации» коснулся всех уровней  образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место  дополнительного образования  в системе образования  РФ: « Образование  подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)», т.е. дополнительное образование  признается неотъемлемой самостоятельной частью системы  российского  образования.

В Федеральном законе о дополнительном образовании от 12.07.2001г. дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (статья 1).

Национальная доктрина образования в Российской Федерации является основополагающим государственным документом, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. указывается, что стратегической целью государственной политики в области  образования  является «повышение доступности качественного  образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования».i

Государственная Программа «Развитие  образования  2013–2020» одной из ее основных задач системы образования обозначает «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей».ii Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента  детей  в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами  дополнительного образования. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг.  также направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Она предусматривает разработку и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования, организацию  системы  повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере  дополнительного образования  детей, повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

            В настоящее время разработан и активно обсуждается проект Межведомственной программы развития дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 г., в которой предусмотрено повсеместное внедрение «модернизационного формата» дополнительного образования детей, формирование современной социокультурной среды для развития социализации детей (эксплораториумы, музеи науки и техники и пр.).

Таким образом, внимательно рассмотрев все эти нормативно-правовые документы, мы можем сделать следующие выводы:


  1. Государство признает дополнительное образование очень важной составляющей системы образования в России, которое осуществляет свою деятельность за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.

  2. Дополнительное образование детей, направлено на всестороннее развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности.

  3. Важной задачей системы дополнительного образования детей обозначается доступность услуг на бесплатной основе (для детей).

  4. Стратегической целью государственной политики в области  образования  является повышение доступности качественного  образования, развитие системы дополнительного образования и расширение ее сферы.


2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Современная наука накопила достаточно большой опыт в изучении аспектов эстетического воспитания в различные исторические эпохи. Обратимся к богатейшему материалу по теории и практике эстетического воспитания, к работам представителей наиболее значимых научных течений. В ходе становления философского знания было высказано немало плодотворных идей, обогативших эстетические теории (Дидро, Лессинг, Гегель, Шиллер и др.). Эстетическое воспитание исследуется разными науками, каждая из которых рассматривает определенный аспект данного вопроса. Изучение философской и педагогической мысли показывает, что каждая историческая эпоха имеет свой эстетический идеал, свою систему воспитания, выдвигает те или иные формы, средства и методы воспитания и образования, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества.

Обратимся к истории. Уже в древности люди задумывались о том, что сильнее всего влияет на формирование эстетического мира человека. И по сей день этот вопрос продолжает оставаться в центре внимания ученых и педагогов. Эстетика (греч. aigqpis – чувственное восприятие) – наука о закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Во все века эстетическое воспитание считалось важной частью формирования гармонически развитого человека. Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывалось философами античности. Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ выделяли органическую связь эстетического и этического воспитания. Искусство, по мнению Аристотеля, обладает познавательными, воспитательными воздействиями, приносит людям эстетическое удовольствие. Он считал, что эстетическое воспитание обеспечивает гармоническое развитие личности, делает человека гражданином и способствует развитию разумной деятельности. В Древней Греции получили развитие драма, архитектура, живопись, что способствовало культурному процветанию общества.

В Средневековье проводилась мысль о единстве эстетического, этического и интеллектуального воспитания, основным средством определялась музыка. В средневековых университетах преподавали семь свободных искусств.

В эпоху Возрождения получила дальнейшее развитие идея всестороннего развития личности (В. де Фильтре), подчеркивалось воспитательное воздействие искусства (М. Падуанский). В содержание образования включались общеобразовательная подготовка, разрабатывались принципы наглядности обучения (А. Я. Каменский). Овладение искусством стало составной частью образования человека.

Философ XIX века Ф. Шиллер впервые употребляет термин «эстетическое воспитание». Он предлагал понимать под эстетическим воспитанием не только формирование способности понимать искусство, но и предполагал формирование с его помощью целостного человека, которое достигается эстетическим воспитанием.

Цели, задачи, содержание эстетического воспитания рассматривали И.Бецкой, К. Истомин, М. Ломоносов, Н. Новиков, Ф. Салтыков, В. Татищев и другие. В содержание эстетического воспитания они предлагали включать предметы эстетического цикла: танцы, музыку, виды искусства, литературу, рисование, пение, игру на инструментах. Новые формы организации учебного процесса, опиравшиеся на развитие способностей учащихся, предлагал Ломоносов. Он считал, что художники, актеры, музыканты должны быть высококультурными и образованными людьми.

Таким образом, были заложены основы эстетического образования в учебных заведениях России, в которых обращалось внимание на общеобразовательную, художественную, профессиональную подготовку, а также расширялась сфера внеучебной деятельности. При Московском университете появились классы художеств (рисование, музыка, театр), устраивались публичные музыкальные экзамены, театральные спектакли, концерты.

Н.И. Новиков далее развил идею о теории и практике эстетического воспитания в России. Он считал эстетическое воспитание частью умственного развития. Под эстетическим воспитанием он понимал приобщение детей к искусству во время обучения, включил изучение эстетики, красноречия, поэзии. Кроме того, он утверждал, что занятия изящным искусством нужно проводить не только с теми, кто имеет способности к ним, но и со всеми воспитанниками, что в процессе обучения следует детей приобщать к искусствам, воспитывать у них художественный вкус, развивать способности к созданию посильных эстетических ценностей.

Во второй половине XIX века ведущие русские педагоги К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский и другие видели в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, подчеркивали, что в каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания. Они включали в обязательные предметы для изучения литературу, музыку, изобразительное искусство, природу, а также художественное творчество и детский театр.

Как видим, опыт зарубежной и русской эстетической и педагогической мысли составляет основу для развития современной педагогической науки. Идеи эстетического воспитания в русской педагогике прошли длительный путь развития и вступили в XX век обогащенными и содержательно разработанными. Общим итогом становления эстетического воспитания в России до XX века, можно считать выделение его в самостоятельную область воспитания, определение содержания и путей его осуществления в соответствии с уровнем общественного развития, состоянием эстетической и педагогической теории. Отмечается необходимость расширения участия в образовании пения, музыки, живописи, а также соединения изучения эстетических предметов с воспитанием художественного вкуса, знанием искусства.

Достижением отечественной педагогики в советский период истории страны явилось создание системы эстетического воспитания на базе государственной системы образования и воспитания, которая включала дошкольное воспитание, обучение и воспитание в школе, техникуме, вузе, внешкольных учебных заведениях. Так был обеспечен целенаправленный систематический, основанный на преемственности всех звеньев системы образования процесс эстетического воспитания и образования.

Происшедшая перестройка в народном образовании после Октябрьской революции существенно изменила значение внеклассной воспитательной деятельности. Новой тенденцией в отечественной педагогике стало привлечение детей к внеурочной деятельности для развития творческих способностей. Отечественная педагогическая наука утверждала, что педагогическая деятельность тогда отвечает принципам воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей каждого ребенка, ведет к выявлению творческих дарований личности, как субъекта формирования целостной, а не частичной личности, когда свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех. Именно эти положения раскрывают в своих трудах П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и другие.

А.С. Макаренко придавал огромное значение эстетическому воспитанию, художественному развитию воспитанников. Он неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность, «по законам красоты», человек сам преображается.

Теоретические проблемы эстетического воспитания реализовывались на практике в опытных учреждениях Наркомпроса. Одна из первых станций была, возглавляема С.Т. Шацким. Ее коллектив разработал систему эстетического воспитания, внеся значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства (музыка, изобразительное искусство, драматургия). В работе по искусству С.Т. Шацкий отводил важное место личности педагога, его культурному уровню. Он писал, что у педагога должны быть положительные эмоции, эстетический вкус, владение специальными навыками в искусстве (должен уметь хорошо петь, или играть на инструментах, или рисовать).

Замечательный отечественный педагог В.А. Сухомлинский за долгие годы наблюдений над детьми в разных сферах их деятельности сделал вывод о том, что через красоту в духовный мир ребенка входят чувства гуманизма, патриотизма, дружбы. В эстетическое воспитание В.А. Сухомлинский включал искусство, природу, окружающую действительность, быт. Он стремился к тому, чтобы дети научились чувствовать, понимать, ценить, а главное творить красоту в природе, искусстве, труде и человеческих отношениях. Художественное слово, музыку, самостоятельное творчество детей В.А. Сухомлинский считал важнейшими средствами воспитания чувств, они занимают центральное место в его педагогической системе. Теоретические положения В.А. Сухомлинского получили широкое распространение и применение в современной практике воспитания и образования.

Современные ученые - педагоги, такие как О.А. Апраксина, Н.А. Дмитриев, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков и другие изучали проблемы эстетического воспитания, искали пути их решения. Результатом их деятельности стали разработки в области определения и конкретизации принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью.

Отечественная педагогика исходит из положений психологии (А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка. Только целенаправленное эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение в художественную деятельность в тесной связи с требованиями жизни способно развить эстетическую воспитанность, способность ребенка понимать подлинное искусство, замечать красоту окружающего мира и самовыражаться в эстетическом творчестве.

Изучив опыт исследования философов, выдающихся отечественных и зарубежных педагогов в области эстетического воспитания, мы можем сделать выводы:

  • во все времена, во всех народах эстетическому воспитанию и обучению детей, подростков и молодежи уделяется особое внимание;

  • эстетическое воспитание рассматривается как составная часть развития личности;

  • немаловажное значение имеет преподавание искусства для развития творческих способностей, формирования интереса к творческой деятельности;

  • раскрывается потребность общества в подготовке педагогических кадров для осуществления эстетического воспитания детей.

Данные вопросы представляются объективно существующими внутри указанной проблемы и являются не менее характерными на современном этапе.

2.ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства, выполняет очень важную образовательную функцию формирования личности подрастающего поколения. Оно является незаменимым инструментом развития духовно-нравственной, культурной личности, способной к самовыражению и индивидуальной художественно-творческой деятельности.

В программе развития воспитания в системе образования России на 2013 год, утвержденной Министерством образования, сказано, что духовно-нравственное становление школьников, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. «Суть эстетического воспитания в активном, целенаправленном формировании и совершенствовании системы эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую обобщенно принято называть эстетической культурой» (В.А. Разумный).


Проникновение культуры в образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей, развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка. Художественно-эстетическое воспитание детей и подростков может успешно осуществляться, если в его основе лежит художественное обучение, что особенно актуально для дополнительного образования. Художественное обучение базируется на общих законах и принципах художественно-эстетического воспитания, сложившиеся в различных видах искусства, традиционных методах практической художественной педагогики.

На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы, нормативно-правовых документов была конкретизирована структура художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей. В данную структуру входят

- художественное воспитание, основанное на «формировании любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства»;

-эстетическое воспитание как «формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности».

Сущность художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей следует рассматривать как социальное явление, как сложный многоуровневый процесс и как специально организованную деятельность, направленную на формирование потребности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности.

Б. Т. Лихачёв пишет, что эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Цель эстетического воспитания, по мнению В.Н. Шацкой, служить формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулировать посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству это видно из определения: «Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического воспитания, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности».



3.ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принятие Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ, явилось сегодня ответом системы образования на социальный заказ общества, поставившего вопрос о повышении эффективности дополнительного образования детей в плане эстетического воспитания. Поэтому цель эстетического воспитания, сегодня заключается в формировании эстетической культуры человека в контексте различных видов творческого познания действительности, в оптимизации созидательных качеств личности.

В связи с модернизацией системы образования современной России немаловажная роль отводится эстетическому воспитанию как одному из основных источников формирования у учащихся духовно-нравственных гуманистических ценностей. Мир прекрасного становится все более важным фактором сохранения целостного внутреннего мира личности. Эстетическое воспитание и художественное образование в совокупности призвано обеспечить гуманизацию и гуманитаризацию школы. В Федеральной программе развития образования указано: "Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности".

Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и поиском новых путей развития художественно-эстетического образования и воспитания, гармонического развития личности. Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, повсеместно ведется научно-практический поиск путей модернизации образовательно-воспитательного процесса, форм организации художественно-эстетического воспитания детей, подростков и молодежи.

Практика работы показывает, что реализация технологии художественно-эстетического развития детей в образовательном

пространстве дополнительного образования, обеспечивается соблюдением следующих организационно-педагогических условий, созданных педагогами:

  1. проектирование творческой личности ребёнка в образовательном пространстве учреждений дополнительного образования;

  2. осуществление педагогической деятельности на основе передового научного опыта, новейших методов и технологий в сотворчестве педагога и ребёнка;

  3. синтез художественных средств разных видов искусств;

  4. интеграция видов художественной деятельности в творческом процессе;

  5. проектирование и конструирование технологических карт художественно-творческого развития детей и т.д.

В Стратегии модернизации Российского образования в числе важнейших задач предусмотрено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Отмечено, что необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Опираясь на накопленный опыт с целью достижения успеха в совершенствовании художественно-эстетического образования, сегодня остро ощущается необходимость осуществления целого комплекса мер:

  1. Создание эффективной системы обновления художественно-эстетических образовательных услуг с учетом инноваций в современном российском образовании. Привлечение научного, методического и информационного сопровождения системы художественно-эстетического образования детей внедрение научных разработок (создание экспериментальных площадок, творческих лабораторий и т.д.), культурного потенциала территорий, педагогических и психологических аспектов.

  2. Организация эффективной внутренней системы повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, обновление кадрового состава через систему поиска и привлечения творческих, инициативных специалистов-новаторов;

  3. Нацеленность дополнительного образования на актуализацию воспитательного потенциала художественно-эстетического материала, формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, становление духовно-нравственных качеств личности.

  4. Взаимодействие различных субъектов художественно-эстетической сферы, систем общего и дополнительного образования, учреждений организаций, творческих союзов, деятелей культуры и науки; Эффективность данного направления во многом будет зависеть от взаимодействия всех субъектов художественно-эстетического процесса, так как одна из особенностей современного художественно-эстетической деятельности функционирование на стыке основного и дополнительного образования.

  5. Организация специальных конкурсов, фестивалей и выставок и модернизации уже существующих. Участие в конкурсных мероприятиях сопряжено с большими материальными затратами (аранжировки, фонограммы, создание экспозиций, организация выезда и так далее), что ограничивает количество участников, а следовательно, и возможности реализации творческого потенциала учащихся.

  6. Совершенствование материально-технической базы учреждений дополнительного образования через привлечение средств из государственных и негосударственных источников. Развитие детского коллективного творчества затруднено отсутствием специального оборудования, а также средств для организации творческих поездок.

  7. Широкая информированность населения о деятельности образовательных учреждений культуры в средствах массовой информации, связанная с потребностью формирования позитивного отношения к художественно-эстетическому образованию, повышения его статуса и конкурентоспособности.

Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках ведомственных целевых программ с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в отрасли.

Из вышеперечисленных фактов мы можем сделать следующий вывод, что решение вышеназванных позиций позволит:

• сформировать единое художественно-эстетическое образовательное пространство; обеспечить оптимальное взаимодействие систем общего и дополнительного образования, учреждений, организаций, творческих союзов, деятелей культуры и науки на развитие системы художественно-эстетического образования детей;

• создать систему непрерывного художественно-эстетического образования;

• обеспечить подрастающему поколению свободу выбора и доступности различных сфер направлений художественно-эстетического образования, удовлетворить потребность в самореализации творческого потенциала личности;

• создать востребованную систему художественно-эстетического образования, устойчивую к внешним социально-экономическим воздействиям;

• сохранить и модернизировать систему образовательных учреждений художественно-эстетической направленности;

• повысить профессиональную компетентность педагогов дополнительного образования, работающих в системе художественно-эстетического обучения и воспитания детей;

• актуализировать духовно-нравственный потенциал художественного наследия и культурных традиций территорий, реализовать воспитательный потенциал искусства как средства формирования нравственных принципов и идеалов личности и общества;

• повысить уровень воспитанности подрастающего поколения, создать условия для становления гражданской позиции и самореализации личности средствами искусства в современных социально-экономических условиях;

• совершенствовать материально-техническую базу образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в области культуры искусства;

• обновить содержание и технологии художественно-эстетического образования с учетом развития массовых коммуникаций на основе интеграции традиционных и современных видов искусств, с использованием современных медиасредств и медиатехнологий.



4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Современная система дополнительного образования детей признается Государством важной составляющей системы образования в России, что подтверждено законодательными актами и имеет ряд особенностей:

- является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования

- развивает мотивацию личности к познанию и творчеству;

- создает комфортную социально-образовательную среду;

- осуществляет индивидуальный и личностно-ориентированный подход;

- устраняет ряд социально значимых проблем;

- решает образовательные задачи такие как: гуманизация, профориентация, комфортная среда;

- имеет большие возможности для развития творческих способностей.

2. Художественно-эстетическое воспитание, выполняет функцию формирования духовно-нравственной, культурной личности,

3. Модернизация современного художественно-эстетического образования совершается через решение актуальных проблем таких как:

создание системы непрерывного художественно-эстетического образования, повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений, обновление содержания и технологии художественно-эстетического образования.


5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Http://Studbooks.Net/755612/Pedagogika/Teoreticheskie_Podhody_Probleme_Hudozhestvenno_Esteticheskogo_Vospitaniya_Detey_Doshkolnogo_Vozrasta

  2. Https://Moluch.Ru/Conf/Ped/Archive/22/2221/

  3. Андрюкова М. Ю. Значение Художественно-Эстетического Воспитания В Системе Дополнительного Образования Детей / Педагогическое Мастерство: Материалы Междунар. Науч. Конф. (Г. Москва, Апрель 2012 Г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 203-206.

 4. Бруднов А.К. Стратегия Развития Государственных И Муниципальных Учреждений Дополнительного Образования Детей / А.К Бруднов //Воспитание Школьников. - 2012. - №5. С. 105

  1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Методическая Служба Учреждения Дополнительного Образования Детей

  2. Вестник Образования. - 2000. - №12.- С. 16

  3. Критерии Эстетической Воспитанности Http://Www.P-Lib.Ru/Pedagogika/Lekcii_Po_Pedagogike/Lekcii_Po_Pedagogike70.Html

  4. М.В.Шакурова «Педагогическое Сопровождение Становления И Развития Социокультурной Идентичности Школьников»

  5. Распоряжение Правительства Рф От 17.11.2008 N 1662-Р (Ред. От 10.02.2017) ..

i

ii

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!