СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательные возможности урока и внеклассной работы в системе развития личности ребенка на основе ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье говорится о воспитательных возможностях,которые могут иметь современные уроки биологии и внеклассная работа по данному предмету в свете ФГОС ООО для выполнения основной цели обучения - развитие личности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательные возможности урока и внеклассной работы в системе развития личности ребенка на основе ФГОС ООО»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу вам рассказать о воспитательных возможностях урока и внеклассной работы в системе развития личности ребенка на основе ФГОС ООО.

Хочу начать свое выступление со слов-

Ребенок - росток человеческий.

В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию.

Цель становящейся личности –

утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение.

А цель педагога помочь ему в этом.

Я думаю, вы со мной согласитесь, что сегодня становится актуальной проблема правильного введения нового стандарта в практику работы не только учителей, но и классных руководителей, приведения образовательного процесса школ в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к качеству образования.

В основу образовательных стандартов второго поколения положена идея единства преемственности и инновационности. Они опираются на глубокий анализ и синтез накопленного опыта, а также современных и перспективных тенденций развития отечественной и зарубежной школы, ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций. Такой подход позволил создать документы принципиально нового образца, способные ответить на вызовы времени.В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы.При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Цель воспитательной работы современной школы по ФГОС-помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

Главные задачи современной школы по ФГОС:

раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, т.е. воспитание всестороннего и гармоничного развития личности(идеал воспитания). «Наша новая школа»

Проблема всестороннего и гармоничного развития личности отражается прежде всего в учебных планах школы, в которых дается перечень учебных предметов. Конкретное содержание обучения и воспитания, а также развитие личностных качеств учащихся разных возрастных групп раскрывается в учебных программах и учебниках, которые разрабатываются для каждого класса. Таким образом, учитель руководствуется в своей работе рядом нормативно-методических документов.

Каждый предмет имеет широкий спектр воспитательно-развивающего влияния. Он содействует прежде всего умственному развитию личности, несет в себе большой потенциал нравственного и эстетического воспитания.

Необходимо в полной мере использовать воспитательно-развивающий потенциал каждого урока и других видов учебных занятий. Это означает, что осуществление всестороннего развития личности должно определять как целевые установки каждого урока, так и его содержание, а также методы обучения.

В своей работе я как учитель биологии использую достаточно много воспитательных моментов, например на уроке биологии в 6 классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к природе.

Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные полотна отражают природу. На душу ребенка картина оказывает огромное воздействие.

Не менее важной нормой нравственности человека является чувство патриотизма. Это чувство – могучая движущая сила общества, проявляющаяся в гордости за свою Родину, за ее мощный прогресс, в настойчивом желании участвовать в созидательном труде, внести свой вклад в развитие и процветание своего родного края, своего города. Чувство гордости за страну воспитывается на тех уроках, на которых сообщаются данные о наших растительных и животных богатствах и о мероприятиях Нижегородской области по охране и воспроизведению этих богатств (о деятельности заповедников, заказников, национальных парков и т. д.). Данные вопросы рассматриваются на уроках биологического краеведения в 6а классе.

При изучении в 7 классе темы «Болезнетворные бактерии» знакомлю учащихся с учёными, которые ни сил, ни труда не жалели для установления причин заболевания чумой и путей распространения инфекции. Среди них Д.С.Самойлович, Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный, И.В.Мамонтов, знакомимся с работами З.В.Ермольевой. Обращаю внимание обучающихся на то, что Зинаида Виссарионовна успешно провела большую серию лабораторных опытов, подвергая свою жизнь опасности. Один из таких опытов – это опасный для жизни опыт с самозаражением, который она проводила на себе, изучая холерные вибрионы. Врач Н.К.Завьялова сама заразилась лёгочной формой чумы. Решив проверить на себе, насколько продолжительна невосприимчивость после выздоровления, она ставит героический эксперимент – вновь подвергает себя контакту с больными лёгочной чумой.

Вместе с ребятами выясняем, какую цель преследовали учёные, отправляясь в районы, где вспыхивали опасные инфекции, проводили эксперименты, опасные для собственной жизни. О чём свидетельствуют их письма? Такие моменты на уроке воспитывают у детей чувства протеста против использования бактериологического оружия, предназначенного для заражения людей возбудителями особо опасных инфекций, таких как чума, оспа, холера, сибирская язва. Многие болезни ушли в прошлое и представляют лишь исторический интерес, благодаря таким подвигам учёных.

       При изучении темы «Распространение плодов и семян»  в 6 классе знакомлю учеников с известным учёным-астрономом Н.А.Морозовым. Он был многие годы заточён царским правительством в Шлиссельбургскую крепость. За короткие минуты прогулок он собрал около 300 видов маленьких, хилых растений, которые росли в тюремном дворике для гербария. Среди них были рябина и смородина. Обсуждаем с ребятами, как попали в тюремный дворик эти растения.

           При изучении в 9 классе темы «Основы селекции» рассказываю детям о подвиге учёных  в дни блокады Ленинграда. 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Люди еле передвигали ноги, умирали, но коллекционное зерно сохранили. Печальный список, умерших от голода ведёт летопись: Д.С.Иванов – хранитель риса, А.Г.Щукин – хранитель масличных культур, Л.М.Розина – хранитель овса…

           В 8 классе при изучении темы «Жизненная ёмкость лёгких» объясняю, что особенно велика она у людей, занимающихся спортом,  знакомлю ребят с подвигом спортсмена Шаварша Карапетяна, спасшего из ледяной воды более 20 пассажиров, рухнувшего с моста троллейбуса на дно Ереванского водохранилища.

           В практике работы наметилась определенная система работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, которая включает в себя следующие элементы:

-анализ и отбор содержания учебного материала, важного для воспитания учащихся;

- ознакомление школьников с фундаментальными основами биологической  науки, с диалектическим подходом к изучению различных явлений;

- широкое использование связей биологии  с другими учебными предметами, включение биологических  знаний в общую систему знаний о научной картине мира;

-применение специальных вопросов и заданий, успешное решение которых убеждает учащихся в ценности и действенности мировоззренческих знаний;

-выработку у школьников ценностного отношения к живой природе, умений применять знания в практической деятельности;

-использование разнообразных методов и приемов, развивающих мыслительную деятельность учащихся и способствующих выработке духовно-нравственных убеждений.

Несмотря на то, что мой опыт работы пока еще невелик (2 года), можно назвать определенные результаты этой системы работы:

1.Участие в конкурсе «Несущие радость» в 2014-15 уч.году – 1 место в районном этапе и 3 место в городском, в 2015-16 уч.году–3 место в районном этапе конкурса.

2.Второй год осуществляю подготовку учащихся к предметной олимпиаде.

3. Проводятся занятия кружка «Флористика» для учащихся 5-7 классов.

4.Подготовка учащихся 9б и 11а классов к сдаче ГИА и ЕГЭ (22 ученика).

5.Участие в районной конференции НОУ, где Лосева Ирина (учащаяся 8а класса) заняла 1 место.

Как и любой учитель, в школе я выполняю ещё одну очень значимую роль – я являюсь классным руководителем 5в класса. Обучение и воспитание этих детей осуществляется по стандартам второго поколения, т.е. по ФГОС. Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований. Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является «центром» организации, координации всех влияний на отдельную личность, на коллектив учащихся; это координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования.

Данный учебный год является не совсем простым для учащихся 5в класса: перейдя из начальной школы в среднее звено, им приходится привыкать к новой системе обучения, осваивать курс новых предметов. Поэтому в воспитании учащихся ставлю перед собой именно такие цели и задачи, которые помогут им освоить изменившиеся условия учебно-воспитательного процесса и адаптироваться к ним.



Цель моей работы с классом на этот учебный год - создание условий для позитивного общения учащихся в классе, для проявления инициативы, ответственности, для разностороннего развития личности.

Задачи:

  • формирование здорового образа жизни;

  • формирование и развитие коллектива класса;

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

Наиболее   распространённая   форма  организации воспитательной работы в 5 классе - классный час, который проходит каждую неделю по разной тематике (по нравственному воспитанию, здоровому образу жизни, о трудолюбии, справедливости, доброте,  толерантности и др.).  

Планируются и уже были проведены тематические классные часы направлениям:

-по гражданскому воспитанию:  «Изучение устава  школы», «Правила  поведения в школьных  столовой  и  раздевалке», «Мои права. Имею право на образование»;

-по  эстетическому воспитанию и этикету: «Что такое добро и зло», «Общение по телефону», «Правила поведения в общественных местах»

-по  формированию  здорового образа жизни:   «О вреде курения», «Уличный и бытовой травматизм»

-по формированию трудового  воспитания: «Мой труд  украсит нашу школу».

Кроме того, проводятся занятия   по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.

Кроме классных часов проводятся  индивидуальные беседы с учащимися, родительские собрания, для того, чтобы как можно лучше ребёнок себя чувствовал в коллективе класса, не был изгоем, не был лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть. Для сплочения детского коллектива организуются совместные классные мероприятия с чаепитием, где происходит сближение детей и они узнают друг друга с положительной стороны, также планируется посещение различных культурно-массовых мероприятий. Мы побывали в этом году в Нижегородском планетарии, ездили в пос. Новинки на масленичные гуляния, посетили детский подростковый клуб «Салют», где мы участвовали а чаепитии в народных купеческих традициях, ходили на экскурсию в школьный музей. Участвовали в концерте ко дню матери, в литературном фестивале.

Кроме того, что я могу наблюдать за детьми в роли классного руководителя, также важно наблюдение за классом в рамках своего предмета и внеклассных мероприятий. Мне очень важно, чтобы ребёнок не боялся отвечать у доски, чтобы дети учились слушать и слышать не только учителя, но и друг друга, важна поддержка и сопереживание. Для более качественной и успешной работы с классом мне необходимо было заручиться поддержкой родителей, а для этого в этом учебном году я поставила цель – заинтересовать и привлечь родителей к совместной деятельности. Для работы с родителями разработала систему родительских собраний на учебный год:

Тематика родительских собраний на 2015-16 учебный год:

1.Организация. Начало учебного года

2.Особенности адаптации пятиклассников

3. Итоги первой учебной четверти

4.Роль семьи в формировании личности ребенка

5.Роль родителей в организации летнего отдыха детей

К собраниям готовлюсь очень тщательно, подбираю материал так, чтобы дать теоретический и практический материал родителям (распечатки, буклеты), который будет для них полезен. Приглашаю на собрание администрацию школы, учителей предметников. Моя цель, чтобы родители ушли домой с определённым багажом знаний и с желанием встретиться вновь.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Педагог, который
не сковывает, а освобождает,
не подавляет, а возносит,
не комкает, а формирует,
не диктует, а учит,
не требует, а спрашивает,
переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!