СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восприятие и анализ музыки в начальных классах в соответствии с алгоритмом Методист, преподаватель Дорофеева Г.И.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен алгритм работы учителя по восприятию музыки обучающимися младшего школьного возраста

Просмотр содержимого документа
«Восприятие и анализ музыки в начальных классах в соответствии с алгоритмом Методист, преподаватель Дорофеева Г.И.»

Восприятие и анализ музыки в соответствии  с алгоритмом Методист, преподаватель ГПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» Дорофеева Г.И.

Восприятие и анализ музыки в соответствии с алгоритмом

Методист, преподаватель

ГПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»

Дорофеева Г.И.

Проблема  Каков алгоритм работы? Как научить детей? Как разнообразить работу? Решение! - Использовать активно то, что знаешь - Расширять знания - Для начала повторим….

Проблема

Каков алгоритм работы?

Как научить детей?

Как разнообразить работу?

Решение!

- Использовать активно то, что знаешь

- Расширять знания

- Для начала повторим….

Мы уже знаем… Рисование, цветовое моделирование, литературная интерпретация, поэтические аналогии, художественно-музыкальная коллекция…. Методы переинтонирования Метод обобщения (спиральный, перспективный –»заегания вперед…», Метод эмоциональной драматургии, Метод сравнения, Метод «разрушения» Методы муз.воспитания

Мы уже знаем…

Рисование, цветовое моделирование, литературная интерпретация, поэтические аналогии, художественно-музыкальная коллекция….

Методы переинтонирования

Метод обобщения (спиральный, перспективный –»заегания вперед…», Метод эмоциональной драматургии, Метод сравнения, Метод «разрушения»

Методы муз.воспитания

Методы стимулировия Эффект удивления, создание ситуации успеха, игровые методы и приемы Вступительное слово (задание перед восприятием) Беседа (по вопросам задания) Анализ музыки (средства выразительности) Этапы восприятия

Методы стимулировия

Эффект удивления, создание ситуации успеха, игровые методы и приемы

Вступительное слово (задание перед восприятием)

Беседа (по вопросам задания)

Анализ музыки (средства выразительности)

Этапы восприятия

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Вступительное слово информационное Вступительное слово – вопрос, проблема, загадка…. и т.д. Вступительное слово эмоционально окрашенное Вступительное слово завершается заданием учащимся для восприятия, направленное на целостную,  эмоциональную характеристику музыкального впечатления,  но под углом темы четверти и урока.

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Вступительное слово

информационное

Вступительное слово – вопрос, проблема, загадка….

и т.д.

Вступительное слово эмоционально окрашенное

Вступительное слово завершается

заданием учащимся для восприятия,

направленное на целостную,

эмоциональную характеристику музыкального

впечатления,

но под углом темы четверти и урока.

Примерные вопросы для восприятия и беседы… О чем это произведение?  - Как бы вы его назвали и почему?  - Сколько в нем героев?  - Как они действуют?  - Какими показаны герои?  - Чему они нас учат?  - Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?

Примерные вопросы для восприятия и беседы…

  • О чем это произведение?

- Как бы вы его назвали и почему?

- Сколько в нем героев?

- Как они действуют?

- Какими показаны герои?

- Чему они нас учат?

- Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?

Или:  - Что важнее в песне – мелодия или слова? - А в человеке что важнее – ум или сердце?  - Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать?  - Что переживал композитор, когда писал эту музыку?   - Какие чувства он хотел передать?  - Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?  - Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? И т.д.  Ведь у нас еще остались Методы переинтонирования и Методы музыкального воспитания…, и Словарь музыкальных впечатлений, И тема урока!  Вывод  – выбор большой, выбираем то, что соответствует произведению и задачам урока

Или: - Что важнее в песне – мелодия или слова?

- А в человеке что важнее – ум или сердце? - Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать? - Что переживал композитор, когда писал эту музыку?  - Какие чувства он хотел передать? - Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? - Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?

И т.д. Ведь у нас еще остались

Методы переинтонирования и Методы музыкального воспитания…,

и Словарь музыкальных впечатлений,

И тема урока!

Вывод

выбор большой, выбираем то, что соответствует произведению

и задачам урока

Примерные вопросы для анализа музыкального произведения… Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)?  - Каков жанр («кит»)? Почему так решили?   - Композиторская или народная? Почему?   - Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент?  - Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.

Примерные вопросы для анализа музыкального произведения…

  • Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)?

- Каков жанр («кит»)? Почему так решили? - Композиторская или народная? Почему? - Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент? - Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Вывод (формируем вопросы на основе)  - Вопросов при беседе и анализе музыки - цели, темы и задач урока  Цель –формирование музыкальной культуры  (1.интерес, увлеченность, художественный вкус. 2. знания, умения 3. творческие способности) Задачи: введение в мир музыки через интонации, темы и образы произведений отечественного музыкального искусства,  музыка как выражение эмоций и мыслей человека;  интонация — источник музыкальной речи;  средства музыкальной выразительности Первичные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям. (ФГОС).  При таком подходе к выводам каждый отдельный урок встраивается в систему всего музыкального воспитания

Вывод (формируем вопросы на основе)

- Вопросов при беседе и анализе музыки

- цели, темы и задач урока

Цель –формирование музыкальной культуры (1.интерес, увлеченность, художественный вкус. 2. знания, умения 3. творческие способности)

Задачи:

  • введение в мир музыки через интонации, темы и образы произведений отечественного музыкального искусства,
  • музыка как выражение эмоций и мыслей человека;
  • интонация — источник музыкальной речи;
  • средства музыкальной выразительности
  • Первичные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека.
  • Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям. (ФГОС).

При таком подходе к выводам каждый отдельный урок встраивается в систему всего музыкального воспитания

Примерный план анализа музыкального произведения учителем при подготовке к уроку (

Примерный план анализа музыкального произведения

учителем при подготовке к уроку

("Упрямый братишка" Д. Кабалевского ) https://audio-vk4.ru/?mp3=%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%94.+%E2%80%93+%D0%A3%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%BC%D1%8B%D0%B9+%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B0

Параметры

Характер,

Стабильность

Изменяется

параметров

настроение, чувства (что наиболее ярко отражено в произведении)

Динамика

Характеристика параметров

Спокойный, рассудительный, мягкий, ласковый, нежный, уговаривающий, мягкий и т.д.

Изменяется

Мелодия

Изменяется

Сердитый, злой, твердый, суровый и т.д.

Тихая, умеренная

Ритм

Плавная, напевная

Громкая

Изменяется

Тембр ( или высота мелодии – регистр)

Изменяется

На одном звуке, невыразительная

Плавный, мягкий

Четкий

Мягкий, нежный

Жесткий, металлический, звонкий

 Алгоритм работы учителя по подготовке восприятия музыки Выяснить тему урока, методические рекомендации к уроку Прослушать произведение Изучить информацию об авторе и произведении Произвести анализ произведения  - эмоциональное впечатление  -средства музыкальной выразительности (элементы музыкальной речи) 5. Составить текст вступительной беседы и задание на эмоциональное восприятие (смотрим варианты вступительной беседы, примерные вопросы и методы, словарь эмоциональных впечатлений) 6. Составить вопросы для анализа музыки (смотрим перфокарту и анализ Средств выразительности) 7. Сформулировать вопросы для Выводов и Рефлексии (обращаемся к материалу урока, в том числе к информации учителя и вопросам на уроке)

Алгоритм работы учителя

по подготовке восприятия музыки

  • Выяснить тему урока, методические рекомендации к уроку
  • Прослушать произведение
  • Изучить информацию об авторе и произведении
  • Произвести анализ произведения

- эмоциональное впечатление

-средства музыкальной выразительности (элементы музыкальной речи)

5. Составить текст вступительной беседы и задание на эмоциональное восприятие (смотрим варианты вступительной беседы, примерные вопросы и методы, словарь эмоциональных впечатлений)

6. Составить вопросы для анализа музыки (смотрим перфокарту и анализ Средств выразительности)

7. Сформулировать вопросы для Выводов и Рефлексии (обращаемся к материалу урока, в том числе к информации учителя и вопросам на уроке)

У Вас все получится  и Вашим учащимся будет интересно!!!

У Вас все получится и Вашим учащимся будет интересно!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!