Восприятие и анализ музыки в соответствии с алгоритмом
Методист, преподаватель
ГПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
Дорофеева Г.И.
Проблема
Каков алгоритм работы?
Как научить детей?
Как разнообразить работу?
Решение!
- Использовать активно то, что знаешь
- Расширять знания
- Для начала повторим….
Мы уже знаем…
Рисование, цветовое моделирование, литературная интерпретация, поэтические аналогии, художественно-музыкальная коллекция….
Методы переинтонирования
Метод обобщения (спиральный, перспективный –»заегания вперед…», Метод эмоциональной драматургии, Метод сравнения, Метод «разрушения»
Методы муз.воспитания
Методы стимулировия
Эффект удивления, создание ситуации успеха, игровые методы и приемы
Вступительное слово (задание перед восприятием)
Беседа (по вопросам задания)
Анализ музыки (средства выразительности)
Этапы восприятия
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Вступительное слово
информационное
Вступительное слово – вопрос, проблема, загадка….
и т.д.
Вступительное слово эмоционально окрашенное
Вступительное слово завершается
заданием учащимся для восприятия,
направленное на целостную,
эмоциональную характеристику музыкального
впечатления,
но под углом темы четверти и урока.
Примерные вопросы для восприятия и беседы…
- Как бы вы его назвали и почему?
- Сколько в нем героев?
- Как они действуют?
- Какими показаны герои?
- Чему они нас учат?
- Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?
Или: - Что важнее в песне – мелодия или слова?
- А в человеке что важнее – ум или сердце? - Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать? - Что переживал композитор, когда писал эту музыку? - Какие чувства он хотел передать? - Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? - Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?
И т.д. Ведь у нас еще остались
Методы переинтонирования и Методы музыкального воспитания…,
и Словарь музыкальных впечатлений,
И тема урока!
Вывод
– выбор большой, выбираем то, что соответствует произведению
и задачам урока
Примерные вопросы для анализа музыкального произведения…
- Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)?
- Каков жанр («кит»)? Почему так решили? - Композиторская или народная? Почему? - Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент? - Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.
Перфокарта для анализа музыкального произведения
Вывод (формируем вопросы на основе)
- Вопросов при беседе и анализе музыки
- цели, темы и задач урока
Цель –формирование музыкальной культуры (1.интерес, увлеченность, художественный вкус. 2. знания, умения 3. творческие способности)
Задачи:
- введение в мир музыки через интонации, темы и образы произведений отечественного музыкального искусства,
- музыка как выражение эмоций и мыслей человека;
- интонация — источник музыкальной речи;
- средства музыкальной выразительности
- Первичные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека.
- Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям. (ФГОС).
При таком подходе к выводам каждый отдельный урок встраивается в систему всего музыкального воспитания
Примерный план анализа музыкального произведения
учителем при подготовке к уроку
("Упрямый братишка" Д. Кабалевского ) https://audio-vk4.ru/?mp3=%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%94.+%E2%80%93+%D0%A3%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%BC%D1%8B%D0%B9+%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B0
Параметры
Характер,
Стабильность
Изменяется
параметров
настроение, чувства (что наиболее ярко отражено в произведении)
Динамика
Характеристика параметров
Спокойный, рассудительный, мягкий, ласковый, нежный, уговаривающий, мягкий и т.д.
Изменяется
Мелодия
Изменяется
Сердитый, злой, твердый, суровый и т.д.
Тихая, умеренная
Ритм
Плавная, напевная
Громкая
Изменяется
Тембр ( или высота мелодии – регистр)
Изменяется
На одном звуке, невыразительная
Плавный, мягкий
Четкий
Мягкий, нежный
Жесткий, металлический, звонкий
Алгоритм работы учителя
по подготовке восприятия музыки
- Выяснить тему урока, методические рекомендации к уроку
- Прослушать произведение
- Изучить информацию об авторе и произведении
- Произвести анализ произведения
- эмоциональное впечатление
-средства музыкальной выразительности (элементы музыкальной речи)
5. Составить текст вступительной беседы и задание на эмоциональное восприятие (смотрим варианты вступительной беседы, примерные вопросы и методы, словарь эмоциональных впечатлений)
6. Составить вопросы для анализа музыки (смотрим перфокарту и анализ Средств выразительности)
7. Сформулировать вопросы для Выводов и Рефлексии (обращаемся к материалу урока, в том числе к информации учителя и вопросам на уроке)
У Вас все получится и Вашим учащимся будет интересно!!!