СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В.Набокова «Растрел» (подготовка к сочинению)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

подготовка к сочинению -анализу поэтического текста на уроке литературы в 11классе.Завершающий урок по творчеству В.Набокова

Просмотр содержимого документа
«Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В.Набокова «Растрел» (подготовка к сочинению)»

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В.Набокова «Растрел»

(подготовка к сочинению)

Цель урока: Смоделировать различные способы анализа поэтического текста на примере стихотворения В.Набокова «Растрел» для создания индивидуальной интерпретации, отражающей единство формы и содержания лирического произведения в контексте творчества автора и поэзии 20 века в целом.

В результате ученик:

  • осознает необходимость восприятия, истолкования, оценки при анализе стихотворения;

  • обосновывает формы анализа художественного текста: литературоведческий, контекстуальный, лингвопоэтический;

  • понимает взаимообусловленность восприятия, истолкования, оценки для создания личностной интерпретации поэтического текста.

Идея урока

Анализ поэтического текста – один из самых сложных вопросов школьного литературоведения, требующих основательности и системности.

В комментарии к теме «анализ стихотворения» присутствуют слова: восприятие, истолкование, оценка, традиционно трактуемые так:

Восприятие –личное интеллектуально-эмоциональное восприятия: какие мысли и чувства вызвало это произведение, какой эмоциональный отклик нашло. Также речь идет о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами.

Истолкование – анализ стихотворения в единстве его содержания и формы, с учетом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразие лирики как рода литературы. Возможны ссылки на истолкования стихотворения литературоведами, сопоставление различных точек зрения.

Оценка – замечание о той или иной стороне мастерства поэта и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, в литературе в целом. Оценка – это и точки зрения других авторов и собственное мнение, сформированное в процессе анализа произведения.

Предлагаем преобразовать традиционную модель, используя ииновационные типологии анализа текста, следующим образом:

  • Основную функцию восприятия разрешаем посредством использования элементов лингвопоэтики, для истолкования возьмём хорошо известные традиционные литературоведческий и лингвистический анализы текста, оценку же осуществим путём контекстуального анализа. Создадим также возможные алгоритмы интерпретации исследуемого теста.



Ход урока

I этап: Актуализация знаний посредством индивидуальной проектной деятельности учащихся

Деятельность учителя: Несколько уроков мы в художественном мире удивительного и загадочного Владимира Набокова: блуждаем в лабиринтах его романов, отражаемся в зазеркалье стихотворений, цепенеем в парадоксах рассказов…

Как уживались в одном человеке плачущая, волшебно поющая птица – Сирин (такая дикая, славянская) и безупречный, суховато-ироничный джентльмен с теннисной ракеткой? Трепетная бабочка, безрассудно летящая в круг сачка, и идеально выстроенная, рационально просчитанная шахматная партия? Что поможет разгадать эту загадку?

Предполагаемые ответы учеников: Какой он, Набоков–Сирин, рассказывают нам в мемуарах его современники-эмигранты: ценители-почитатели (В. Ходасевич, Н. Берберова, З. Шаховская) и оппоненты-недоброжелатели (вроде Г. Адамовича). Это и многочисленная критика 80-х годов 20 века, когда книги Владимира Набокова были возвращены русскому читателю. Прикоснуться к «сокровенному» Набокову можно читая его замечательную книгу воспоминаний «Другие берега», его ранние стихотворения о детстве…

Учитель: Сейчас нам необходимо ответить на вопрос более сложный и более личный: «Кто Владимир Набоков для меня?», ибо любая интерпретация художественного текста начинается со знакомства с миром автора: биография, эпоха, творчество, критика. Поэтому на последнем уроке по творчеству Набокова, после комментариев его рассказов «Рождество, «»Круг», «Облако, озеро, башня», после обзоров его русскоязычных романов «Дар», «Подвиг», «Защита Лужина», «Машенька», «Приглашение на казнь», каждому необходимо определить свое отношение к личности и творчеству этого неоднозначного и очень непростого писателя и поэта. Начать можно с афоризма, цитаты, какой- либо яркой мысли самого Набокова или его критиков.

Учащиеся:

  1. Читают отобранные дома цитаты, характеризующие личность или творчество автора, которые впоследствии могут быть использованы во вступлении или в заключении сочинения:

«Моя голова говорит по-английски, сердце – по-русски…»

«Мои наслаждения самые острые из ведомых человеку: писательство и ловля бабочек».

«Настоящая история моего пребывания в английском университете есть история моих потуг удержать Россию».



  1. Защищают индивидуальный домашний проект в виде компьютерной презентации «Кто он – Владимир Набоков?»



II этап: Мотивационно-ориентировочная деятельность



Учитель: В чём прежде всего вам видится феномен Набокова?

Учащиеся: Двойственность:

  • русский – англоман (русский и английский языки знает одинаково прекрасно, легко пишет на том и на другом, переводит);

  • Россия (единственный дом) – эмиграция (отели);

  • Поэзия (классическая, традиционная) – проза с модернистской доминантой;

  • Бабочка- шахматы;

  • «Solus rex» (одинокий король в изгнании) – Гражданин мира…

Учитель: Назовите наиболее яркие сквозные темы, образ, символы художественного мира Набокова.

Учащиеся:

Образы «несбыточной» России (Дом, Детство, Петербург, первая любовь, ностальгия…);

Зазеркалье (многочисленные отражения в разных его произведениях, реальное - ирреальное);

Символы круга, дороги;

Мотив сна (в романах, рассказах, стихах) и т.д.



Учитель: Понять, кто же он Nabokov- Сирин, мы попытаемся, следуя его же совету: «уменьшение крупных вещей и увеличение малых – вот точка искусства». Коснувшись его богатой биографии и обширного творческого наследия, мы остановимся на одном небольшом стихотворении. Его восприятие, истолкование, оценка – очередной этап на пути «в поисках Набокова».



Целеполагание: Что необходимо знать и уметь, чтобы написать сочинение на заданную тему (восприятие, истолкование, оценка поэтического текста)?

Фронтальная работа



Учитель: Что вы понимаете под словами «восприятие», «истолкование», «оценка»?

Учащиеся:

Восприятие – эмоциональный отклик;

Истолкование – анализ произведения в единстве его содержания и формы;

Оценка – художественная ценность произведения, критические отзывы.

Учитель: А теперь в типологии анализа текста подберем наиболее подходящие к каждой составляющей.

Учащиеся:

Если говорить о восприятии с его психологической доминантой, логично использовать лингвопоэтику;

Для истолкования вполне подойдут литературоведческий и лингвистический анализы текста;

Оценку можно попробовать произвести с помощью контекстуального анализа.



III этап: Создание и преобразование моделей анализа поэтического текста.

Подготовленный ученик читает стихотворение «Расстрел», написанное Владимиром Набоковым в Берлине в 1927году.

Групповая работа

Задание группам: Представить идею видения текста посредством конкретного метода как один из возможных вариантов интерпретации стихотворения.

I группа. Восприятие текста.

Учитель: (проводит подготовительную работу с группой – задает психологический настрой).

Восприятие (в психологии) – целостное отражение предметов, ситуаций, возникающее при непосредственном воздействии(всегда с пониманием и оценкой). При восприятии необходимо применять эмпатичные способности (понимание другого человека путем эмоционального «вчувствования» в его переживания), в данном случае художественного текста. Используем лигвопоэтику, чтобы поддержать психологическую доминанту текста. Лингвопоэтика предполагает многократное медленное прочтение (интуитивное постижение текста), отбор ключевых слов-образов в тематических углах текста, объяснение их взаимосвязи и последующее моделирование образно-эмоционального смысла стихотворения. Только помните, что с «бабочкой поэтиного сердца» нужно быть очень деликатным.

Учащиеся I группы: В данном стихотворении ключевым является сквозной образ «несбыточной, невозможной России»; черемуха - символ, весны, цветения, молодости героя, ночь, овраг – смерть, своеобразное «сошествие во ад»…; постоянные у Набокова мотивы сна и дороги (возвращения домой во сне), символы круга, огня, уходящего времени – «горящий циферблат»…

«Эмоциональная» идея - ностальгия поэта-изгнанника, осознание невозможности вернуться и разделить трагическую судьбу поколения, «расстрел» мечты о возможном возвращении домой безымянным героем, погибшим в райских кущах «черемухи в овраге».

Основной конфликт – трагедия столкновения желаемого, возвышенного: «Россия, звезды, ночь расстрела и весь в черемухе овраг» и реального: «оцепенелое сознание» в «благополучном изгнании»;

Трагический пафос - стремление к героическому возвращению на родину, к подвигу и осознание невозможности, бесполезности этих устремлений – очередной «расстрел» своих неисполнимых грёз…

II группа. Истолкование текста.

Исследование литературоведческое: особенности композиции, хронотоп, тропы, ритмика, рифма, тема, лирический, сюжет, лирический герой;

Лингвистическое: фоника, роль частей речи в создании образов, особенности лексики и поэтического синтаксиса.

Помните, Набоков – выдающийся энтомолог. И это исследование его стиха мы уподобляем священнодействию натуралиста: мы берем чужую трепетную бабочку, аккуратно расправляя ещё теплые волшебные крылья, пробиваем булавкой, закрепляем на чистом листе, препарируя.

Учащиеся II группы:

Стихотворение имеет кольцевую композицию - круг (один из любимых символов поэта), возвращение на Родину, только в ирреальном времени и в пространстве сна. Композиционная модель: сон - явь – мечта.

Композиция имеет зеркальное отражение(зазеркалье): графическая стройность , симметричность стихотворения - двойное тире (место наивысшего эмоционального подъёма) – граница, переход от сна (ирреальное) к «оцепенелому сознанию», пробуждению (реальное); отражение образов огня «горящий циферблат» - «круг тусклого огня»;

Хронотоп - мотив уходящего, неравномерно текущего времени подчеркнут формами глаголов первой строфы «бывают ночи» (повторяемость, регулярность); сослагательное наклонение «сердце как бы ты хотел, чтоб это вправду было так» (желательность) и возвышенный номинатив «Россия, звезды, ночь расстрела и весь в черемухе овраг» пятой строфы; наблюдается двойное пространственное отражение: условность сна (Россия – вожделенная родина ) и реальность «благополучное »изгнанье (чужбина);

Контрасты хронотопа: узкое, замкнутое, душное «прикроватное» пространство эмигрантской комнаты и бесконечное, вселенское пространство русской звездной весенней ночи с буйством аромата черемухи.

Тропика стиха: сравнение «как пристальное дуло», олицетворения «глядит циферблат», метафоры «горящий циферблат», «круг тусклого огня», «оцепенелого сознанья коснется тиканье часов», «покров изгнания» - создают зловещую атмосферу ночного повторяющегося кошмара.

Фоника: параллелизм звучания: РОССИЯ – РАССТРЕЛ ; ассонанс на «О» - подкрепляет круговую символику; ощущается чередование плавных аллитераций начала (-В,Л-) и зловещего раскатистого (-Р-) в эмоциональных узлах текста.

Синтаксис: 5 строф – 5 законченных предложений, стройная структура постепенно развивающегося лирического сюжета, полного драматизма.

Ритмика и рифма: как бы в противовес экзистенциализму сюжета - безупречный классический пушкинский 4-хстопный ямб, гармония точных, богатых, размеренной перекрестной рифмовкой чередующихся мужских и женских рифм.





III группа. Оценка текста. Контекст – это «то, что вне текста»: ассоциации (в творчестве Набокова стихотворения о России, стихи посвящения Николаю Гумилеву, романы «Подвиг», «Машенька», «Дар»), аллюзии, социокультурное восприятие (тогда и сегодня), историко-культурный фон ( первая волна эмиграции, философский, мировоззренческий аспекты.

Используя нашу маяковскую метафору, пойманную сачком и исследованную под микроскопом «бабочку поэтиного сердца» помещаем под стекло, в коллекцию, с торжеством латыни



Учащиеся III группы:

  1. Судьбы многих российских эмигрантов; ностальгия; 12-ый год Набокова в эмиграции, Германия

  2. 1927 год- магия цифр: 10лет после кровавого октябрьского переворота, через 10 лет страну ожидают кровавые сталинские репрессии -1937;

  3. «в Россию поплывёт кровать» - метафора, историческая аллюзия знаменитого философского парохода;

  4. Набоков в эмиграции часто вспоминает об одном из любимых современных поэтов – Н.С. Гумилёве: стихотворение «Памяти Гумилева»1923год, путешественник Николай Степанович - герой одного из рассказов. Набокова мучает и восхищает достойная героя-конквистадора смерть Гумилёва, расстрелянного по ложному обвинению за участие в подготовке белого мятежа. Потому назойливо звучит гумилёвское:

…И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще…

Впоследствии, правда, Набоков пересмотрит свое восторженное отношение к Гумилёву, но это будет много позже, и это будет не поэт-эмигрант Владимир Сирин, а признанная мировая звезда Vladimir Nabokov «Как любил я стихи Гумилева» 1972 год (обратим внимание на зеркальное отражение дат – такие совпадения любил Набоков);



  1. Есть воспоминания Набокова о гибели в Советской России двоюродного брата Юрика Рауша, участника детских игр в «Других берегах»;

  2. Но более всего «Расстрел» напоминает лирический вариант романа «Подвиг», герой которого Мартын Эдельвейс (в образе много автобиографических черт), желая разобраться в собственной судьбе и судьбе своего народа, переходит границу: из мира живого «благополучного изгнания» на «зов родины», в страну погибшую. Он идёт без какой-либо конкретной цели, преодолевая ужас смерти, идёт на сознательную гибель, считая своим святым долгом быть там, где погибли его сверстники, желая разделить судьбу своего поколения…



IV этап: Рефлексивно-оценочный. Дискуссионный.



Учитель: Каков будет алгоритм индивидуальной интерпретации? Кратко (в виде тезисов или модели) предложите идею своего сочинения на заданную тему.

Учащиеся: Предлагают групповые или индивидуальные варианты модели сочинения:

  • Можно создать версию анализа стиха, опираясь в большей мере на какой-либо из видов комментария;

    • Более фундаментальным получится сочинение, если за основу взять очевидно выстроившуюся модель: от Восприятия (Вступление) через подробное Истолкование (Основная часть) к Оценке (Заключение);

  • Данный порядок можно изменить, сделав основной частью наиболее близкий автору сочинения тип комментария стихотворения.

Домашнее задание: Написать сочинение Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В.Набокова «Растрел».

Помните, Набоков парадоксален, порой труднообъясним. Интерпретируя его текст, постарайтесь приблизиться к автору (только не надо сачком ловить бабочку), сыграйте с Набоковым в «литературные шахматы», если не боитесь мата в три хода…

Я предлагаю, вспомнив рассказ «Круг», начать партию примерно так …

«Во-вторых, в нём никогда не умирала ностальгия по утраченной России. В-третьих, его тщеславию не давала покоя героическая, такая достойная подражания смерть любимого поэта Гумилёва…»

А закончить: «Во-первых, это был Владимир Набоков-Сирин, мучительно переживающий свой 12 год в эмиграции».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!