СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восточные славяне и их соседи

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Восточные славяне и их соседи»

Восточные славяне и их соседи

Цели и задачи: познакомить с версиями происхождения и расселения восточнославянских племен, видами трудовой деятельности наших предков, их верованиями и бытом.

Планируемые результаты: предметные: характеризовать природные условия, в которых жили восточные славяне; описывать территории расселения восточных славян, их жизнь, основные занятия и верования; сопоставлять систему управления восточных славян с системой управления греческого полиса; анализировать информацию, содержащуюся в различных источниках, руководствуясь принципом историзма; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять черты сходства и различия объектов; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; анализировать материал учебника и дополнительный материал; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Тестовый контроль

1. Объединение людей, которые совместно владеют землей и многие вопросы решают на общих собраниях:

1) община 3) демократия

2) род 4) княжество

2. В лесном крае от Балтийского моря до Уральских гор проживали:

1) тюркоязычные племена 3) аварские племена

2) финно-угорские племена 4) скифские племена

3. Жители государства, образовавшегося в VII в. в Нижнем Поволжье:

1) хазары 3) булгары

2) половцы 4) скифы

4. Первые люди появились на территории современной России около:

1) 1,5 млн лет назад 3) 40 тыс. лет назад

2) 700 тыс. лет назад 4) 10 тыс. лет назад

5. Животное, которое человек приручил первым:

1) собака 3) свинья

2) корова 4) лошадь

6. Основной вид деятельности людей в ледниковый период:

1) пашенное земледелие 3) загонная охота

2) скотоводство 4) ремесло

7. Первые государственные образования на территории нашей страны создали:

1) гунны 3) хазары

2) авары 4) греки

8. Одно из последствий окончания ледникового периода:

1) появление человека современного типа

2) появление первобытного человеческого стада

3) переход человека от присваивающего к производящему типу хозяйства

4) древние люди начали использовать огонь

9. Знать Хазарского каганата исповедовала:

1) ислам 3) буддизм

2) православие 4) иудаизм

10. Человек современного типа появился около:

1) 1,5 млн лет назад 3) 40 тыс. лет назад

2) 700 тыс. лет назад 4) 10 тыс. лет назад

11. Раньше других на территории современной России появился(лось):

1) Боспорское царство 3) Хазарский каганат

2) Тюркский каганат 4) государство Понт

12. В X в. волжские булгары приняли:

1) православие 3) ислам

2) буддизм 4) иудаизм

Задания

1. Впишите понятие.

1) ____ (ремесло) — ручное производство различных изделий, орудий труда, основанное на опыте, навыках (личном мастерстве) работника.

2) ____ (племя) — объединение нескольких живущих по соседству родовых общин, имеющих общее управление и религиозный культ.

2. Расположите события в хронологической последовательности.

A. Образование Хазарского каганата

Б. Образование Скифского царства

B. Образование Тюркского каганата

Г. Возникновение Волжской Булгарии

Б—В—А—Г

3. Расположите события в хронологической последовательности.

А. Появление первых государств

Б. Наступление ледникового периода

В. Переход человечества к земледелию

Г. Появление соседской (территориальной) общины

Б —Г—В—А

4. Тюркоязычные народы:

1) мурома 4) черемисы

2) мордва 5) хазары

3) булгары

5. Финно-угорские племена:

1) весь 4) авары

2) хазары 5) сарматы

3) чудь

(Проверка выполнения заданий.)

Многие загадки прошлого так до конца и не распутаны. Давайте выступим в роли исследователей и попытаемся узнать, откуда произошли восточные славяне, как они жили и во что верили. Тема нашего урока «Восточные славяне и их соседи».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Происхождение восточных славян.

2. Хозяйство славян.

3. Быт и нравы восточных славян.

4. Духовный мир славян.

5. Общины земледельцев.

6. Восточные славяне и их соседи.

Проблемный вопрос

— Почему так важно знать историю восточных славян?

III. Введение в новый материал

Откуда пришли наши предки? Как они жили? Во что верили? С какими народами соседствовали? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

(На экране появляется слайд, на котором изображены восточные славяне.)

— Разделитесь на пары и создайте словесный портрет восточных славян.

(Индивидуальная работа 2 мин, обсуждение в паре — 1 мин. По ходу выполнения задания составляется перечень. Учитель должен исключить комментарии (например, «этот ответ неправильный» и т. п.).)

— Что из этого перечня у вас вызывает сомнения?

(Ответы учеников, обсуждение данного вопроса.)

IV. Работа по теме урока

1. Происхождение восточных славян

Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Они ОТНОСЯТСЯ К индоевропейской ЯЗЫКОВОЙ группе. О восточных славянах упоминают многие византийские источники.

— Работая с п. 1 § 3 учебника, ответьте на вопрос: «Откуда пришли и где расселились восточные славяне?»

(Проверка выполнения задания.)

Вы узнали, что в VI—VIII вв. восточные славяне заселили значительную часть Восточно-Европейской равнины. А сейчас предлагаю исследовать версии происхождения славян.

— Работая с дополнительным материалом, определите, какая из версий происхождения славян, на ваш взгляд, наиболее правдоподобна.

Дополнительный материал

Существует много гипотез о происхождения славян. Одна из миграционных теорий получила название «дунайской», или «балканской». Появилась она в Средние века, и ее долгое время разделяли историки XVIII — начала XX в. (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др.). По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Он утверждал, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Отсюда часть славян расселилась на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII—VIII вв.

К эпохе Средневековья относится появление и «скифско-сарматской» миграционной теории происхождения славян. Ее последователи утверждали, что предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и стали известны как скифы, сарматы, аланы, роксоланы. Постепенно предки славян расселились из Северного Причерноморья на запад и юго-запад.

Оригинальную теорию происхождения славян выдвинул крупный историк и языковед академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн рек Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда на рубеже II—III вв. славяне под именем венедов продвинулись на Нижнюю Вислу. Шахматов считал Нижнюю Вислу второй прародиной славян.

Некоторые исследователи полагают, что славяне являлись коренными жителями тех мест, где они обитали с глубокой древности. Так, академик Б.А. Рыбаков считал, что славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины.

Отечественные историки, указывая на сложность процесса возникновения того или иного этноса, в том числе и славянского, подчеркивали, что этот процесс основывается на взаимодействии множества племен с последующим их объединением. Он связан с различными стадиями постепенного культурного и языкового развития. Роль переселений в этом развитии, по мнению этих историков, является второстепенной.

(Проверка выполнения задания.)

2. Хозяйство славян

Сведения о хозяйстве восточных славянах историки извлекают из сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам, из археологических раскопок. Но нередко археологи спорят между собой, определяя, какие из найденных ими предметов принадлежали славянам, а какие — нет.

— С чего надо начинать изучать историю наших предков?

(Ученики высказывают предположения.)

Конечно, прежде всего мы должны определить места проживания восточных славян. Известно, что на территории Восточно-Европейской равнины проживало 12—15 племенных союзов.

Одна из самых первых русских летописей, дошедших до нас, называется «Повесть временных лет». Ее написал монах Нестор в начале XII в.

— Работая с картой на стр. 28, 29 учебника и отрывком из «Повести временных лет», заполните таблицу «Расселение славян».

«Эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»

(Составляется таблица.)

Расселение славян

Название племени

Места расселения

Поляне

Среднее течение Днепра вокруг Киева

Северяне

К северу от полян по рекам Десне и Суле

Полочане

Между Западной Двиной и верховьем Днепра

Древляне

К северо-западу от Киева, на западном берегу Днепра по течению и притокам реки Припяти

Дреговичи

Между Припятью и Двиной

Кривичи

Верховья Волги, Днепра и Западной Двины

Радимичи

Рядом с южными кривичами, г. Любеч был построен близ впадения реки Сож в Днепр

Вятичи

Восточнее радимичей, в глухих лесах по реке Оке

Ильменские словене

Вокруг озера Ильмень

Название племени

Места расселения

Волыняне

Западнее полян, на плодородных землях между верховьями Буга и Южного Буга, текущих к Балтийскому и Черному морям

Уличи

Южнее волынян между Днестром и Южным Бугом

Тиверцы

Западнее уличей, между Днестром и Прутом

Белые хорваты

Рядом с волынянами, между Тисой и Прутом

Мы познакомились с летописной версией расселения наших предков. Но насколько достоверен рассказ летописца?

— Как можно проверить правдивость летописного текста?

(Ответы учеников.)

Вы правы, на помощь историкам пришла археология. Археологи обратили внимание на одно обстоятельство: глиняная посуда, топоры, наконечники стрел, орудия труда из раскопок, произведенных в разных областях, мало чем отличаются друг от друга, а вот височные кольца (особые украшения славянских женщин) — всегда различны.

На основании находок ученые решили составить две карты. На одну из них они нанесли границы племенных союзов, указанные в древней летописи, на другую — области распространения разных височных колец. И вот что интересно — эти контуры практически полностью совпали. Археологические данные подтвердили рассказ летописца!

Многое могут сказать и названия племен. Так, по мнению ученых, о том, что дреговичи проживали в болотистой местности, говорит прозвание этого племени. Старославянское слово «дрягва» означает болото.

На уроках всеобщей истории мы неоднократно говорили с вами о влиянии природных и климатических условий на образ жизни того или иного народа. Были ли наши предки исключением?

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озерах, на болотах — куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появлялись тут весной.

То ль в ладьях они приплыли, то ль верхами, то ль пешком, Посидели, обсудили, осмотрели все кругом И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!» Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

Н. Кончаловская

— Рассмотрите рисунок на с. 27 учебника и выполните задание после него.

(Проверка выполнения задания.)

— Изучите и прокомментируйте схему.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Быт и нравы восточных славян

— Работая с п. 3 § 2 учебника и дополнительным материалом, выполните следующие задания.

(Ученики могут пользоваться ресурсами Интернета, справочными пособиями, наглядными средствами.)

1. Опишите внешний вид и физические данные славян.

2. Составьте психологические портреты славян из различных групп населения (воин, землепашец, охотник и т. д.).

3. Опишите жилище славян.

4. Сформулируйте свод правил поведения, принятый в обществе славян (отношение к иноземцам, гостям, семейный уклад и т. д.).

Дополнительный материал

Ибн Русте. «Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах» (начало X в.)

Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед... И они народ, пасущий свиней, как [мы] овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица... и все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты, который [до сих пор] снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии...»

Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме царя. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Царь их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян...

В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь ежегодно объезжает их.

И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений...

С рабами они обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей... И если какое-либо их племя, род [поднимается против кого-либо], то вступают единодушно на врага, пока его не победят.

Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.

Маврикий Стратег. «Стратегия» (конец VI в.)

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пише. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их| из одного места в другое, охраняют их в случае надобности... У них большое количество разнообразного скота и плодов, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы...

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей...

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются [засадами], внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.

Прокопий Кесарийский о славянах и антах (VI в.)

Язык у них достаточно варварский. Цвет кожи и волос у них очень белый... Все они сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению... Образ жизни у них грубый, безо всяких удобств, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные. В древности эти племена называли спорами («рассеянными»), думаю, потому, что они жили «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много.

Вопросы к классу

— Что нового вы узнали о славянах?

— Как природно-географические условия влияли на хозяйственную жизнь славян и их быт?

— Каким было общественное устройство славян?

— Как вы думаете, с чем была связана выносливость славян, которую отмечают авторы документов?

— Какую тактику боя применяли славяне в столкновениях с врагами?

(Ответы учеников. Проверка выполнения задания.)

4. Духовный мир славян

Отправимся в виртуальное путешествие в мир традиционных верований восточных славян. Мы узнаем о причинах зарождения язычества, определим иерархию славянских богов, их роль в жизни наших предков.

Слайд 1. В далекие времена, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, наши предки верили, что дикие животные — это могущественные божества. У каждого племени был свой тотем — священное животное, которому следовало поклоняться. Некоторые племена своим предком считали волка и почитали его как божество. Во время зимнего солнцестояния мужчины надевали волчьи шкуры, что символизировало их превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости.

Слайд 2. Хозяином языческого леса был медведь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия — именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.

Слайд 3. Из травоядных животных наиболее почитались олени и лоси. Их рога были символом солнечных лучей, поэтому рога считались оберегом от ночной нечисти и прикреплялись над входом в жилище.

Слайд 4. С течением времени человек освобождался от страха перед миром животных, и звериные черты в образах божеств постепенно начали уступать место человеческим. Хозяин леса из медведя превратился в косматого лешего. Лешему, покровителю охоты, оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но если его рассердить, то непременно заведет человека в чащу.

Слайд 5. Духи населяли не только леса и воды. Хозяйству покровительствовал дух предков — домовой. Если хозяева были старательны, он к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой. Вырезанные из дерева фигурки домовых называли щурами (чурами). Одновременно они символизировали и умерших предков — пращуров. Выражение «Чур меня!» означало просьбу: «Предок, охрани меня!»

Слайд 6. Использование дерева, а не камня для изображения языческих богов объяснялось верой в магическую силу дерева — идол, таким образом, соединял в себе священную силу и дерева, и божества.

Слайд 7. Языческие жрецы — волхвы — совершали обряды в святилищах, изготавливали идолов и священные предметы; используя магические заклинания, они просили богов об обильном урожае. Другим магическим воздействием на погоду было чародейство — заклинательные действия с чарой (чашей), наполненной водой. Археологами обнаружено несколько таких сосудов, покрытых символическими изображениями календаря (годового цикла или только времени созревания урожая). Водой из этих сосудов окропляли посевы, чтобы увеличить урожай.

Слайд 8. С переходом славян к земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные боги. Одним из самых почитаемых на Руси языческих божеств был Дажьбог (Даждьбог). Славяне называли его «Солнце-царь, сын Сварогов», символами этого бога были золото и серебро.

Слайд 9. Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. Богом солнца был Хоре - воплощение движущегося по небу светила. С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец — хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажженные колеса.

Слайд 10. Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл (Симаргл) — крылатый пес, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. Представление о Семаргле — защитнике посевов — как о чудесной собаке легко объяснимо: реальные псы оберегали поля от диких косуль и коз.

Слайд 11. К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Мокоши (Макоши) — богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого.

Слайд 12. Покровителем скотоводства был Велес (Волос). Славяне почитали его и как бога богатства. Кровавые жертвы славяне приносили воинственному Перуну. Превращение его в верховное языческое божество начинается во время военных походов киевлян. Перуна называли «княжьим богом», поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть.

Слайд 13. Византийский историк Прокопий Кесарийский писал, что славяне «считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... ...Они почитают реки, и нимф [русалок], и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания».

Слайд 14. Историк А.Ф. Петрушевский писал: «Праздник Коляда был в конце декабря, когда солнце поворачивает на весну и дни начинают прибывать. В это время ходили из дома в дом, славили божество и собирали подаяние, чтобы принести богу жертву. Этот языческий обряд сохранился на Руси во многих местах и поныне; колядуют в сочельник, перед Рождеством. Другой праздник был весенний, его справляют и теперь и называют Масленицей. Весну обыкновенно встречали на Красной горке и водили хороводье, а зиму сжигали, сделавши для этого женское чучело... Еще большой праздник у славян был 23 июня и назывался Купала. Вечером в этот день собирали травы, купались, зажигали костры и прыгали через них; приносили в жертву солнцу белого петуха, а чучело зимы топили в воде».

Слайд 15. Языческие верования, связанные с повседневной хозяйственной деятельностью, оказались чрезвычайно живучими. И после принятия христианства люди тайно приносили жертвы языческим богам — «бесом, болотом и кладезем».

5. Общины земледельцев

А сейчас мы познакомимся со структурой управления славянским племенем.

— Работая с п. 5 § 3 учебника и фрагментом исторического документа, охарактеризуйте систему управления восточных славян.

Прокопий Кесарийский о славянах и антах (VI в.)

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы.

Вопросы к классу

— Как первоначально жили восточные славяне?

— Что их объединяло?

— Кто стоял во главе рода?

— Какие изменения произошли в общественной жизни славян?

— Чем владели члены верви?

— Какую роль в общественной жизни славян играло вече?

— Какая система лежала в основе вооруженных сил восточных славян?

(Ответы учеников, составление схемы.)

6. Восточные славяне и их соседи

Восточно-Европейская равнина до прихода восточных славян была уже заселена различными народами.

— Как могли складываться отношения между восточными славянами и этими народами?

(Учитель записывает на доске версии учеников.)

Вы правильно предположили, что отношения могли развиваться по нескольким сценариям:

1) некоторые восточнославянские племена подчинили себе малочисленные народы, заставили их платить дань;

2) часть славян платила дань более сильным соседским племенам;

3) славяне ассимилировались местными жителями.

На взаимоотношения славян и их соседей влияли различные факторы.

1. Уровень развития хозяйства.

2. Уровень цивилизации.

3. Территориальные притязания.

— Работая с п. 6 § 3 учебника, охарактеризуйте отношения восточных славян с соседними народами и государствами.

(Проверка выполнения задания.)

Наше исследование показало, что у восточных славян с большинством народов и племен были добрососедские отношения. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Продолжите предложения.

1. Балтославянские племена выделились из индоевропейских племен примерно во... (IIтыс. до н. э.). Эти племена разделились на балтов и славян примерно в... (Vв. до н. э.).

2. Основными занятиями славянских племен были... (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество и ремесла).

3. Во время земледельческих работ славяне использовали... (соху, борону и серп).

4. Славяне поклонялись многим богам, т. е. были... (язычниками).

5. Высшим органом власти у славян было... (вече).

(Проверка выполнения задания.)

Упражнение «Светофор». Учащиеся «сигналят» карточками трех цветов: зеленой — «интересно, поучительно, побольше таких уроков»; желтой — «понравилось, но не все»; красной — «не понравилось, скучно».

Домашнее задание

1. Прочитать § 3, с. 26—33 учебника (ч. 1).

2. Задание на выбор.

• Сравнить систему управления славян и греческих городов-полисов.

• Написать мини-сочинение на тему «Один день в славянском поселке».

• Найти с помощью интернет-ресурсов и справочной литературы несколько славянских имен. Узнать, что они означают.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!