I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | – Почему в Италии, Германии и Испании сложились тоталитарные режимы? – Каковы были пути прихода фашистских партий в этих государствах? – Что предопределило раскол общества в Испании? - Как вы думаете каковы были основные черты развития на Востоке и в Латинской Америке в первой половине ХХ века? | Отвечают на вопросы, анализируют, пытаются ответить на главную проблему урока (опережающее задание). Работают с документом и пытаются найти ответ на проблему урока | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Объяснение учителя с элементами эвристической беседы Работа с картой Работа с текстом в группах Задание | Изложение материала идет в форме эвристической беседы и объяснения учителя. Вопросы для беседы: 1. Что такое традиционное общество? Назовите его признаки. 2. Почему восточную цивилизацию часто отождествляют с традиционным обществом? 3. Что такое модернизация? Каковы её признаки? Когда модернизация охватила страны Запада? 4. Каковы были отношения стран Запада со странами Востока в начале ХХ в.? Учащиеся выполняют по карте «Территориальный раздел мира: метрополии и колонии к 1914 г.» (см. цветную вклейку в учебнике) следующие задания: 1. Найдите на карте такие государства, как Турция, Иран, Афганистан, Индия, Китай, Индокитай, Япония, и определите их статус: колония, метрополия или государство, не имеющее колоний. 2. В зоне сфер влияния каких государств находился Китай? При объяснении материала следует акцентировать внимание на следующих особенностях стран Востока 1. Застойность политич., экономического и социального развития стран Востока. 2. Проникновение европейских технологий, политических и социальных структур. 3. Сопротивление традиционных обществ Востока внешним влияниям. 4. Колониальные и зависимые страны не получили свободы по итогам войны. 5. Главная задача колониальных и зависимых стран — освобождение от зависимости от стран Запада. Особенности развития Японии, Китая и Индии в первой половине ХХ в. Класс делится на три группы соответственно трём изучаемым странам: Япония, Китай и Индия. В сообщении необходимо уделить внимание выдающимся историческим личностям: Сунь Ятсену, Чан Кайши, М. Ганди. Япония (с. 110—111 учебника). 1) Реставрация Мейдзи и осуществление реформ по европейскому образцу. 2) Своеобразие сочетаний традиций и модернизации. 3) Внешняя экспансия и милитаризация. Китай (с. 112—115 учебника). 1) Попытки реформ и восстания первых десятилетий ХХ в. 2) «Три народных принципа» Сунь Ятсена. 3) Синьхайская революция 1911—1912 гг. 4) Революция 1920-х гг. и гражданская война. Чан Кайши. Индия (с. 115—118 учебника). 1) М. Ганди. 2) Гандизм. 3) Кампании ненасильственного сопротивления. Результаты работы групп представляются на уроке. Пути развития стран Латинской Америки в первой половине ХХ в. Задания для учащихся: 1. Выпишите в виде перечня особенности общественного развития стран Латинской Америки в первой половине ХХ в. (с. 119—120). Определите, к каким сферам жизни общества относятся выписанные вами особенности. 2. Какие пути развития латиноамериканского общества выделяют авторы учебника (с. 120—121)? Приведите исторические примеры каждого пути. | Слушают учителя, осмысливают изложенный материал и отвечают на поставленные вопросы Учащиеся по карте «Территориальный раздел мира: метрополии и колонии к 1914 г.» находят государства, определяют в какой зоне сфер влияния каких государств находился Китай. Учащиеся, работая в группах заполняют таблицу «Модернизация в странах Азии». Каждая группа получает опережающее домашнее задание: подготовить сообщение о выбранной стране с электронной презентацией по приведённому ниже плану. Заполняют небольшую схему по Латинской Америке и свои результаты представляют в дальнейшем на уроке. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Групповая работа Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы. Устные ответы. Устное задание Записи в тетради Записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах | Для закрепления материала по Востоку дать учащимся задания 2—3 рабочей тетради (с. 30—31). Для закрепления материала по латинской Америке дать учащимся выполнить задания 1, 4 рабочей тетради (с. 32, 34). | Результаты работы групп можно оформить в виде таблицы. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Какие главные причины обусловили отсталость Востока в первой половине ХХ века? - каковы были методы модернизации в странах Востока? - Каким образом осуществлялась модернизация в странах Латинской Америки? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |