Программные задачи: продолжать знакомить с характерными признаками весны. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Воспитывать любознательность, сочувствие. Развивать интерес к жизни птиц.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок.
2. Чтение художественной литературы: С. Городецкий "Как птицы
учились строить гнезда", А. Шевченко "Гнезда", Т. Нужина
" Воробьи", "Ласточка" и др.
Материал.
1. Демонстрационный материал "Птицы".
2. Шапочки с изображением птиц для подвижной игры.
3. Изображения птичьих гнезд.
Ход ООД.
Игра "Доскажи предложение".
Воспитатель: Какое сейчас время года? Когда наступает весна?
Дети: После зимы.
Воспитатель:
- Погода весной (какая?):
- Ручьи весной (что делают?):
- Солнце весной (какое?):
- Сосульки весной (что делают?):
- Листочки на деревьях (что делают?):
- Весной травка вырастает (какая?):
- Снег (что делает?):
- Весной птицы (что делают?):
Воспитатель: Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Весной все оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной - это то, что именно весной к нам из теплых стран пернатые друзья.
(Раздается стук в дверь, входит Матрешка).
Матрешка: Здравствуйте, ребята! Я - Матрешка. А вы умеете весну слушать? Давайте проверим. Когда я хлопну в ладоши, закрывайте глаза и слушайте. А потом расскажите, что же вы услышали.
(Звучит музыкальная запись "Звуки и голоса природы": шум дождя, шелест листвы, журчание дождя, капель, голоса птиц).
Матрешка: Ребята, а у меня для вас есть еще один сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда садитесь на стульчики и внимательно слушайте.
1. Вот вещунья - белобока,
А зовут её… (сорока)
2. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка)
3. Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей
Кто же это? (воробей)
4. Не ворона, не синица
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось вокруг "ку-ку" (кукушка).
5. Кто присел на толстый сук
И стучит "Тук-тук, тук-тук" (дятел).
6. На шесте дворец.
Во дворце певец,
Как зовут его? (скворец)
(После каждой правильно отгаданной загадки, Матрешка вытаскивает фигурку птицы и прикрепляет её на фланелеграф).
Матрешка: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно. Таким умным, хорошим ребяткам я хочу подарить сувениры. Сейчас я за ними схожу, а вы не скучайте.
(Матрешка уходит за сувенирами.)
Воспитатель: Сейчас я хочу поиграть с вами в игру: "Назови, кого не стало". Когда вы отвернетесь, я спрячу одну из птиц. Повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.
(Проводится игра "Назови, кого не стало").
Воспитатель: Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова. Разойдитесь по группе и поищите волшебные шапочки.
Раз, два, три,
Волшебные шапочки ищи!
Воспитатель: Я уже вижу, что все одели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:
Раз, два, три
На одной ножке повернись -
И быстро в птичку превратись!
Воспитатель: Назовите, в какую птичку вы превратились (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке). Скажите, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?
Воспитатель: Как вы думаете, куда могли полететь птички?
Дети: В свой домик.
Воспитатель: Правильно, в свой домик. А как называется дом птицы? (гнездо) А вы знаете, что гнезда у птиц бывают разные? Где строит свое гнездо дятел, ласточка, сорока? А где живет скворец? Оглянитесь вокруг. Посмотрите сколько у нас гнезд для птиц. Но каждая птичка должна найти свое гнездышко. По моему сигналу вы должны полететь в свое гнездо.
Раз, два, три
Птичка в гнездышко лети.
(Детям предлагают изображения 4 гнезд, каждый ребенок занимает свое гнездо).
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось. А о чем мы с вами говорили на занятие.
(Ответы детей).
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, появилась волшебная шкатулка. Там, наверное, сюрприз для вас! (смотрят, находят конфеты).