Тема. Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их использование.
Дата:06.03.19 г. Класс 11 «1».
Учитель Гаджимурадова С.Д.
Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: создать условия для изучения масштабности и последствий антропогенного воздействия на природу.
Задачи:
образовательные:
- обобщить знания об антропогенном воздействии на окружающую среду;
- выявить возможность оптимистического развития цивилизации при соблюдении определенных условий;
- предложить способы решения проблемы антропогенного воздействия на природу.
-отрабатывать умения решения заданий ЕГЭ
развивающие:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
развивать умение подбирать аргументы, строить доказательства, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключений;
развитие навыков смыслового чтения и работы с учебным и источниковым текстом
формировать информационную культуру.
воспитывающие:
сформировать бережное отношение к окружающей среде;
воспитывать патриотические чувства.
воспитание биологической грамотности
Обеспечение урока:
проектор, ноутбук;
модели «Эволюция человека», презентация,учебник Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный уровень. / Под ред.проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2014.
Ход урока
Деятельность обучающегося
I. Актуализация знаний
Цель: повторение основных понятий и закономерностей
Информация учителя
Полотна крупнейших русских пейзажистов Шишкина, Куинджи, Левитана пропитаны бесконечной любовью к Родине. Авторы данных произведений призывают человека восхититься красотой природы, ее гармонией; научиться ценить ее. Такой подход к определению места человека в природе, такое мировоззрение называется – биоцентрическим. Его суть: жизнь – абсолютная ценность.
А теперь взгляните на современное видение взаимоотношений с природой. Ярким выражением антропоцентризма является лозунг провозглашенный крупнейшим русским селекционером, академиком РАН И.В. Мичуриным в 30-е годы прошлого столетия.
«Мы не должны ждать милостей от природы!
Взять их у нее – наша задача!»
О чем будем сегодня говорить?
Запишите тему урока
Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их использование
Цель урока:
Изучить масштабность и последствия антропогенного воздействия на природу в процессе эволюции человека.
Вспомним, как проходила эволюция человека
Задание.1
Охарактеризовать систематическое положение человека
Задание 2
Дайте определение Антропогенез
Задание 3. Задание 19
Установите последовательность стадий антропогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) человек умелый
2) кроманьонец
3) дриопитек
4) неандерталец
5) человек прямоходящий
Задание 4
Задание ЕГЭ № 15
Укажите социальные факторы антропогенеза.
1) способность к выработке условных рефлексов
2) творчество
3) изготовление орудий труда для производства орудий труда
4) добывание и сохранение огня
5) усложнение нервной системы
6) прямохождение
Называют тему урока, цели урока
Называют системат. положение
Царство – животные
Тип – хордовые
Подтип – позвоночные
Отряд – приматы
Подотряд – гоминиды
Семейство – люди
Род – человек
Вид – человек разумный (Homosapiens)
АНТРОПОГЕНЕЗ- процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка.
Стадии антропогенеза: 3) дриопитек → 1) человек умелый → 5) человек прямоходящий → 4) неандерталец → 2) кроманьонец
Ответ: 31542
Отвечают
К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.
Ответ: 234.
II.
Целеполагание
Цель: Мотивация учебной деятельности и обозначение круга вопросов для изучения на уроке
Итак, посмотрим, как социальные факторы антропогенеза повлияли на становление человека и его взглядов .
Всегда ли человеку было присуще такое подчеркнуто бережное, трепетное отношение к природе?!
Участие в разговоре
Предполагаемый ответ? Очевидно, нет. Иначе мы бы не стояли на пороге глобального экологического кризиса. В чем он проявляется
III.Изучение и первичное закрепление нового материала
Цель №1: Рассмотреть стадии развития общества человека
Цель №2 : Выяснить, какие экологические проблемы появлялись вместе с деятельностью
Работаем с текстом учебника, преобразуем в таблицу.
Палеолит; 20-30 тысяч лет назад
Каменный век
основа жизни – собирательство, рыбная ловля
Охота: Изобретение лука, стрелы и копья.
Загонная охота
Огневая охота
Незначительно влияет на окружающую среду, как любой другой вид животных
Ускорился темп истребления крупных животных: благородного и северного оленей, шерстистого носорога, мамонта и др.
Неолит
10 тыс. лет назад
Зарождение сельского хозяйства (скотоводства и земледелия); Человек – производитель продовольствия. Осуществляется распашка территорий под с/ угодья.
-
Зарождается производство керамики
-Рост городов; вовлекаются новые природные ресурсы.
-Зарождение металлургии!
1.Вспышка народонаселения (3 млн. человек). 2.Уменьшение площади плодородных земель. (Перевыпас скота, подсечно – огневая система земледелия ведет к эрозии почв.) Дикая природа отступает перед натиском мотыги и плуга.
3.Исчезновение целых биоценозов
Последние 200 лет
(Современность)
Научно – технический прогресс-Индустриализация (200 лет): Масса источников энергии;
Масса сырьевых источников;
Незамкнутые циклы производства
1.Вспышка народонаселения 2.Сокращение площади естественных биоценозов
(антропогенные ландшафты, опустынивание). 3.Уменьшение биоразнообразия.
4.Загрязнение биосферы
5.Разрушение естественных биоценозов (проекты поворота рек вспять; осушка торфяников)
6.Глобальный экокризис!
«Все больше окружающей среды, все меньше окружающей природы!»
Р. Рождественский
Находим ответы на поставленные вопросы, делаем выводы
С развитием человеческого общества возникает перенаселение и постепенно нарастает глобальный экологический кризис .Главным фактором становится антропогенный
Работает с текстом учебника на
Преобразуют текст учебника в таблицу
Делают выводы
Отвечают на вопрос по учебнику
Вопрос 1. Как отразилась на окружающей среде деятельность первобытного человека?
Экономической основой жизни в палеоните (каменный век — 20 000—30 000 лет назад) была охота на крупных животных: благородного оленя, северного оленя, шерстистого носорога, осла, лошади, мамонта, тура. Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к довольно быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов. Результатом охоты явилось исчезновение ряда видов крупных млекопитающих и птиц (мамонтов, бизонов, морских коров и др.). Многие виды стали редкими и находятся на грани исчезновения.
По данным палеонтологов, примерно через 500—8ОО лет после заселения какой-либо местности человеком в ареале полностью исчезали вначале крупные травоядные, а затем и плотоядные животные.
Вопрос 2. К какому периоду развития человеческого общества относится зарождение сельскохозяйственного производства?
В эпоху неолита (9000—10 000 лет назад) сделаны первые попытки одомашнивания животных и разведения растений. Развилось подсечное земледелие, зародились методики обработки металлов. Развитие земледелия приводило к освоению все новых территорий для выращивания культурных растений. Леса и другие естественные биоценозы замещались агроценозами — бедными по видовому составу плантациями сельскохозяйственных культур. До сих пор в результате подсечного земледелия сводятся тропические леса в Африке и Латинской Америке (бассейн Амазонки).
Антропогенный фактор – это влияние человеческой деятельности на важнейшие компоненты биосферы: атмосферу, гидросферу, литосферу, животный и растительный мир.
Слайд13
Физкультминутка
IY.Закрепление
Цель:
организация интеллектуально-преобразовательной деятельности
Человек влияет также и на природные ресурсы.
Задание №1: Проанализируйте данные схемы «Типы природных ресурсов»
К чему приводят нарушения в использовании природных ресурсов?
Задание 2.Сделайте вывод по схеме «Результат нерациональной хозяйственной деятельности»
Какие вам известны глобальные экологические проблемы?
При каких условиях будет соблюдаться равновесие в природе
Задание ЕГЭ 26
Какие преимущества и недостатки имеют альтернативные источники энергии — солнечная, ветровая, энергия приливов и отливов, электрическая?
Какие источники энергии можно использовать у нас?
Делаем вывод по уроку
Задача человечества при переходе биосферы в ноосферу-научиться сознательно регулировать взаимоотношения общества и природы
Анализируют. Делают вывод о появлении экологических проблем и способах их решения
Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, перерасход воды, перенаселение
Предлагают меры по поддержанию равновесия природной среды
Ответ:
1) Преимущества: они бесплатные, нескончаемые, не наносят вреда окружающей природе.
2) Недостатки: не могут удовлетворить все энергетические потребности,
3) не на всех территориях их можно использовать, так как зависят от климата и местности
Рефлексия
1. Сегодня на уроке я узнал…
2. Было трудно…
3. Научился…
4. Урок дал для жизни…
Домашнее задание
1.С карандашом просмотреть текст п 5.10,отметить (-) материал, который сегодня на уроке не просматривался
2. Составить правила поведения в природной среде
3.Привести примеры антропогенного воздействия из периодической печати