СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их использование

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их использование»

Тема. Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их использование.


Дата:06.03.19 г. Класс 11 «1».

Учитель Гаджимурадова С.Д.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: создать условия для изучения масштабности и последствий антропогенного воздействия на природу.

Задачи:

образовательные:

- обобщить знания об антропогенном воздействии на окружающую среду;

- выявить возможность оптимистического развития цивилизации при соблюдении определенных условий;

- предложить способы решения проблемы антропогенного воздействия на природу.

-отрабатывать умения решения заданий ЕГЭ

развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • развивать умение подбирать аргументы, строить доказательства, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключений;

  • развитие навыков смыслового чтения и работы с учебным и источниковым текстом

  • формировать информационную культуру.

воспитывающие:

  • сформировать бережное отношение к окружающей среде;

  • воспитывать патриотические чувства.

  • воспитание биологической грамотности

Обеспечение урока:

  • проектор, ноутбук;

  • модели «Эволюция человека», презентация,учебник Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный уровень. / Под ред.проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2014.



Ход урока

Деятельность обучающегося


I. Актуализация знаний

Цель: повторение основных понятий и закономерностей

Информация учителя

Полотна крупнейших русских пейзажистов Шишкина, Куинджи, Левитана пропитаны бесконечной любовью к Родине. Авторы данных произведений призывают человека восхититься красотой природы, ее гармонией; научиться ценить ее. Такой подход к определению места человека в природе, такое мировоззрение называется – биоцентрическим. Его суть: жизнь – абсолютная ценность.

А теперь взгляните на современное видение взаимоотношений с природой. Ярким выражением антропоцентризма является лозунг провозглашенный крупнейшим русским селекционером, академиком РАН И.В. Мичуриным в 30-е годы прошлого столетия.

«Мы не должны ждать милостей от природы!

Взять их у нее – наша задача!»

О чем будем сегодня говорить?

Запишите тему урока

Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их использование

Цель урока:

Изучить масштабность и последствия антропогенного воздействия на природу в процессе эволюции человека.

Вспомним, как проходила эволюция человека

Задание.1

Охарактеризовать систематическое положение человека

Задание 2

Дайте определение Антропогенез


Задание 3. Задание 19 

Установите последовательность стадий антропогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) человек умелый

2) кроманьонец

3) дриопитек

4) неандерталец

5) человек прямоходящий



Задание 4

Задание ЕГЭ № 15 

Укажите социальные факторы антропогенеза.

1) способность к выработке условных рефлексов

2) творчество

3) изготовление орудий труда для производства орудий труда

4) добывание и сохранение огня

5) усложнение нервной системы

6) прямохождение



Называют тему урока, цели урока


Называют системат. положение

  • Царство – животные
    Тип – хордовые
    Подтип – позвоночные
    Отряд – приматы
    Подотряд – гоминиды
    Семейство – люди       
    Род – человек 
    Вид – человек разумный (Homosapiens)

  

АНТРОПОГЕНЕЗ- процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка. 



Стадии антропогенеза: 3) дриопитек → 1) человек умелый → 5) человек прямоходящий → 4) неандерталец → 2) кроманьонец

Ответ: 31542


Отвечают

К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

 Ответ: 234.


II.

Целеполагание

Цель: Мотивация учебной деятельности и обозначение круга вопросов для изучения на уроке


Итак, посмотрим, как социальные факторы антропогенеза повлияли на становление человека и его взглядов .

Всегда ли человеку было присуще такое подчеркнуто бережное, трепетное отношение к природе?!

Участие в разговоре



Предполагаемый ответОчевидно, нет. Иначе мы бы не стояли на пороге глобального экологического кризиса. В чем он проявляется

III.Изучение и первичное закрепление нового материала

Цель №1: Рассмотреть стадии развития общества человека


Цель №2 : Выяснить, какие экологические проблемы появлялись вместе с деятельностью


Работаем с текстом учебника, преобразуем в таблицу.

Палеолит; 20-30 тысяч лет назад

Каменный век


основа жизни – собирательство, рыбная ловля

Охота: Изобретение лука, стрелы и копья.

Загонная охота

Огневая охота

Незначительно влияет на окружающую среду, как любой другой вид животных

Ускорился темп истребления крупных животных: благородного и северного оленей, шерстистого носорога, мамонта и др.

Неолит

10 тыс. лет назад

Зарождение сельского хозяйства (скотоводства и земледелия); Человек – производитель продовольствия. Осуществляется распашка территорий под с/ угодья.

-


Зарождается производство керамики

-Рост городов; вовлекаются новые природные ресурсы.

-Зарождение металлургии!

1.Вспышка народонаселения (3 млн. человек). 2.Уменьшение площади плодородных земель. (Перевыпас скота, подсечно – огневая система земледелия ведет к эрозии почв.) Дикая природа отступает перед натиском мотыги и плуга.

3.Исчезновение целых биоценозов

Последние 200 лет

(Современность)

Научно – технический прогресс-Индустриализация (200 лет): Масса источников энергии;

Масса сырьевых источников;

Незамкнутые циклы производства


1.Вспышка народонаселения 2.Сокращение площади естественных биоценозов

(антропогенные ландшафты, опустынивание). 3.Уменьшение биоразнообразия.

4.Загрязнение биосферы

5.Разрушение естественных биоценозов (проекты поворота рек вспять; осушка торфяников)

6.Глобальный экокризис!

«Все больше окружающей среды, все меньше окружающей природы!»

Р. Рождественский

  1. Находим ответы на поставленные вопросы, делаем выводы

С развитием человеческого общества возникает перенаселение и постепенно нарастает глобальный экологический кризис .Главным фактором становится антропогенный

Работает с текстом учебника на


Преобразуют текст учебника в таблицу

Делают выводы

Отвечают на вопрос по учебнику

Вопрос 1. Как отразилась на окружающей среде деятельность первобытного человека?
Экономической основой жизни в палеоните (каменный век — 20 000—30 000 лет назад) была охота на крупных животных: благородного оленя, северного оленя, шерстистого носорога, осла, лошади, мамонта, тура. Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к довольно быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов. Результатом охоты явилось исчезновение ряда видов крупных млекопитающих и птиц (мамонтов, бизонов, морских коров и др.). Многие виды стали редкими и находятся на грани исчезновения.
По данным палеонтологов, примерно через 500—8ОО лет после заселения какой-либо местности человеком в ареале полностью исчезали вначале крупные травоядные, а затем и плотоядные животные.

Вопрос 2. К какому периоду развития человеческого общества относится зарождение сельскохозяйственного производства?
В эпоху неолита (9000—10 000 лет назад) сделаны первые попытки одомашнивания животных и разведения растений. Развилось подсечное земледелие, зародились методики обработки металлов. Развитие земледелия приводило к освоению все новых территорий для выращивания культурных растений. Леса и другие естественные биоценозы замещались агроценозами — бедными по видовому составу плантациями сельскохозяйственных культур. До сих пор в результате подсечного земледелия сводятся тропические леса в Африке и Латинской Америке (бассейн Амазонки).


Антропогенный фактор – это влияние человеческой деятельности на важнейшие компоненты биосферы: атмосферу, гидросферу, литосферу, животный и растительный мир.

Слайд13


Физкультминутка

IY.Закрепление

Цель:

организация интеллектуально-преобразовательной деятельности

Человек влияет также и на природные ресурсы.

Задание №1: Проанализируйте данные схемы «Типы природных ресурсов»

К чему приводят нарушения в использовании природных ресурсов?

Задание 2.Сделайте вывод по схеме «Результат нерациональной хозяйственной деятельности»

Какие вам известны глобальные экологические проблемы?

При каких условиях будет соблюдаться равновесие в природе

Задание ЕГЭ 26 

Какие преимущества и недостатки имеют альтернативные источники энергии — солнечная, ветровая, энергия приливов и отливов, электрическая?

Какие источники энергии можно использовать у нас?

Делаем вывод по уроку

Задача человечества при переходе биосферы в ноосферу-научиться сознательно регулировать взаимоотношения общества и природы





Анализируют. Делают вывод о появлении экологических проблем и способах их решения


Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, перерасход воды, перенаселение

Предлагают меры по поддержанию равновесия природной среды



Ответ:

1) Преимущества: они бесплатные, нескончаемые, не наносят вреда окружающей природе.

2) Недостатки: не могут удовлетворить все энергетические потребности,

3) не на всех территориях их можно использовать, так как зависят от климата и местности



Рефлексия

1. Сегодня на уроке я узнал…
2. Было трудно…
3. Научился…
4. Урок дал для жизни


Домашнее задание

1.С карандашом просмотреть текст п 5.10,отметить (-) материал, который сегодня на уроке не просматривался

2. Составить правила поведения в природной среде

3.Привести примеры антропогенного воздействия из периодической печати





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!