СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воздействие на деятельность ученика-читателя средних классов с помощью презентаций

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.П Чехов. "Толстый и Тонкий". Учимся чувствовать особенности мастерства писателя.

Просмотр содержимого документа
«Воздействие на деятельность ученика-читателя средних классов с помощью презентаций»

Воздействие на деятельность ученика-читателя средних классов с помощью презентаций



К сожалению, нередко приходится наблюдать на уроках литературы даже в средних классах засилье усреднённого типа беседы, в то время как в практике преподавания накоплен богатый арсенал методических средств, позволяющих развивать читательские качества учеников. К тому же в этом возрасте дети очень подвижны, один и тот же способ работы их быстро утомляет, необходимость разнообразия приёмов определена возрастом. Эти возрастные особенности влияют на структуру урока в средних классах.

Но на структуру урока и выбор приёмов влияют и особенности самого произведения.

Чехов. «Толстый и тонкий»

При изучении рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» мы заботимся о том, чтобы дети почувствовали особенности мастерства писателя, насладились юмором рассказа, и по-прежнему заботимся о вариативности приёмов анализа. Произведения Чехова позволяют развивать творческие способности учеников, активно используя приёмы, развивающие воображение учеников. При этом не следует забывать и о необходимости обращаться к литературоведческим приёмам, которые способствуют развитию понятийного мышления. Фрагментарная мультимедийная презентация на таком уроке занимает довольно скромное место, она сама как бы входит в ряд приёмов, позволяющих разнообразить деятельность учеников. Однако она довольно органично вписывается в сценарий урока. Проследим же сочетание приёмов, давно утвердившихся в методике, с теми, которые возникают под влиянием компьютерных технологий.

На первом этапе анализа рассказа с большим успехом можно использовать творческий приём, предложенный М.А.Рыбниковой: «Представьте, что мы находимся в вагоне, окна закрыты, поэтому мы не слышим звуков, доносящихся с перрона. Мы только видим происходящее. Опишите увиденное». Если ученики не совсем понимают задание, учитель может начать сам: «Перрон. По нему движется толпа пассажиров. Среди них выделяется толстый пассажир…». Ученикам предлагается описать пассажира. Чтобы это сделать, они должны обратить внимание на говорящую деталь: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем». Наверное, эти детали подскажут, что перед нами хорошо одетый человек со спокойным, может быть, умиротворённым выражением лица, довольный собой. Он идёт важно, не спеша. Навстречу ему, сгибаясь под тяжестью «чемоданов, узлов и картонок», движется, едва переставляя ноги, тощий человек в чиновничьем мундире. Понятно, что такое видение второго персонажа тоже подсказано художественной деталью: «Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

Вот они поравнялись, и мы видим, как толстый что-то восклицает и кидается к тонкому. Тот отвечает не менее радостно, и они «троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз». Далее мы наблюдаем, как эти два человека возбуждённо разговаривают, хлопают друг друга, смеются. Тонкий оборачивается к сыну и что-то говорит ему, смеясь, показывая на толстого. Подросток, немного подумав, снимает шапку, а отец, продолжая радостно восклицать, трогает толстого то за один рукав, то за другой. Толстый с улыбкой смотрит на тонкого и что-то у него спрашивает. Тонкий с явной гордостью обстоятельно отвечает на вопрос и тоже что-то спрашивает. Толстый отвечает, слегка усмехнувшись.

И здесь мы видим, как «тонкий вдруг побледнел, окаменел, вытянулся», поведение его совершенно изменилось. Он начинает подобострастно заглядывать в лицо толстому, хихикает, почему-то опять показывает на сына, который стоит вытянувшись и застегнув все пуговицы своего мундира, а затем что-то говорит, показывая на жену. Толстый в чём-то пытается убедить тонкого, затем, махнув безнадёжно рукой, отходит от семьи, члены которой провожают его умильными улыбками.

Как видим, задание сочетает в себе элементы творческого и художественного рассказывания. Воображению есть на что опереться, только нужно внимательно вчитаться в авторские ремарки. Творческое задание, таким образом, помогает почувствовать особенности мастерства Чехова. Выполняя его, ученики обращают внимание на лаконизм и точность авторских описаний, выявляют роль глаголов, которые оказываются очень «нагруженными», передают гамму чувств героев. Таким образом, хотя определения чеховского психологизма не даются, но понимание того, что «чеховская деталь не только изобразительна, а ещё в большей мере психологична» (Е.Добин), уже формируется.

Выполнение творческого задания помогает перейти к осмыслению идеи произведения, которое начинается с вопроса: Итак, что же мы наблюдали из окна? Ответ находится довольно быстро: встречу двух приятелей.

«А мне кажется, что это не совсем точно», говорит учитель и предлагает рассмотреть слайд № 2 презентации и объяснить, что хотел подчеркнуть автор этого слайда. Если ученики не догадаются, тогда звучит наводящий вопрос: «А одна или две встречи произошли на наших глазах?» На слайде даны символические образы, и сделано это сознательно. Это один из способов развития образного мышления, которое во многом опирается на тонкость ассоциативного. К тому же композиция рассказа, представленная в такой форме, вызывает смех, который адекватен эмоциональному содержанию рассказа.

Вывод, что в рассказе изображены две встречи (сначала друзей, а потом двух чиновников), позволяет перейти к наблюдениям за тем, как описаны эти встречи.

Итак, первая встреча. Проводится работа над особенностями речи. Определяется характер интонаций, искренне или нет говорят приятели. Выясняется, какие предложения по интонации преобладают. Ведётся наблюдение над особенностями предложений по построению – короткие, часто неполные и т.д. Завершается эта работа чтением диалога по ролям, задание опять обыгрывается: представим, что мы уже не в вагоне, а на перроне, рядом с персонажами рассказа. Это даёт нам возможность услышать, о чём они говорят. Озвучьте их разговор.

С какого момента начинается вторая встреча? (Ученики находят и выразительно читают авторское описание тонкого, услышавшего о высоком чине своего школьного приятеля).

Предлагаем рассмотреть иллюстрацию С. А. Алимова (Слайд № 3). К какой встрече она относится? Ответы просим аргументировать. Внимательное рассмотрение иллюстрации убеждает нас, что здесь изображена «вторая» встреча. Лица тонкого и его жены расплылись в улыбке, иллюстратор намеренно вытянул подбородок жены. Но иллюстрация способна передать только один миг, а у Чехова эта сцена динамична. Просим прочитать её. Выясняем, с помощью какого вида искусства нагляднее всего изобразить изменения, которые происходят с тонким и его окружением? Возможно, что дети не сразу сообразят, что это – мультфильм. Обсуждая предлагаемые учениками варианты, учитель должен постараться выразительно обыграть чеховские детали: «лицо искривилось широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он тоже съёжился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились…Длинный подбородок жены стал ещё длиннее».

У детей такой богатый анимационный опыт, что это задание поможет им не столько «описать» воображаемый мультфильм (этого, собственно, делать и не нужно: Чехов фактически уже дал нам готовые кадры), сколько представить в своём воображении яркие чеховские метафоры, реализованные с помощью творческого задания. У ребят с развитым творческим воображением момент обсуждения создаваемого мультфильма может быть наполнен выдумками и весельем, что естественно при изучении юмористического рассказа. На этом этапе анализа возможно использовать несколько слайдов мультимедийной презентации. Просим посмотреть, как учитель попробовал передать эту сцену с помощью анимационных эффектов (слайды № 4,5,6).. Обсудив увиденное, предлагаем желающим дома изобразить своё видение картины.

Очевидно, что при любом варианте использования этот приём работает на усиление эмоционального восприятия произведения.

Теперь уместно поставить вопросы на осознание прочувствованного. Здесь возможны такие задания: обратим внимание, что в рассказе дважды в авторских описаниях почти повторяется одна фраза: «Оба были приятно ошеломлены» и «Все трое были приятно ошеломлены». Определите, с какой интонацией следует произнести её в первый раз, и с какой – во второй. Очевидно, что в первом случае фраза имеет прямое значение, говорит об искренности чувств школьных приятелей, поэтому звучит тепло. Во втором же случае появилась авторская ирония, причём даже с элементами сарказма. Почему?

Знакомим учеников с вариантом рассказа, написанного в 1883 году, где происшедшая с тонким перемена объяснялась крайне прямолинейно: он нелестно отозвался о начальнике, к которому назначен, не догадываясь, что это и есть его былой однокашник – толстый:

«Начальник, говорят, скотина; ну да черт с ним!.. Уживусь как-нибудь. Однофамилец он твой…

- Тэк-с… Так это вы, стало быть, секретарём ко мне назначены? – сказал басом толстый, надувшись вдруг, как индейский петух. – Поздно, милостивый государь, на службу являетесь… Поздно-с……

- Вы?.. вы? Это вы?.. Я, ваше превосходительство…

- Тонкий вдруг побледнел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой… Сам он съёжился, сгорбился, сузился…» (этот текст для удобства его осмысления выводится на экран (слайд № 7).

Выясняем, как Чехов изменил мотивы поведения тонкого? Почему он это сделал? Посмотрим в окончательном варианте, какое слово находит толстый, чтобы остановить подхалимское поведение школьного приятеля? (Чинопочитание). А какие слова ещё можно подобрать, чтобы объяснить поведение тонкого? (После проделанной работы опять используем экран (слайд № 8) и просим записать в тетрадь ряд синонимов: добровольное рабство, льстивость, угодничество, лакейство, холопство, приспособленчество, утрата собственного достоинства и др.)

Беседуя о причинах изменения рассказа, подчёркиваем, что Чехов перенёс сатирическую зарисовку с толстого на тонкого сознательно. Рассказываем, что Чехов с юных лет ненавидел рабство, добровольное унижение, утрату собственного достоинства. Он много работал над собой, чтобы «выдавить по каплям раба» из себя. Уважение к себе станет заметнейшей чертой его личности. Здесь уместно процитировать отрывок из его письма брату Михаилу (который опять же предстанет перед глазами учеников на слайде № 9):

«Не нравится мне одно: зачем ты величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой»? Ничтожество своё сознаёшь? Не всем, брат, Мишам надо быть одинаковыми. Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность».

На заключительном этапе урока проводим работу с иллюстрацией Кукрыниксов (слайд № 10). Выясняем, почему герои изображены без голов. Вопрос достаточно сложен для шестиклассников. Но с помощью учителя они могут сделать вывод: Чехов высмеивает отношения людей, в которых важна не человеческая сущность, а их служебная функция, и иллюстраторы очень тонко уловили мысль писателя.

Такое сочетание различных приёмов анализа продиктовано особенностями произведения и намерениями учителя снять стереотип восприятия. Как видим, в самой презентации использовались и приёмы, развивающие сотворчество читателей, и литературоведческий приём. Но презентация лишь сопровождала ход урока.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!