Искусство. 9 класс
Воздействующая сила искусства. Искусство и власть
Что такое искусство?
Искусство — часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира .
К искусству относят разновидности человеческой деятельности , объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, — живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.
Истоки возникновения искусства
Способно ли искусство укрепить власть?
Рамзес II, поражающий сирийского варвара.
Аллея сфинксов между Карнаком и Луксором
Храмы, система их построения и убранства, их мощные конструкции, скульптура, живопись – все это способно было подавить психику молящихся, вызвать ощущение мистического страха.
Август из Прима Порто. Римская статуя
- Какие качества подчёркиваются в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран?
- Какие чувства эти образы вызывают?
Донателло. Статуя кондотьера Гаттамелаты. Падуя
Ж.-Л. Давид. Бонапарт. Пересекающий Альпы на огненном скакуне.
«Москва – третий рим, а четвёртому не быти»
- В XV веке Москва становится центром православной культуры
- Период военного и экономического роста требовал соответствующего имиджа
- Перестраивается Московский Кремль по проекту архитектора Фиораванти
- Каменный Успенский собор стал центром Кремля
- Масштаб и великолепие собора требуют большей, чем прежде силы звучания музыки
- Основывается Хор государевых певчих дьяков
Успенский собор Московского Кремля
Воскресе́нский собо́р Новоиерусали́мского монастыря́ (1656—1685)
Петергоф – «Русский Версаль». Большой дворец
Триумфальная арка В Москве. 1848 г. Рисунок Б.Бенуа
Советское искусство эпохи сталинизма
- Помпезная, пышная архитектура подчёркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала своеобразие каждого человека
Б. Иофан. Проект Дворца Советов
Советский плакат
Вожди. Н.С.Хрущев
Воздействующая сила искусства
идейно-эстетическое воздействие на людей
Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру
идейно-эстетическое воздействие на людей
Ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья
Леонардо Да Винчи. Мона Лиза
Леонардо Да Винчи. Витрувианский человек
идейно-эстетическое воздействие на людей
Романы Льва Толстого породили толстовцев
Главными принципами «толстовства» являются:
- непротивление злу насилием,
- всепрощение,
- всеобщая любовь
- нравственное самоусовершенствование личности
- опрощение
идейно-эстетическое воздействие на людей
Изображение любви французскими писателями XVII в. повлияло на строй этого чувства во Франции
включение человека в ценностно ориентированную деятельность
- Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии,
- стимулирует социальную активность личности,
- ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом
Сальвадор дали. Предчувствие гражданской войны
Порабощенный исландский народ в безгероическую пору своей истории создал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные богатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы, создав художественный мир, не похожий на окружающий.
Саги сформировали духовный облик народа, и без них ныне невозможно понять национальный характер современного исландца
искусство как утешение
- призвано иллюзорно восстанавливать в сфере духа гармонию, утраченную в реальности.
- воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение, порожденное реальной жизнью, и компенсируют монотонность повседневности
К.Васильев. Осень
искусство как знание и просвещение
В.Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом
искусство как анализ состояния мира
искусство как анализ состояния мира
Н.Ге. В чём истина? (Понтий Пилат и Иисус)
искусство как анализ состояния мира
Поль Гоген. Откуда мы пришли?
(Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?)
искусство как предсказание
Воспитательное воздействие искусства
- Художественное произведение позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его элементом своей личности.
Какие функции искусства вы можете добавить? Докажите это примерами