СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Возможности акварели при обучении детей живописной композиции»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уже не одно поколение увлеченных искусством, осваивая выразительные возможности акварельной техники, ведет борьбу с ее строптивостью и своенравностью. Трудная и сложная в освоении акварель не каждому открывает тайны постижения материала. Тем более обширен и велик круг ее почитателей. Одних покоряет широкий диапазон ее возможностей, позволяющий решать в акварели самые сложные образные задачи. Другие восхищаются подвижностью материала, его мобильностью, возможностью импровизации, неповторимостью, активным воздействием самой техники на мысли и чувства автора.

Просмотр содержимого документа
««Возможности акварели при обучении детей живописной композиции»»










Методическая разработка

«Возможности акварели при обучении детей живописной композиции»










Меркулова Оксана Александровна,

Педагог дополнительного образования,

МАУДО «ДТДиМ»





















Саратов 2018



План разработки:

1. Введение в тему.

2. Теоретические основы.

3. Место темы в курсе и основные понятия.

4. Содержание предмета и анализ практической части.

5. Список литературы.

6. Приложение.



  1. Введение в тему.

Данная методическая разработка предлагает рекомендации для обучения акварельной живописи в старшей группе (9-14 лет) объединение «Волшебная кисть».

Методическая цель: закрепление теоретических знаний и различных технических приемов в акварельной живописи.

Уже не одно поколение увлеченных искусством, осваивая выразительные возможности акварельной техники, ведет борьбу с ее строптивостью и своенравностью. Трудная и сложная в освоении акварель не каждому открывает тайны постижения материала. Тем более обширен и велик круг ее почитателей. Одних покоряет широкий диапазон ее возможностей, позволяющий решать в акварели самые сложные образные задачи. Другие восхищаются подвижностью материала, его мобильностью, возможностью импровизации, неповторимостью, активным воздействием самой техники на мысли и чувства автора. Влечет художников и звучность акварельного цвета на белой поверхности бумаги, его градации от тонких прозрачных и легких оттенков до напряженной корпусной живописной «кладки», дающей колористическое наполнение формы как бы изнутри. Безусловно, что фундаментальной дисциплиной для учащихся в области цвета является живопись. Только она способна отразить на плоскости все богатство цветовых и световых отношений в их многообразных по характеру переходах и контрастах. Живопись способна в полном объеме развить то, что мы часто называем «глазом художника».

Понимание значения живописи в развитии творческой личности, однако, еще не дает ответа на вопрос о том, как должна быть организована конкретная учебная работа. Эффективность, например, методов академической живописи зависит от точности учета в ее заданиях конечной цели обучения.

Следует признать, что уровень одаренных учащихся, различен, поэтому работа с учащимися проводится по подгруппам даже в старших классах, где предъявляются требования к учебным заданиям с учетом индивидуальных, психологических, возрастных особенностей.

Главное в академической живописи заключается в том, что наряду с освоением основ живописи уже с первых шагов начинается формирование художественного мышления. Вырабатывается представление о том, что природа не хаотичное смешение предметов и явлений, что ее развитие подчинено строгим законам. Все формы в природе результат какого - либо закономерного изменения, и красота в природе заключается прежде всего в закономерности.

Целью всех постановок в академической живописи (натюрморт, фигура человека, интерьер) является не изучение средств изображения, а овладение системой построения художественной формы. Такое понимание цветного изображения в академической живописи имеет устойчивую традицию. Программы по живописи, созданные в разное время постепенно дополнялись новыми методически отработанными заданиями. Принцип «от общего к частному и от частного к общему» в каждом задании, а также соблюдение последовательности стадий обучения (выявление цвета - выявление формы цветом - выявление цветом объема - выявление цветом пространства) стали классическими. Поэтому изучение ее не только полезно, но и необходимо, хотя бы для, того чтобы сократить путь освоения уже имеющихся основных творческих приемов.

Г.М.Шегаль в своей книге «Колорит в живописи» писал: «По сравнению с представителями других видов искусства художники явно находятся в особо невыгодном положении, ибо если в музыке, например, теория композиции и гармонии, а также о контрапункте изучаются как обязательный предмет, то в живописи научно не обосновано большинство ее разделов, особенно колорит».



Специфика изобразительного искусства ясно выражена в том, что на плоскости листа создается подобие реальной действительности. Важно научиться не только целостно воспринимать натуру, но и «изображать» живописными средствами полученное при восприятии. Учащемуся трудно сразу усвоить весь сложный комплекс проблем, необходимо последовательно выделять главное и на нем сосредотачивать внимание. Для этого существуют задания на выявление цветотональных отношений. Выразительные цветовые сочетания несут в себе отголоски человеческих чувств, настроения. Связь деления цветов на теплые и холодные с эмоциональным опытом несомненна. Холодная гамма усиливает впечатление меланхолической успокоенности, теплая – впечатление напряженной жизни, активности, радости. Противопоставление теплых и холодных – часто сознательный прием. Традиция связывает это противопоставление с противопоставлением света и тени. Если света холодные, то тени теплые, и наоборот. При выполнении этого задания разбираются свойства изобразительной плоскости, вопросы цветовой композиции, понятия равновесия, контраста, ритма, движения, соподчинения и пластики. Музыкальность, поэзия не бывают без ритма, динамика и статика – без движения. Выделение главного не может быть без соподчинения. Большое значение имеет воображение. На этих заданиях учимся мыслить зрительными образами. Обращая все внимание на цветовую композицию, колорит, можно не слишком заботиться о четкости рисунка в этюде. Главное – цвет и только цвет, строгость формы потом вернется. Это своеобразная «постановка глаза» и «настройка ума». (рис. 1,2,3) Основной вид учебных работ по живописи – этюд с натуры. Практические навыки овладения акварельным мастерством усваиваиваются постепенно, начиная с простых элементарных заданий через постепенное усложнение от задания к заданию». (рис. 4)

Начинаем учебный год с натюрмортов, составленных из ярких плодов осени, где у учащихся после летнего перерыва проявляется желание поработать, «расписаться». Этюды натюрморта с цветами и вообще с любыми растительными формами - принципиальный момент в обучении. К фруктам и овощам добавляются растения со сложной пространственной организацией. Музыкальность линий, строгость формы и фейерия красок в цветах контрастируют с четкостью граней посуды и плавными овалами фруктов. (рис. 5,6) Острота сочетаний живого и неживого в таких постановках всегда держит художника в напряжении, провоцирует его на поиск нового. Акварель как будто специально придумана для того, чтобы писать цветы, в ней есть и тонкость цвета, и насыщенность, и легкость перехода от одного оттенка к другому, и сила цвета и тона. Даже в постановках с родственными цветовыми отношениями пластический контраст очертаний придает этюдам композиционную упругость1. Родственно - контрастные и контрастные цветовые отношения, более характерны для цветочных натюрмортов, усиливая их пластическую мощь. Пользуясь цветовыми контрастами, мы можем усилить или ослабить насыщенность того или иного цвета, сделать его светлее или темнее, теплее или холоднее, приблизить или удалить от зрителя. И для этого необязательно пользоваться самыми яркими или самыми темными красками. Натюрморты с цветами по большей части выполняются в помещении. Такие постановки имеют фиксированную глубину, ограниченную столом и драпировками. Контрасты теплого и холодного в закрытом помещении выражены слабо, что облегчает выбор колорита в натюрмортах с такой сложной пространственной формой, как растение. Надо помнить – у букета есть объем; первый план пишется подробно, внимательно разбираются детали. Тональный и цветовой удар также будет на первом плане. Для этого надо, прежде чем писать, продумать постановку и скомпоновать цветы так, чтобы они образовывали цветовые пятна в центре, а не были разбросаны как попало. Второй и третий планы пишутся шире, обобщеннее, чем первый.

На темном фоне писать труднее, пограничные контрасты будут мешать передаче объема и пространства. На светлом, нейтральном по цвету фоне написать букет легче, так как тонкие, мелкие детали можно писать поверх уже прописанного фона. Фон в этом случае лучше выполнять мягко «по-сырому». Свет помогает нам, обобщая контрастные по цвету краски. (рис.5)

Любимой композицией в натюрмортах с цветами является композиция с вазой с цветами на подоконнике, букет находится в состоянии контражур. Такая живопись - одна из сложнейших колористических задач. Кроме контраста света и тени, сложнейшего соединения теплых, холодных и нейтральных оттенков, необходимо показать еще то очарование воскового свечения лепестков, ради которого и задумана живописная работа. (рис. 6)

Этюды растительных мотивов лаконичных форм и четких очертаний служат хорошей подготовкой для дальнейшей работы. Передача цветового богатства красок осенних листьев - прекрасные упражнения для начинающего живописца. Задание этюдов с применением уже знакомых приемов лессировок, вливания цвета в цвет «по сырому» - метод, основанный на сильной впитываемости пористой бумаги и разливах водной краски и «а ля прима»,на одном дыхании - это возможность писать в один прием. (рис. 4) После первой прокладки насыщенным цветом, даем краске подсохнуть. Лессировки по прописанным местам дадут возможность получить незаметные переходы от одного цвета к другому, придать окраске листа естественную красоту. В случае «не попадания» цвета в каких-либо местах следует мокрой, отжатой кистью смыть красочный слой2.

Многократная прописка жидкой краской дает возможность смягчить резкие переходы, постепенно усложняя смеси обогатить тона и оттенки. Проработку деталей ведем постепенно. Выполнение этюдов будет хорошей школой в дальнейшем освоении техники акварельной живописи. (рис.3)

Задание в технике «гризайль» имеет важное значение в овладении учащимися такого понятия, как «цельность видения» и понимания роли света при изображении натюрморта.

Для выполнения этюда нужно взять краску темного цвета, чтобы можно было выдержать тональный диапазон от самого светлого до самого темного. Прежде чем приступить к работе над постановкой, необходимо внимательно проанализировать характер освещения.

Цель живописи гризайлью заключается в том, чтобы научиться передавать форму предметов с помощью светотеневых отношений, понять распределение тона в глубину, увидеть как тон и рефлексы моделируют форму. Натюрморт лучше осветить софитом, чтобы ясно была видна тональная градация форм под действием лучей света. Фоном может быть гладкая драпировка средней тональности. Это необходимо для того, чтобы ясно читались освещенные места на более темном фоне, а теневые части смотрелись выразительным силуэтом на более светлом фоне.

Начинаем работу методом отмывки. Свободно прокладываем разведенной краской большие плоскости, накладывая слой за слоем, стараясь максимально точно взять основные тональные отношения. Второй этап работы – лепка формы светотенью, конкретизация деталей и уточнение общей формы. Детали должны влиться в общее тональное состояние этюда. (рис. 6)

Совсем не простое дело – научиться цельному видению, но это важнейшее качество, которое необходимо постоянно воспитывать в краткосрочных этюдах. Затем ставим натюрморт из нескольких предметов. Не менее важна и тема самой постановки.



2. Теоретические основы.

Натюрморт является особенно ценным объектом изображения для усвоения основ живописной грамоты. Уметь правдиво изобразить с натуры форму и цвета предметов – это значит передать с помощью конструкции, перспективы, цветовых отношений - пропорции, объем, материальность, пространственное положение предметов и их

характер в целом. Эти качества грамотного реалистического изображения предметов направлены на выявление их эстетических свойств.

В отличие от творческого натюрморта учебное задание имеет методические, конкретные задачи, которые допускают известную долю условности в подборе и группировке предметов, в постановке света. «Натюрморт - та почва, на которой крепко должна стоять художественная школа», - говорил известный художник В.С.Кеменов. Прежде чем писать, надо разобраться в характере цветовых отношений натуры. Все это должно быть сделано до начала работы в предварительных эскизах (масштаб 1\8-1\16 стандартного листа), так как акварель плохо поддается исправлению.

Уяснив общий строй цветовой композиции, ее контрасты и акценты, можно приступать к работе на основном формате листа. В акварели, так как темное нельзя перекрыть светлым, обязательно нужно начинать со светлого – важный момент этой техники. Очень важно передать цветом первое, непосредственное впечатление от натуры. Быстро проложив основные цветовые отношения, найденные путем сравнения освещенных частей формы предметов, связываем их с цветом и тоном драпировок и фона. Такой подход, когда энергично прописывается вся картинная плоскость, не оставляя участков чистой, не закрашенной бумаги, позволяет нам шире взглянуть на натюрморт, не вдаваясь в детали, раскрыть основные цветотональные отношения, точнее увидеть и передать градации цвета и тени на форме предметов. Пишем все предметы одновременно, сравнивая их по цвету и насыщенности тона. Ни в коем случае нельзя останавливаться на деталях какого-либо предмета, сразу весь ритм работы будет нарушен. После определения света наступает этап полутонов и теней, видение остается прежним, цельным. Происходит постоянный охват пространства взглядом. Каждый предмет покрывается слой за слоем в такой последовательности: блик, свет, полутон, тень. Именно такую «обработку» должны пройти предметы. После изучения способа многослойных лессировок, с накоплением опыта, стараемся избегать повторных «прописок». Чем больше количества слоев краски положено на бумагу, тем менее прозрачен цвет предметов, появляется излишняя жесткость и глухота изображения. Когда цвета взяты сразу и близко к их полному звучанию, то легче угадать и соседние оттенки. Кроме того, положенные в полную силу цвета гораздо лучше передают первое и непосредственное впечатление от натуры. Объединяющая гармония и общий тон – две важные вещи.

Уделяем внимание взаимосвязи теплых и холодных оттенков цвета на свету и в тени. Мы знаем, что цвет в полутонах близок к локальному, так как на него не воздействуют прямые световые лучи, а следовательно, и не отражаются. Почему же такая разница между цветом края поверхности предмета и плотным полутоном около блика?

Это результат рефлексных связей. Округлая форма принимает на себя отраженный объектами цветной свет, который мягче и слабее прямого, потому рефлексы, как правило, сложны и тонки по цвету. Особенное внимание уделяем лепке формы, мазок должен ложиться, подчеркивая объем предмета. Важно не упустить колористическое единство, чтобы его почувствовать надо постоянно переводить взгляд от одного предмета на другой, а затем на всю группу предметов в целом. Цвет каждого предмета необходимо сравнивать с другим и все вместе- с фоном. Цвет может иметь смысл лишь в том случае, если он не воспринимается как краска, а превращается в материал, лепит объем и создает пространство. Используем пространственные свойства холодных и теплых цветов. Холодные как бы удаляются от зрителя, а теплые приближаются. Нужно умело «отдалять» один предмет и «приближать» другой. Ослабление и усиление цвета предметов можно корректировать в процессе работы над натюрмортом; чистой кистью с водой смягчаются краски и контур того предмета, который должен отойти «вглубь». Последний этап в работе над натюрмортом- обобщение и выявление главного контрастами и детализацией. Полезно отойти, издалека посмотреть. Но главное мгновенный взгляд, и учащийся даже без помощи педагога может определить, что выпадает, что несбалансировано. Края картинной плоскости уводим «под раму». Используем так называемый принцип «шара». (рис. 6)



3. Место темы в курсе и основные понятия.

Длительные постановки чередуют с краткосрочными этюдами натюрмортов из 2-3 предметов и с чучелом птицы. Цель этюда - дать декоративно-силуэтное решение. Предметы размещают на неглубоком пространстве, вблизи друг от друга. Предварительное знакомство с конструкцией и цветовой характеристикой строения птицы, также проработка деталей (головы, крыльев, лап, оперения) позволят перейти к более сложному заданию - натюрморту с чучелом птицы. (рис. 4) Натюрморт может быть дополнен с драпировкой и другими, связанными по цвету выразительными деталями, образующими смысловую группу (глиняными или деревянными предметами, муляжами овощей и фруктов). Последовательность процесса работы над этюдом сохраняется прежней: поиски цветовой композиции и основных светотеневых отношений на отдельном, небольшого размера эскизе - наброске, выявление самого светлого и самого темного, холодного и теплого участков в обобщенном, без лишних подробностей, цельном наброске с натурной постановки. Рисовать кистью необходимо в течении всего процесса работы над этюдом. Для этого необходимо освоить технику лепки формы цветным мазком.

В процессе практической работы над натюрмортом с чучелом птицы разовьются наблюдательность и сформируются понятия о взаимодействии цветов. Чтобы добиться цельности впечатления, следует ограничить себя в стремлении воспроизвести в этюде все краски, которые мы видим в натуре. Для этого надо научиться обобщать некоторые нюансы и уметь подчинить одни цвета другим.

Этюды с 3-4 предметами относятся к простым и состоят из несложных по форме вещей и драпировок с ясными цветовыми характеристиками. Это классические простые учебные постановки, составленные из родственных и родственно-контрастных цветовых отношений. Контрастность по светлоте - обязательное их качество. Методика исполнения этюда едина для всех натюрмортных постановок. (рис. 3)

Новой и интересной темой в старшей группе становится изображение уголка интерьера и тематической постановки в нем. Интерьеры обладают четко выраженной пространственной структурой. Она более глубокая, чем у натюрморта, но менее глубокая, чем у пейзажа. В этом отношении интерьер является промежуточным звеном в изучении законов цвета и тона в пространстве. Как бы интерьер не был просторен, он имеет четкие границы и глубину (длину), ширину и высоту. Особенно тесная связь существует между интерьером и натюрмортом. «Иногда грань, разделяющая их, становится почти неуловимой, особенно в натюрморте типа голландских «тщеславий» или в творчестве Шардена»,- отмечает Б.Р.Виппер. Интерьерные постановки в классе находятся на этой грани и даже часто переходят ее. Живопись таких интерьерных постановок необходима, так как помогает понять общие корни жанров в искусстве. Концентрация внимания на возможности «перерастания» натюрморта в интерьерную учебную постановку и затем в

масштабное интерьерное пространство логично, так как интерьер почти всегда включает «натюрмортно» организованные предметы. (рис. 5)



4. Содержание предмета и анализ практической части.

Перед началом работы хорошо походить вокруг постановки, посмотреть на нее с разных точек, необходимо избрать наиболее подходящую «точку зрения» и уровень линии горизонта. Обычно постановки в интерьере пишут стоя за мольбертом, отчего натюрморты воспринимаются несколько сверху, интерьер же видится в привычном ракурсе, изображение благодаря этому приобретает естественность, достоверность. Если обычно натюрморт располагается на одной горизонтальной плоскости, то в интерьере он имеет несколько горизонталей, позволяющих заполнить предметами пространство. Задача выявления глубины пространства - одна из основных в старшей группе.

После определения рабочего места начинается практическое исполнение задания, состоящее из двух стадий: подготовительной работы и выполнения этюда. Подготовительная часть обязательна, так как развивает композиционное мышление. Маленькие эскизы позволяют определять общие тональные отношения и избегать излишней детализации. В них обычно «схвачено» первое, самое острое впечатление, которое необходимо сохранить до завершения этюда. Работа выполняется на основе результатов предварительных эскизов. В целом исполнение этюда, кардинально не отличается от живописи предыдущих заданий3. Ритмическое расположение форм, цветовые акценты и пластика, качества поверхностей определяем в соответствии с акварельной техникой. При выполнении постановки, при компоновке для цельности необходимо организовывать крупные зоны света и тени. Конечно, лучше сделать этюд при естественном освещении, которое является самым распространенным при работе над интерьером. Однако ограничиваться анализом цветовой организации помещений только при естественном освещении нельзя, так как современный интерьер значительную часть времени освещается искусственно. Наиболее приемлемое для школы освещение - это когда помещение освещено лампами накаливания и слабым отраженным естественным светом из окна. Это очень красивое, но и очень сложное цветотональное состояние. Только точно поставленный глаз может увидеть весь комплекс тонких отношений. Размер живописного этюда 1\2 листа бумаги.

Неоправданное увеличение размера этюда отрицательно влияет на колорит произведения. Большая часть работы над этюдом интерьера проводится непосредственно на натуре. Представляет интерес включение в этюды интерьеров человеческих фигур, так как цвет и форма одежды человека усиливает пластические связи между элементами композиции и острее определяют принадлежность интерьера, взаимоотношения человек-интерьер становятся нагляднее4.

А служит прекрасной подготовкой к длительной постановке фигуры человека в интерьере - быстрый набросок, выполненный кистью. Набросок фигуры человека кистью - трудная, но увлекательная задача. На этом задании учимся не разукрашивать, а передавать с помощью кисти и красок общее впечатление от натуры, ее характерные особенности. Начинать работу над акварельным наброском следует с изображения одной фигуры человека, желательно ясно читаемой на фоне. Поза или постановка фигуры должна быть проста и понятна. Главная установка - акцент на общий силуэт, обобщенное изображение фона (лучше всего оставить его просто белым). Набросок следует начинать с большого цветового пятна, превалирующего над всем остальным как своими размерами, так и цветовым звучанием. Живописными средствами в наброске можно передать как минимум три вида движения. При передаче движения в плоскости листа цветовое пятно развивается по всем возможным направлениям листа: диагонали, вертикали, горизонтали, под углом (согнутая фигура). Время исполнения наброска с передачей движения ограничено. Решение силуэтное. Задача наброска с передачей движения – это прежде всего выработка у учащихся быстрой реакции, умение цветовым пятном выразить характер позы, фигуры, образа, костюма. (рис.1)

Умение изобразить в жанре живописного наброска группу людей – важное качество при работе над тематической композицией. Лучше всего поставить фигуры так, чтобы они частично перекрывали одна другую или хотя бы соприкасались. Умение обобщить, выявить то, что объединяет, а не разъединяет (разная по цвету одежда) есть то, что необходимо. Нужно передать не фигуры по отдельности, а движение, ситуацию, объединяющие их. (рис.2) К целям и задачам постановки одетой фигуры человека в интерьере относится в первую очередь выявление взаимоотношений фигуры человека и среды через цветовые, тональные и ритмические отношения. Выполнение подготовительного рисунка начинается с определения композиции листа. При этом важно учесть цветовое содержание постановки и пластику фигуры. Проблемы цельности композиции, связи и взаимозависимости всех ее элементов неразрывно связана с задачей неповторимости бесконечного разнообразия этих элементов. Ничто в композиции не должно повторяться5.

Ни величины, ни пятна, ни интервалы – «паузы», ни типы, ни жесты. Все близкое, подобное должно либо объединяться в единое пятно или силуэт, либо резко индивидуализироваться.

Постановка одетой фигуры всегда должна быть достаточно ясно построена по цветовым и тональным отношениям как фигуры, так и тона. В колористическом решении этюда большую роль играют холодные и теплые оттенки, основной тон постановки. Раскрывать в цвете следует с нанесения кистью более светлых планов, по ним полутона, а затем наиболее темные части. Очень важно выдержать большие цветовые отношения, не «закапываясь» в деталях. Краску на бумагу надо наносить легко, прозрачно, чтобы бумага под ней «дышала». Естественно, работая над цветовым решением этюда, необходимо разбирать каждый составляющий постановку цвет, находить в нем нюансы. Чтобы сохранить цельность этюда, необходимо следить за характером силуэта всей фигуры и колористической взаимосвязи ее с фоном. Все задания в старших классах выполняются акварелью на 1\2 листа бумаги. Перед каждым длительным этюдом следует серия кратковременных односеансовых этюдов.

В учебной живописи натюрморты с гипсами не всегда имеют сложную структуру построения. Все зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Характерной ошибкой при работе над постановкой является неправильное определение тональных отношений между гипсом и ее окружением. В результате гипсовый слепок «вываливается» из композиции. Чтобы избежать этого, надо выполнить небольшого размера гризайль, что поможет разобраться в нюансах светотеневых отношений, даст необходимую уверенность руке. Неудачно написанный центр, в конечном счете, губит всю живопись. Конечно, в акварели можно смыть неудачное место, но в любом случае живопись, начатая и законченная «на едином дыхании», всегда эффективнее, чем полученная в результате многократных прописок. В конце работы педагог проверяет выполнение поставленных задач. Полезно тут же устроить выставку работ и проанализировать их вместе с учащимися. Очень важно добиться того, чтобы учащиеся продолжали творчески работать и дома: передавать общую настроенность работы, тональность, цветовую гамму. Отдельные учебные задания можно предложить повторить дома по памяти.

Особое внимание должно уделяться завершению работы – ответственному и сложному моменту. Подлинная законченность состоит в достижении цветовой гармонии – то есть приведение к единству всех деталей, в подчинении всех элементов основному замыслу, поставленной задаче.



Список используемой литературы:


  1. Бесчастнов Н.П, В.Я.Кулаков «Живопись» учебное пособие

  2. Волков Н.Н. «Цвет в живописи»

  3. Волдин В.И. «Современная советская акварель

  4. Ганжало Т «Натюрморт. Этапы работы»

  5. Ганжало Т. «Пишем цветы»

  6. Дмитриев М. «Учитесь видеть»

  7. Ефимова Ю.Г.«Этюд фигуры в интерьере»

  8. Иванова О.Г.«Акварель. Практические советы»

  9. Кирцер Ю.К. «Рисунок и живопись»

  10. Козляков А. «Рисование натюрморта»

  11. Лепикаш В.«Акварель»

  12. Томашевская Л.С. «Пишем акварелью»



Приложение иллюстрации

Беляев Роман 13 лет Кульжонкова Леонелла 14 лет

Ладыгина Лидия, 13 лет Черемухина Ксения, 13 лет

Потапов Сергей, 13 лет

К онофьев Глеб, 13 лет

1 Бесчастнов Н.П, В.Я.Кулаков «Живопись» учебное пособие

2 Волков Н.Н. «Цвет в живописи»

3 Иванова О.Г.«Акварель. Практические советы»

4 Лепикаш В.«Акварель»


5Иванова О.Г.«Акварель. Практические советы»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!