СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности для творчества учителя (УМК второй иностранный язык).

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрываем возможности для творчества учителя при проведении занятий по второму иностранному языку.

Просмотр содержимого документа
«Возможности для творчества учителя (УМК второй иностранный язык).»

Возможности для творчества учителя при работе с УМК «Синяя птица» по французскому языку и УМК «Горизонты» по немецкому языку.

Здравствуйте, уважаемые гости и коллеги!

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная еще Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 04 февраля 2010 года (Приказ -271), определила, что «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [7]. Для формирования обозначенных качеств личности нужен новый учитель, открытый ко всему новому, способный помочь учащимся стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Кроме того, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, и в особенности стандарт среднего (полного) общего образования, определяют основные компетенции, которые должны быть сформированы у педагогических работников для успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В частности, к ним относятся умения, которые вы можете увидеть на слайдах):

- «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся»;

- осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;

- разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;

- выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);

- организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;

- реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся;

- использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием» [8].

Таким образом, государство и общество на сегодняшний день предъявляют к учителю одно из основных требований, которое выражается в постоянном непрерывном и целенаправленном повышении как уровня квалификации, таки личностного профессионального роста. Этот профессиональный и личностный рост необходимо решительно осуществлять через развитие творческого потенциала педагогов.

Педагогическая деятельность включает в себя не только точное следование методикам, но и творческое отношение к жизни и профессии. Учитель-профессионал способен выйти за рамки традиционных решений тех вопросов, которые перед ним встают, и найти собственные ответы на них. Реализация идей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введение федеральных государственных стандартов общего образования и ряд других инициатив в сфере образования требуют от учителя творческого осмысления своей деятельности, переложения собственного опыта в современный контекст развития образования, апробации новых форм организации образовательного процесса.

Основой творческой деятельности служит способность выделить собственное профессиональное Я из окружающей педагогической действительности и адекватно оценивать свои действий и свои коммуникативные навыки [1].

Говоря о педагогическом творчестве, необходимо учитывать особенности самой педагогической деятельности, своеобразие индивидуально-творческих качеств педагога, проявляющихся в этой деятельности. Одним из важнейших факторов педагогического творчества учителя в современной школе является то, что объектом и одновременно субъектом его профессиональной деятельности выступает личность учащегося. Педагогическое творчество сложно и ответственно в силу того, что в процессе педагогического воздействия происходит «творение» и «сотворение» личности будущего гражданина нашей страны [2].

Творчество - одна из отличительных черт педагогической профессии. Педагогическому творчеству присущи следующие черты:

- регламентированность во времени: этапы творческого процесса (возникновение педаго­гического замысла, разработка, реализация замысла и оценка) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного к другому;

- отсроченность оценки результатов творческих поисков;

- зависимость проявления творческого педагогического потенциала педагога от условий деятельности и ресурсов;

- управляемость своим эмоциональным психологическим состоянием через обучение этому себя и учащихся, организацию общения с детьми как творческий процесс, не подавляющий их инициативу и изобретательность, создание условий для полного творческого самовыражения и самореализации.

Развитие педагогического творчества определяется рядом как объективных, так и субъективных условий. К объективным условиям развития педагогического творчества относятся:

- влияние социокультурной реальности, конкретного культурно-исторического периода, в котором творит педагог;

- положительный эмоционально-психологический климат в коллективе;

- необходимый уровень знаний в психолого-педагогической и социальной сферах;

- наличие адекватных средств и условий организации образовательного процесса;

- научная обоснованность педагогической деятельности;

- наличие общественно необходимого времени.

К субъективным условиям развития педагогического творчества можно отнести:

- знание основных закономерностей и принципов целостного образовательного процесса;

- уровень общекультурной подготовки педагога;

- стремление к творчеству;

- развитое педагогическое мышление и рефлексия, имеющийся педагогический опыт и интуиция, умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях;

- владение педагогической технологией.

Личностные особенности и творчество учителя проявляются в многообразных формах и способах самореализации педагога.

Анализ литературы показывает, что наиболее эффективными условиями становления развивающегося, самореализующегося педагога являются:

- моделирование педагогической деятельности как процесса формирования способности ученика к творческой самореализации;

- создание авторских учебных курсов и их реализация с использованием современных образовательных технологий;

- осуществление индивидуального и дифференцированного образования учащихся через творчество, базирующееся на интересах, потребностях и индивидуальных особенностях детей [2].

Творчество определяет все составляющие труда педагога: от замыслов и идей до их осмысления как в процессе реализации, так и осознании результатов. На основе собственного эффективного профессионального опыта педагог в состоянии ставить и решать новые, нестандартные для ежедневной практики задачи.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования позволяет педагогу реализовать собственный эффективный опыт как результат, прежде всего, творческой педагогической деятельности учителя как процесса самореализации своих способностей. В этом случае мы можем говорить, что творческая педагогическая деятельность учителя - поиск решения определенной для себя педагогом проблемы, причем этот поиск осуществляется в условиях неопределенности, при отсутствии известного алгоритма деятельности, апробированной системы действий, плана по разрешению проблемной ситуации, неизвестности, какие знания и умения необходимо применить в данном случае. Поэтому педагогическое творчество можно рассматривать и как особый вид деятельности учителя, направленный на создание качественно новых для него продуктов, имеющих субъективную и социальную ценность, новизна которых определяется как объективно, так и субъективно [9]. Объективный аспект - новизна и ценность созданного продукта вообще для педагогической науки, что встречается очень редко. Субъективный аспект в педагогическом творчестве учителя присутствует всегда, так как характеризуется наличием новизны для самого учителя.

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования учителю при организации образовательного процесса кроме раскрытия собственно предметной темы урока необходимо продемонстрировать умение применять метапредметный подход и междисциплинарные связи, позволяющие формировать у учащихся целостную картину мира и надпредметные компетентности (универсальные учебные действия). Реализация метапредметного подхода требует от учителя организации работы с деятельностью учащегося, передачи не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями. Для этого необходимо очень хорошо знать свой предмет, что собственно и позволяет деятельностно переструктурировать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания, то есть сориентироваться на развитии у школьников базовых способностей: мышления, воображения, различительной способности, способности целеполагания или самоопределения, идеализации, речевой деятельности и т.д.

Еще одна особенность организации образовательного процесса в условиях реализации новых стандартов - это возросшая потребность в специально организованной работе с детьми и родителями по формированию личностных результатов. Для этого необходима в организации взаимодействия с учащимися и родителями реализация принципа диалога как основного метода воспитания и обучения, чтобы процесс приобщения к образованию как к культурной ценности был не кратковременным и стихийным, а глубоким, последовательным и системным. Организация образовательного диалога - совместный процесс мыслительной деятельности всех его участников, что содействует взаимодействию с окружающим миром, в котором каждый - равный участник данного процесса. При этом все участники диалога могут проявить как свои индивидуальные возможности и творчество, так и осмыслить и оценить их в других (учитель - в коллегах, учениках и родителях; учащиеся - в одноклассниках, учителях, родителях; родители - в детях, родителях класса, учителях). Поэтому важным аспектом развития педагогического творчества учителя становится организация диалога как принципа образования. Причем, диалог в образовательном контексте предполагает способность учителя слушать и адекватно понимать собеседника (ученика, коллегу, родителя), выражать эмоционально позитивное восприятие окружающих. Организация диалогового пространства требует от педагога коммуникативного опыта, формируемого через культуру постановки вопросов, предвидения обратной связи, где востребованы интуиция и импровизация. Владение диалогом должно быть педагогическим кредо учителя.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что педагогическое творчество можно рассматривать как процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных способностей педагога, основанных на развитии его творческого потенциала

1. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце четверти, входящий мониторинг, итоговые работы, экзамены, ЕГЭ, ИГЭ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.

2. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков состоит из 3 групп:

  • учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);

  • учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать);

  • учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля).

3. Состояние исследовательской работы и работы самообразованию. «Учитель- это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

4. Образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

5. Способность к самоанализу, самодиагностике (рефлексии). Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают.

6. Инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

Психологические критерии успешности учителя

«Настоящее образование,- писал в свое время Добролюбов,- это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».

Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».

Первый критерий - интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. «Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего - создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

Второй критерий - сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться - долг ребенка.

«Науку,- писал Герцен,- надобно прожить, чтобы не формально усвоить её». И в учении тоже; чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

Третий критерий - взаимоотношения в системе «учитель-ученик».

В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.

Четвертый критерий - учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание, вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя.

Профессионально-личностные критерии успешности учителя

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Такие качества структурировались в работах Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, Н.Ф. Кузьминой.

Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

1. Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

  • Интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

  • Адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

  • Доброжелательность реакции учителя на возбуждение учащихся;

  • Уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.

2. Выразительность речи

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

3. Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет, ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Я и творить, и натворить умею.

4.Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Я горы вмиг с ребятами сверну (ещё бы знать, зачем).

Планировать могу, могу и делать.

5.Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В.А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение то состояние, из которого учитель часто не находит выхода.» Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине противостояния, обращать всё в шутку.

Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

6.Настойчивость, дисциплинированность.

Эти два качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца.

Дисциплинированность - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями, учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать. Особенно высоки требования к учителям старшей школы - по большому счету, это те же требования, что и к вузовским преподавателям. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт. Все эти критерии к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом.

Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые, способные к сотрудничеству люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Федеральный государственный стандарт общего образования выдвигает в качестве главных задач школы формирование общей культуры ученика, решение в процессе обучения мировоззренческих, развивающих и воспитательных задач, задач социализации. Поэтому школа должна обеспечить учащегося универсальными навыками.

Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности.

Проблема самореализации личности относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики. Усиление внимания к данной проблеме сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Учебная деятельность играет значительную роль в жизни школьника и служит важной сферой его самовыражения. Школа является местом, где ребенок проводит большую часть времени. учащихся определенный набор знаний. Необходимо пробуждать и постоянно поддерживать стремление их к самообразованию, реализации творческих способностей.

По мнению психологов и учителей, внутренней причиной разочарований, неудач в учебе зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности. Особенно остро перед современной школой встает проблема отсутствия у многих учащихся внутренней мотивации к учению. Регламентация учебного времени и жесткие требования учебных программ ведут к снижению активности, самостоятельности и творчества учащихся, следовательно, и возможности самореализации. При таком подходе основной целью образовательного процесса становится усвоение и воспроизведение знаний.

Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы всякий раз они открывали что-то новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, эффективнее будут достигаться образовательные цели.

Творческая работа — это и процесс, и продукт деятельности, это и личное качество, и среда, создающая условия для самореализации. Творческие работы я провожу во всех классах практически по всем учебным темам и во внеурочной деятельности. Мое педагогическое кредо: «Знать — уметь — творить — хотеть самосовершенствоваться и самореализовываться». Стараюсь, чтобы это стало девизом и для моих учеников.

Использование ИКТ в творческой деятельности учащихся расширяет возможности педагога, помогает ему увидеть в ребенке самое лучшее; ученику дает импульс к самосовершенствованию, раскрытию способностей, самореализации. Диалог в компьютерной среде позволяет ученику осознать свои возможности, умения и навыки. Автономность поведения в работе с компьютером мотивирует личность к свободе выбора решения. Современные ИКТ позволяют создать ситуации, направляющие ученика на концентрацию творческих усилий, креативность в деятельности, независимость в суждениях и ответственность за свои действия и поступки.

Для самореализации учащихся могут использоваться нестандартные уроки, а также разные формы творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности: метод проектов, игры, творческие самостоятельные и домашние работы, проблемные ситуации, конкурсы, исследовательская деятельность и др.

Метод проектов — это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под руководством учителя новых продуктов. «Метод проектов предполагает обучение через «ум, руки, сердце», то есть включение ребёнка в эмоциональную, умственную и практическую деятельности». В традиционной методике информацию предлагает учитель, а в проектной знания добывает сам ученик. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности: коммуникативные, личностные, социальные, технологические, творческие. Проекты могут быть разными по продолжительности выполнения: от 10–15 минут до 1 года. Для работы с проектным методом подходят практически все темы, изучаемые на уроках и на дополнительных занятиях.

Учащиеся получают возможность самореализации и черезисследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

Исследовательская деятельность — это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

На каждом своем уроке пытаюсь обеспечить активность каждого ребенка через пробуждение его любознательности и мотивации, подчеркивая важность изучаемого материала для решения практических задач, поддерживаю связь обучения с жизнью. Создание проблемной ситуациипозволяет реализовать дифференцированный подход. Привычными для ребят стали проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками. При закреплении изученного материала использую прием постановки и анализа проблемной ситуации. Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения — усвоение учениками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение не известного им заранее результата. Полученные учениками продукты деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т.п.) сопоставляются с культурно-историческими аналогами.

Творческие самостоятельные и домашние задания предусматривают проявление творчества и фантазии учащихся. Учащиеся должны также проявить и применить приобретенные знания и умения в новой ситуации.

Примеры

  • написание стихов, сказки, рекламы, объявления, открытки, визитки;

  • написание и оформление буклета, календаря, открытки;

  • составление ребусов, кроссвордов.

В качестве домашнего задания иногда предлагаю учащимся подготовить сообщение по теме с использованием дополнительной литературы, электронных энциклопедий, материалов Интернета.

Уверена, вы слышали песню «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».Игра является методом обучения, который направлен на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в конкретной ситуации, её основной целью является углубление интереса к учебе и тем самым повышение эффективности обучения. Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует от ребенка отдачи максимума энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Играть можно целый урок или использовать игровые фрагменты на уроках, нельзя забывать об эффективности использования данной технологии во внеурочное время. Вот некоторые примеры из моей практики:

  1. Игра «Ты мне, я тебе». Учитель начинает игру, задав одному из учеников вопрос по теме. Ученик, ответив, задает вопрос следующему, тот, ответив, продолжает цепочку и т. д.

  2. Урок-игра: «Морской бой», «Как стать отличником», «Звездный час» и др.

Вовлекаю учащихся в различные конкурсы, олимпиады, соревнования.

Все это позволяет учащимся самореализоваться, проявить себя в том или ином виде деятельности, часто в соответствии с индивидуальными склонностями и природными задатками.

является принцип личностного целеполагания ученика на уроке. Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания целей, в частности, творческой работы как учеником, так и учителем. Именно творческий учитель помогает ученику сформулировать цель и достичь её.

Ещё один из наиболее важных принципов — принцип рефлексии.

Учащиеся в качестве рефлексии обсуждают полученный результат, анализируют, делают выводы.

На каждом своем уроке стараюсь создать атмосферу доброжелательности и комфорта. Очень хочу, чтобы дети воспринимали меня не как связующее звено для передачи знаний и безразличного воплощения требований программы, а как живого человека, обладающего чувствами, эмоциями и добрым отношением к ним.

Понимая, что некоторые дети могут испытывать чувство страха перед новым и неизведанным, стремлюсь помочь детям преодолеть отрицательные эмоции, поверить в себя и свои силы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!