СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПО В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-коммуникативные технологии – это широкий спектр технологий, также включающий и информационно-компьютерные технологии, имплементирующие, в свою очередь, применение компьютера и мультимедиа-устройств, но далеко не ограничивающиеся данным пунктом. Информационная культура в образовательном процессе требует от преподавателя и студента знаний и умений, которые бы обеспечивали бы адаптацию последних к новым формам обучения. И это задача не только содержания предмета, а и используемых технологий обучения. Поэтому и возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации использую электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет, электронный учебники.

Просмотр содержимого документа
«ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПО В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»»

Ю.В. СОЛОВЬЁВА


ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ В СОПРОВОЖДЕНИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПО В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»


«Прогресс невозможен без перемен, и те, кто не способен изменить своего мышления, не может изменить ничего».

Бернард Шоу


XXI век - это век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль играет экономика в жизни человека, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Сегодняшний выпускник, которому жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно и необходимо создать условия, способные обеспечить следующие возможности: вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, широкого общения со сверстниками из других учебных заведений, регионов, и даже стран, свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам [1].

Информационно-коммуникативные технологии – это широкий спектр технологий, также включающий и информационно-компьютерные технологии, имплементирующие, в свою очередь, применение компьютера и мультимедиа-устройств, но далеко не ограничивающиеся данным пунктом. Информационная культура в образовательном процессе требует от преподавателя и студента знаний и умений, которые бы обеспечивали бы адаптацию последних к новым формам обучения. И это задача не только содержания предмета, а и используемых технологий обучения. Поэтому и возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации использую электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет, электронный учебники.

Анализируя свой опыт по использованию, ИКТ в учебном процессе могу сказать, что в нашем быстроменяющемся мире, мире экономики, который развивается порой непредсказуемо, а значит, также меняется практическое содержание курса. Поэтому программа курса экономики постоянно дорабатывается, корректируется, сохраняя при этом обязательный минимум содержания образования. Проблема заключается в отсутствии на данный момент разработанных и апробированных методик использования новых информационных технологий в образовательном процессе, в отсутствии банка компьютерных программных продуктов, в недостаточно разработанных и изученных механизмах влияния компьютерной техники на психику обучающегося, его состояние здоровья.

Объектом является учебно-воспитательный процесс, направленный на совершенствование методики преподавания и повышение качества знаний студентов.

Предметом являются информационно-коммуникативные технологии, используемые в преподавании экономики.

Цель заключается в разработке программы с использованием компьютерного инструментария и информационно - коммуникативных технологий в преподавании экономики в СПО.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по предмету экономика. Создавать новые компьютерные программные продукты для образовательного процесса (компьютерные тесты), разрабатывать методики использования ИКТ в преподавании экономики, совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе, широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс, совершенствовать профессиональную ИКТ - свою компетентность, обобщать и передавать опыт работы других преподавателей [2].

Ярким примером активизирующей технологии, основанной на самостоятельной деятельности студентов является проектное обучение. Проектное обучение способствует формированию у студентов интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений, а именно: умение работать с текстом (выделять главное, найти необходимую информацию), анализировать информацию, делать выводы, сравнивать и создавать подобное, лаконично излагать свои мысли.

Использование ИКТ открывает возможности, связанные с наглядным представлений явлений, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Основной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием ИКТ. Основная часть лекции - это изложение материала по вопросам в сопровождении демонстрационных материалов: слайдов - фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблиц, схем, диаграмм, графики, математические формулы и модели, подготавливаемые лектором. Основные направления деятельности преподавателя, использующего ИКТ в образовательном процессе СПО [3].

1 Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

2 Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.

3 Оказание помощи студентам в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание трудностей, особенностями подачи информации.

4 Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов в программе.

5 Организация консультаций при изучении дисциплин.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого по предмету, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного усвоения курса. Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения. Рубежный - проводится по итогам изучения темы, раздела курса. Итоговый контроль предусматривается в конце изучения курса и покрывает его содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации обучаемого. Тесты могут проводиться в режиме on-lain (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-lain (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).

Эти варианты, как правило, предусматривают возможность обращения к материалу учебника и выступают как неотъемлемая его часть. Результат тестирования учитывается при оценке уровня знаний. Важным условием реализации возможностей ИКТ являются: оборудование в колледже компьютерной аудитории, наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность педагога к применению ИКТ в образовательном процессе. Применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а дополняя друг друга.

В условиях стремительного научно-технического прогресса, всеобщего стремления к интеграции во всех сферах жизни, в условиях глобализации и постоянных перемен в социальной и экономической сферах жизни, знания устаревают все быстрее. В таких условиях, когда человек вынужден учиться всю жизнь, главная цель системы образования — научить его учиться. Современное общество испытывает острую потребность в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможности достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека [4].

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию технических и дидактических потенциалов информационных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разработки стратегий поиска как учебных, так и практических задач. Необходима активная познавательная, самостоятельная мыслительная деятельность, владение способами познавательной деятельности, их совокупностью. Цель систем образования в современном обществе состоит в интеллектуальном и нравственном развитии человека. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию учебной деятельности учащихся.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 АГАТОВА, Н. В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ/ Н. В. АГАТОВА М., 2013.

2 АЛЕКСЕЕВА, М. Б., БАЛАН, С. Н. ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА. М., 2012.

3 ЗАЙЦЕВА, Л. А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ/ Л. А. ЗАЙЦЕВА. М., 2014.

4 КУЗНЕЦОВ Е. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ/ Е. В. КУЗНЕЦОВ. М., 2013.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!