СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности интеграции тематики предмета ОБЖ в другие учебные дисциплины.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все разделы ОБЖ логически взаимосвязаны и взаимообусловлены не только между собой, но и с другими общеобразовательными предметами, таким образом можно сказать, что ОБЖ – самый интегрируемый предмет.

Просмотр содержимого документа
«Возможности интеграции тематики предмета ОБЖ в другие учебные дисциплины.»



Возможности интеграции тематики предмета ОБЖ в другие учебные дисциплины.

Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщённым характером познавательной деятельности. Все разделы ОБЖ логически взаимосвязаны и взаимообусловлены не только между собой, но и с другими общеобразовательными предметами, таким образом можно сказать, что ОБЖ – самый интегрируемый предмет.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает обучающимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.

Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.

В современных условиях возникает необходимость формирования у обучающихся не частных, а обобщённых умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются обучающимися при изучении других предметов и в практической деятельности.

Межпредметные связи позволяют устанавливать внутрикурсовые связи, а также внутрипредметные связи между темами определённого учебного предмета, например,



























Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций:

  • Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у обучающихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о её целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы;

  • Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний обучающихся, как системность, глубина, осознанность и гибкость, межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями;

  • Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления обучающихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть инертность мышления и расширяют кругозор обучающихся;

  • Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию;

  • Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Обучение – двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и учеников неодинаковы. Учитель преподает обучающимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний. Ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания обучающимися протекает под руководством учителя, что ещё раз подчёркивает различие видов их деятельности.

Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей:

I – начальный, или подготовительный, - приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе.

II – основной, представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе.

Суть этих этапов заключается в следующем:

I, подготовительный этап обеспечивает общую ориентацию обучающихся в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учебной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале её изучения ведётся работа, которая подводит обучающихся к осознанию интегративного характера содержания темы, к необходимости при раскрытии её ведущих положений использовать знания из других предметов, а также к пониманию того, как должна быть организована для этого работа. В результате учитель вместе с учениками определяет перспективный план изучения темы на широкой межпредметной основе. Так в период проведения недели по ОБЖ, были запланированы интегрированные уроки: ОБЖ и математика, ОБЖ и русский язык, ОБЖ и география, ОБЖ и история, внеклассное мероприятие с использованием презентаций, которые выполнили учащиеся по теме: «Моя земля – моё богатство».

На II этапе, в соответствии с разработанными учителем совместно с обучающимися планом изучения темы, строится следующий, основной этап по непосредственному раскрытию ведущих положений темы. Построение учебного процесса ставит учителя перед необходимостью все более проникать в содержание ведущих идей других учебных предметов, обуславливая тем самым все более широкие и глубокие контактные связи между учителями. В результате, работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а приводит к организации межпредметных семинаров, экскурсий, письменных проверочных работ, различных конференций.

Методику обучение обучающихся использованию межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трёх ступеней. На первой ступени (условно названной воспроизводящей) основная цель учителя – приучить ребят использовать знания, полученные в естественнонаучных и гуманитарных дисциплинах на уроках ОБЖ.

Первая ступень формирования умения обучающихся переносить межпредметные знания может быть использована в большей мере на начальных этапах изучения основ безопасности жизнедеятельности. Но поскольку на этой ступени могут быть решены первые две задачи использования межпредметных связей (изучение понятий собственного предмета, а также родственных для смежных курсов понятий), то и в старших классах учитель может его использовать, но в сочетании с более высокими ступенями.

Вторая ступень – обучение обучающихся переносу знаний из предмета в предмет. Если на первой ступени учитель требовал воспроизведения знаний того материала смежной дисциплины, который он привлекал в процессе объяснения, то теперь основное внимание уделяется самостоятельному применению обучающимися сведений из родственных курсов. Поэтому вторую ступень можно назвать ступенью использования знаний.

Основная цель третей ступени заключается в том, чтобы обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений и процессов изучаемых на уроках. В связи с целями, стоящими перед ступенью, её можно условно назвать обобщающей.

Обобщая сказанное, хотелось бы заметить, что выделенные ступени и этапы довольно условны. В практической работе учителя этапы обучения обучающихся переносу знаний из предмета в предмет могут в значительной мере варьироваться. Основанная цель использования ступеней и этапов, во-первых, в упорядочении работы учителей по реализации межпредметных связей в преподавании, во-вторых, они позволяют судить достигнутых в работе результатах обучения, в-третьих, дают возможность оценить степень овладения обучающимися умением переносить и использовать знания, полученные на занятиях смежных дисциплин.

Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цель и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приёмов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности обучающихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.

Значительное место в процессе формирования у учащихся качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

Большое место при изучении данного предмета, на мой взгляд, необходимо уделять мотивации, степени осознания учеником целевой установки при изучении предмета, а именно: курс ОБЖ поможет подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.

    Преподавание предмета я осуществляю с позиции деятельностного подхода, который реализую через  педагогические технологии:

1)     проектную;

2)     информационную;

3)     игровую (деловые и ролевые игры).

Важное место в преподавании основ безопасности жизнедеятельности занимает интеграция с такими предметами как: природоведение, география, биология, физика, математика, литература, информатика, история. Например, богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей даёт такой учебный предмет, как химия, например, при изучении раздела в 8 классе «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения», а именно последствий этих аварий прибегаю к помощи учителя химии, который приводит примеры взаимодействия различных веществ и последствия результатов этих реакций на организм человека. Без интеграции с химией и биологией невозможно обойтись и при разборе разделов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Одним из принципов обучения является принцип систематичности, последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляют собой единый комплекс. Он формируется путем установления межпредметных связей, связей между темами и разделами внутри учебной дисциплины, например, 5 кл., темы: «Погодные условия и безопасность человека», «Рациональное питание, гигиена питания» (природоведение – ОБЖ); 6кл., темы: «Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности» (география, математика – ОБЖ), «Автономное пребывание человека в природной среде» (литература – ОБЖ), «Здоровый образ жизни и профилактика утомления» (биология – ОБЖ); 7 кл., раздел: «Чрезвычайные ситуации природного характера» (география, информатика – ОБЖ), «Лесные пожары» (математика – ОБЖ). Межпредметные связи помогают обучающимся не просто заучивать то или иное положение, но и понимать его глубинный смысл, помогают повысить интеллектуальный и эмоциональный уровень ребят.

 Ролевая игра «Ориентирование на местности» (ОБЖ и география) наглядно демонстрирует обучающимся важность топографических знаний, умений ориентироваться, быть физически подготовленным в сложной жизненной ситуации спасти себя или другого человека, тем самым закрепляет знания, полученные на уроках географии.

При работе со старшими классами по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье» (химия и ОБЖ), использую знания ребят по предмету химии, тема: «Свойства спиртов».

Только с реализацией межпредметных связей можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности. Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении с учетом новых программ и требований реформы школы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!