Возможности использования блочно – модульной системы обучения при подготовке к ЕГЭ на уроках географии (10 класс)
Цель:
Подготовка учителей географии для обеспечения успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ обучающимися 11 и 9 классов.
Результаты нашей совместной деятельности:
- Изучены нормативно - правовые документы для организации, проведения и подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации.
- Прослушан цикл лекций по методике составления конструкта урока, теста, КИМов и самостоятельной работы.
- Выполнены все контрольные работы.
- Разработан блочно – модульный цикл по теме «Политическая карта мира» 10 класс ( 4 урока).
Нормативные акты подготовки к ЕГЭ и ОГЭ 2015 год
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (Ст. 59, ч. 9 ст. 47, ч. 1-4, ст. 70)
Все о ЕГЭ и ОГЭ. Режим доступа: http://www.examen.ru/main2/about/
http://www.fipi.ru/
(дата обращения: 06.11.2014)
Цели географического образования
- искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, интерес к осмыслению (научить познавать и делать)
- способность к нравственным поступкам, готовность к эстетическому восприятию действительности (научить жить в ладу с самим собой);
- стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих, умение рационально проводить досуг, склонность к самореализации (научить жить вместе) .
Объект исследования
Технология модульного обучения на уроках географии
Предмет исследования
Использование технологии модульного
обучения при подготовке к ЕГЭ
по географии
Что такое модуль?
Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебная информация и технология овладения ею.
Строение модуля
Модуль имеет:
- учебные элементы – это последовательные шаги, с которыми школьник работает непосредственно.
-инструкцию , в которой определены цели усвоения модуля и каждого учебного элемента;
-материалы для работы (ссылки на источники);
-указание на вид и форму работы;
-контроль определяющий степень усвоения учебного материала.
Задачи исследования
- разработать блочно-модульную структуру содержания обучения географии;
- разработать уроки-модули, по курсу географии 10 класса;
- выявить эффективность использования технологии модульного обучения географии.
Место блочно–модульного цикла «Современная политическая карта мира» в тематическом планировании 10 класс 34 часа (1 раз неделю )
Раздел1 . Общая характеристика мира
Блочно-м одуль ный цикл 1.
Современная политическая карта мира
Блочно-м одуль ный цикл 2.
География мировых природных ресурсов.
Охрана окружающей среды
Блочно-м одуль ный цикл 3.
Научно–техническая революция и мировое хозяйство
Алгоритм блочно-модульного цикла
Современная политическая карта мира
модуль №1
модуль №2
Типология стран
Многообразие стран современного мира
модуль №3
Государственный строй стран мира
модуль №4
Политическая карта
Тема: Современная политическая карта мира. Тип урока: изучение нового материала. Формы урока: индивидуальная, групповая, работа в парах. Цель урока: Формирование представления о современной политической карте мира. Введение понятий «суверенное государство», «типология», «валовой внутренний продукт», «индекс человеческого развития», «республика», «монархия», «федеративное государство», «унитарное государство», «политическая география».
Задачи:
Обучающие: сформировать представление о разнообразии современного мира, изучить классификацию, типологию и государственный строй стран.
Развивающие: развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.
Воспитательные: формировать чувства ответственности каждого за конечные результаты работы, дисциплинированность, собранность.
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
- Формирование чувства ответственности за конечные результаты работы, дисциплинированность, собранность:
- Развитие сотрудничества при работе в парах, в группе;
- воспитание интереса к географии как к предмету.
Предметные
- Развитие речи;
- формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;
- развитие у обучающихся самоконтроля знаний и умений;
- умение работать с картами, первоисточниками, таблицами, «визитной карточкой» стран мира;
- составлять схемы таблицы, работать в группе, участвовать в обсуждении проблем.
- Развивать умение работать с различными источниками информации;
- формировать представление о разнообразии современного мира;
- изучить классификацию, типологию и государственный строй стран.
Модуль № 1 Тема: «Многообразие стран современного мира».
У Э
Содержание информации
УЭ - 1
Методическое руководство
Цель: Сформировать представление о разнообразии современного мира; рассмотреть особенности различных исторических этапов формирования современной политической карты мира; рассмотреть количественные и качественные сдвиги на политической карте мира; изучить классификацию стран.
- Какую информацию несет политическая карта мира?
- Какую классификацию стран вы знаете?
- Какое место в мире занимает Россия?
Чтобы ответить на вопросы, внимательно рассмотрите «Политическую карту мира», атлас стр. 2-4
Модуль № 1 Тема: «Многообразие стран современного мира».
УЭ
Содержание информации
УЭ - 2
Методическое руководство
Цель: перечислить этапы формирования политической карты, охарактеризовать качественные и количественные сдвиги.
Для заполнения таблицы прочитайте текст § 1, стр. 9
- Перечислите этапы формирования политической карты в таблице
Этапы формирования
Изменения
Качественные
Древний
Количественные
Средневековье
Новый
Новейший
Модуль № 1 Тема: «Многообразие стран современного мира».
У Э
УЭ - 3
Содержание информации
Цель: познакомиться с классификацией стран по размерам территории, по географическому положению и по численности населения.
Методическое руководство
- Заполните схему «Типы стран современного мира».
Для заполнения схемы прочитайте текст § 1, стр. 10
Типы стран
По величине территории
1…
2…
3…
4…
5…
По географическому положению
По численности населения
1…
2…
3…
4…
5…
1…
2…
3…
4…
5…
Модуль № 1 Тема: «Многообразие стран современного мира».
У Э
Содержание информации
УЭ - 4
Методическое руководство
Самостоятельная работа
Цель: развивать умение работать с различными источниками информации ( политической картой мира и контурной картой).
- Используя условные обозначения, нанесите на контурную карту страны по их типологии.
Для выполнения данного задания используйте :
- «Политическую карту мира», атлас стр. 2- 4;
- заполненную схему;
- рабочую тетрадь на стр. 30 - 31
Модуль № 1 Тема: «Многообразие стран современного мира».
У Э
Содержание информации
УЭ - 5
Методическое руководство
Цель: контроль уровня усвоения материала
Тестовые задания (в соответствии с КИМами, смотри таблицу в приложении):
1. Какое количество стран не имеет выхода в море:
а) 24; б) 42; в) 40; г) 38
2. Расставьте страны по мере убывания площади:
а) Канада; б) Россия; в) США; г) Китай;
3. Объединение ФРГ и ГДР – это
а) количественные сдвиги; б) качественные сдвиги.
4. Установите соответствие:
5.Политически независимыми государствами называются:
а) колонии; б) суверенные; в) метрополии.
Страны
Греция
ГП
Япония
А. архипелаг
Б. островное
Исландия
В. полуостровное
Модуль № 2 Тема: «Типология стран современного мира».
Цель: Сформировать представление о типологии стран
современного мира;
определить место России в типологии стран.
Типы заданий: - словарная работа; - работа с текстом; - дополнение схемы; - практическая работа на контурной карте; - тесты.
Модуль № 3 Тема: «Государственный строй стран мира».
Цель: сформировать представление о разнообразии современного мира; познакомиться с формами государственного правления и административно –
территориального устройства стран; расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры.
Типы заданий:
- Воспроизведение знаний;
- Заполнение таблицы;
- Работа с «Визитной карточкой»;
- Работа с текстом и картой;
- Контроль знаний.
Модуль № 4 Тема: «Политическая карта».
Цель: закрепить представление о разнообразии стран
современного мира; закрепить знание основных
терминов и понятий темы; обобщить знания по теме
«Политическая карта мира», закрепить знания
номенклатуры.
Типы заданий:
- Фронтальная работа по повторению терминов;
- Географический диктант;
- Установление соответствия «Страна – столица»;
- Тестовая работа.
Приложение
Таблица соответствия заданий с кодификатором и спецификацией (КИМ 11 кл.)
№ задания
Кодификация
№ 1
10 класс
6.2
№ 2
10 класс
Спецификация уровень сложности
Тема по кодификации
базовый
6.2
№ 3
10 класс
Современная политическая карта мира
6.2
№ 4
10 класс
базовый
базовый
6.2
Современная политическая карта мира
Современная политическая карта мира
базовый
Современная политическая карта мира
Итоги обучения:
- Получили необходимую и полезную информацию по организации и проведению итоговой аттестации.
- Профессиональное общение, обмен опытом по поставленной проблеме.
- Проанализировали задания КИМов и получили методические указания по их выполнению.
- Создали для себя «Педагогическую копилку».