СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Возможности использования ИКТ с целью повышения качества образования младших школьников с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из личного опыта. Возможности использования ИКТ с целью повышения качества образования младших школьников с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«"Возможности использования ИКТ с целью повышения качества образования младших школьников с ОВЗ"»














"Возможности использования ИКТ с целью

повышения качества образования младших школьников с ОВЗ"











Горбунова Ольга Алексеевна,

учитель начальных классов МБОУ «Школа № 8 с ОВЗ»,

Россия, Московская обл., Г. о. Балашиха

Е-mail: [email protected]

В специальной (коррекционной) школе использование в учебном процессе ИКТ даёт педагогу возможность разнообразить учебный процесс, сделать его более ярким, доступным и запоминающимся, следовательно - продуктивным. Учебный материал презентаций, представленный в зрительных ярких образах, запоминается быстрее. Наглядные образы позволяют не только соотнести слово и картинку, но и закрепить их на эмоциональном уровне. Поэтому, проведение урока с использованием ИКТ приводит не только к повышению мотивированности обучающихся, но и стимулированию их познавательной активности. Важно отметить, что методика проведения и сама структура урока с использованием ИКТ остается прежней. Однако у учителя дополнительно появляется возможность улучшить качество наглядного материала. Однажды созданные и сохраненные в каталоге интерактивные задания позволяют значительно сэкономить время учителя при подготовке к уроку, т.к. они легко модифицируются и могут быть использованы неоднократно.

В своей работе я использую интерактивное устройство Mimio Studuo, (рис. 1) которое превращает классную доску в интерактивную.

Рисунок 1. Интерактивное устройство Mimio Studuo.

Потенциал ИД даёт возможность работать одновременно с учениками разного уровня обучения. Ученики на таких уроках становятся более дисциплинированными, заинтересованными и мотивированными. Они быстрее и качественнее запоминают программный материал.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз, а также учитываю время работы применения ИКТ.

Необязательно использовать доску во время всего урока, я её использую на конкретных этапах.

Так при изучении написания элементов букв и цифр – использую как фон доски отсканированную страницу тетради по математике (рис. 2) и по письму (прописи, рабочие тетради на печатной основе).

Рисунок 2. Отсканированные рабочие тетради

При этом на доске показываю строку, клетку, где нужно писать, которая видна одновременно всем ученикам, следовательно, отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы. На доске обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображенном на доске. Повышается концентрация внимания. Использование разлиновки экрана позволяет заложить основы тетрадного листа, когда начинается формирование навыка письма букв и цифр, начинается усвоение правил единого графического режима что особенно актуально в 1 классе.

Используя функцию пера и шторки, провожу графический анализ печатных букв и соотношу их с образцом. Анализ письменных букв провожу с помощью функции перетаскивания. Здесь уделяется внимание не только графическому анализу, но и развитию ориентации на плоскости, что у многих детей к первому классу ещё плохо сформировано.

На уроках письма, при работе с текстом и с отдельными предложениями использую способ перемещения объектов. Меняя порядок слов в предложении, добиваюсь максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений и текстов. Этот же прием использую при изучении тем по словообразованию. Делая записи сверху столбиков слов, меняя цвета маркеров, обучающиеся легко обозначают твердые и мягкие звуки, делят слова на слоги. Для определения границ предложений используем электронные заготовки текстов. В словарно-орфографической работе используем функцию перетаскивания (вставить нужную букву).

Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.

На уроках математики на этапе устного счёта функционал ИКТ позволяет мобильно провести и проверить знание таблицы сложения и умножения.

При решении задач, используя функцию перетаскивания, дети наглядно видят разницу между формулировками «по содержанию» и «на равные части». Функция перетаскивания позволяет соотнести рисунок с задачей, проанализировать и исправить ошибку.

Работа над объяснением нового материала проводится с помощью презентации.

Развитие фонематического слуха – одна из важнейших проблем в коррекционной школе, с помощью таких упражнений интересно проходит работа над звуковым анализом слова.

Не меньше внимания использования ИКТ уделяю и на таких уроках, как развитие речи. Материал, представленный в зрительных образах запоминается быстрее. Кроме того ИКТ в коррекционной школе даёт возможность сформировать у детей правильное представление о понятии или слове, особенно трудно дать правильное представление о лексических значениях прилагательных. Наглядные образы позволяют не только соотнести слово и картинку, но и закрепить их на эмоциональном уровне.

Словарный запас наших детей крайне ограничен, я уделяю большое внимание работе сначала с картинным планом, а потом уже соотносим картинку с предложением. Это позволяет ребёнку более точно усвоить порядок происходящих событий.

Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки изобразительного искусства.

ИКТ на уроках в коррекционной школе позволяет создать условия для более глубокого и качественного усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков курса начальной школы, обеспечить развитие учебно-практической деятельности. Грамотно организованная работа с ИКТ на уроках позволяет добиться оптимизации учебного процесса, а использование качественных электронных образовательных ресурсов делает реальным для учащихся получение более качественного образования.

Проводя уроки с использованием ИКТ, я вижу восхищённые глаза своих учащихся, радость и бурю эмоций, которые им тяжело сдержать (рис.3).

Рисунок 3. Обучающиеся 3 А класса МБОУ «Школа №8 с ОВЗ»

ИКТ стала помощником в борьбе за усидчивость на уроке, повысился интерес к предметам, дети стали более организованы, научились работать в группах, уважать мнение других. Использование ИКТ развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

Для меня применение ИКТ явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения.

Школьникам нравится работать у доски. Если была сделана ошибка, то с помощью ластика сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя около неё. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

ИКТ выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия на доске завораживают детей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.

Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.







Список использованной литературы

1. Вершинская О. Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М.: Наука, 2007.

2. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова.  М.: Дашков и К, 2013.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!