Богданова Маргарита Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»
г.Ярцево Смоленской области
Возможности использования краеведческого материала
на уроках окружающего мира
по УМК «Начальная инновационная школа»
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране.
Д.С. Лихачёв
Любовь к родному краю прививает краеведение. Краеведение - наука об изучении природы, населения, хозяйства, истории и культуры своей местности.
В последние годы краеведение стало одним из важнейших предметов в школьной программе. Оно не только дает знания об истории, культуре и природе малой родины, но и помогает воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти, охранять природу своего края.
Краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает младшим школьникам связи родного края, города, села с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, развивающие и воспитывающие функции. Полученные знания о природных, социально-экономических, экологических и культурных особенностях малой родины комплексно воздействуют на все сферы сознания учащихся: интеллектуальную, эмоциональную, волевую, возводят личность школьника на более высокую ступень возвышенного духа, делая его патриотом своей земли.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира родного края не ограничивается рамками урока, оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Большинство тем на уроках окружающего мира предоставляют учителю богатые возможности для использования краеведческого материала с целью уточнения и систематизации изучаемых понятий на его основе, с целью привития учащимся практических умений и навыков краеведческого характера, развития познавательной деятельности школьников.
Использование краеведческого подхода на уроках окружающего мира в начальных классах помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законе «Об образовании», в новых федеральных государственных образовательных стандартах, а именно:
-воспитание у школьников чувства гражданской ответственности, правового самосознания и любви к родине;
-всестороннее развитие личности учащихся в условиях национально-региональных традиций;
-формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
-защита системой образования национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
-формирование мировоззренческой, нравственной, социальной и экологической культуры школьников.
Я работаю по учебнику «Окружающий мир» Самковой В.А.
(УМК «Начальная инновационная школа»). Курс имеет линейно-концентрическое построение содержания («Человек и природа», «Человек и общество»), которые последовательно развиваются в программах 1,2,3,4 классов.
Программа 1 класса рисует картину природы и человека на уровне «Что есть что». Цель данного курса – обобщение и систематизация имеющихся у первоклассников знаний, умений и навыков, а также адаптация их к новой социальной роли – учащихся начальной школы.
Идея программы 2 класса –«Разнообразие». В содержании раскрывается разнообразие природного мира, многообразие растений и животных. Учащиеся знакомятся с различными народами, населяющими РФ (с разнообразием культуры и быта этих народов, с различными объектами, внесёнными в международный список Всемирного культурного и природного наследия).
Основное содержание программы 3 класса может быть охарактеризовано как «Взаимосвязь». Раскрываются основные связи, существующие между живой и неживой природой, между растениями и животными в различных природных экосистемах.
Содержание программы 4 класса построено в логике понятия «Развитие». Углубляются и расширяются знания младших школьников о развитии человека, о зависимости здоровья от образа жизни и состояния окружающей среды. Важнейший компонент содержания – знакомство с основными этапами исторического развития России.
Программа курса предусматривает проведение практических работ и опытов, экскурсий, а также участие младших школьников в уходе за растениями и животными в своём ближайшем окружении.
В1 и во 2 классе есть темы, посвящённые семье: «Моя семья» (1 класс), «Семья – часть общества» (2 класс). На этих уроках рассказывается о семье, взаимоотношении в семье, заботе членов семьи друг о друге, домашнем хозяйстве, распределении домашних обязанностей, семейных праздниках и традициях, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе. Даётся понятие «семейный досуг». Составляется родословная своей семьи.
Изучение родословной своей семьи способствует не только духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций.
В 1 классе дети получают знания о стране, о ее символах (флаге и гербе, столице) и о своем городе в рамках изучаемой темы «Наша Родина - Россия». Собирают материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Дети в первый раз идут в школьный музей. Составляют рассказ по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города.
При изучении темы «Родной край – частица России» (2 класс) дети учатся показывать на карте России не только столицу нашей Родину -Москву, северную столицу – Санкт-Петербург, но и находить на карте свой регион, свой родной город. Учащиеся знакомятся с достопримечательностями родного края, особенностями труда людей, основными профессиями. По результатам экскурсии в краеведческий музей, к местам исторических событий, к памятникам истории и культуры учащиеся готовят рассказ.
При изучении темы «Природные зоны» (3 класс) особое внимание уделяется изучению той «природной зоне», в которой находится наш край
(местоположение, климат, растительный и животный мир, полезные ископаемые, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу, охрана природы и т.д.)
/-Опиши, где ты живёшь: город, район, область.
-Что ты называешь своим родным краем?
- В какой природной зоне находится наш край?
- Расскажи о природе нашего края (полезные ископаемые, водоёмы, растения, животные).
- Расскажи о хозяйстве нашего края (сельское хозяйство, транспорт, строительство) и др. задания)/
При изучении темы «Мы живём в пространстве и времени» (4 класс) учащиеся знакомятся с памятниками истории и культуры, с всемирным культурным наследием. Учатся приводить примеры памятников истории и культуры, приводить доказательства важности сохранения памятников истории и культуры разных народов. В рамках этой темы младшие школьники знакомятся с памятниками истории и культуры своего края.
В рамках изучения темы «Страницы истории Отечества» (4 класс) младшие школьники изучают традиции, особенности быта, труда людей в разные исторические времена. Знакомятся с выдающимися людьми разных эпох. Узнают о важных и ярких событиях общественной и культурной жизни страны и своего родного края в разные исторические периоды.
Практика показала, что использование краеведческого материала на уроках окружающего мира помогает ученикам эффективнее усваивать программный материал, делает уроки более увлекательными и интересными, способствует воспитанию любви к своему родному краю.
Участвуя в историко-краеведческой деятельности и совершая маленькие открытия, школьники воспринимают исторические события не как нечто далёкое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горесть утрат, познают героику и будни созидательного процесса. Всё это в конечном итоге влияет на процесс нравственного становления школьников, их историческое самопознание и самоопределение.
Главное, чтобы учащиеся могли применить приобретенные краеведческие знания на практике (соотнесение общего и местного материала, поиск информации, написание сообщений, выполнение презентаций, составление кроссвордов, ребусов).
Литература :
1.Лихачев Д.С. Земля родная. М. – 1983.
2.Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. – 2005.
3.Моя родословная: Пособие для начальной школы. Автор составитель Василевская В.С. М.: Вита-Пресс. – 2001.
4.Программа курса к учебникам В.А.Самковой, Н.И.Романовой «Окружающий мир» 1-4 классы. М: «Русское слово» -2011.
5.Учебники «Окружающий мир» В.А.Самковой, Н.И.Романовой 1,2,3,4 классы
М: «Русское слово» -2011-13.
6. Закон Об образовании в РФ»