Возможности использования УМК Андреевской Т.П., Белкина М.В., Ваниной Э.В. «История древнего мира» при формировании универсальных учебных действий в 5 классе
Мусатова Светлана Борисовна учитель истории МБОУ СШ №10
Районная проблемная группа « Современный учебник истории и обществознания как средство реализации ФГОС ООО».
- Возможности реализации ФГОС по истории посредством УМК издательства Вентана- Граф.
- Современные подходы к проектированию урока истории: технологическая карта урока
- Целеполагание на уроке истории и обществознания
- Проектная деятельность как средство реализации ФГОС
Авторы УМК знакомят обучающихся с культурой первобытных людей, а также с культурой жителей Древнего Египта, Шумера, Финикии, Индии, Китая, Греции, Рима. Несомненным достоинством данного учебника является изучение вопросов культуры Древнего мира не отдельным параграфом, а в контексте развития конкретной страны, а также рассмотрение вопросов быта и повседневной жизни народа.
Методический аппарат учебника содержит достаточно много заданий на осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
Например, изучая § 12 «Культура Древнего Египта» обучающиеся выполняют задание № 5 на с. 58: «Что из культурного наследия Древнего Египта мы используем в нашей жизни?» Аналогичное задание содержится в § 11 «Шумер и Аккад» на с. 65: «Какими достижениями шумеров в области культуры пользуются и в наше время?»
Представленный УМК даёт возможность сформировать у учащихся познавательные действия: научить их анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники ин- формации, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
В помощь учителю для формирования данных УУД имеются методические рекомендации Т.П. Андреевской «Проектирование учебного курса „История Древнего мира”» и рабочая тетрадь, составленная Э.В. Ваниной и А.К. Даниловой.
Данный УМК позволяет организовать работу в парах, группах постоянного и сменного состава, работу по рядам, а также использование элементов дискуссии по спорным вопросам древнего мира. После каждого раздела имеется рубрика «В мастерской историка», где предлагаются творческие и исследовательские задания и проекты
Огромную помощь в мыслительной деятельности оказывают 12 памяток, расположенных на двух форзацах учебника. Сам методический аппарат учебника содержит разнообразные виды заданий.
Целеполагание на уроке истории и обществознания
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Целеполагание является проблемой современного урока :
- Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети.
- Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
- Завышение цели .
- Постановка собственной цели учителя . Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.
Приемы целеполагания
1. Визуальные:
• Тема-вопрос
• Работа над понятием
• Ситуация яркого пятна
• Исключение
• Домысливание
• Проблемная ситуация
• Группировка.
2. Аудиальные:
• Подводящий диалог
• Собери слово
• Исключение
• Проблема предыдущего урока.
Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Проектная деятельность как средство реализации Ф ГОС
Важную роль для повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение пятиклассников в проектно-исследовательскую деятельность. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты.
Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков, эссе, путеводитель, газета, плакат, альбом, видеофильм, комиксы, модели, социологические опросы. Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт.
Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.