СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности куклотерапии как средства снижения тревожности у детей

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая презентация исследования

Просмотр содержимого документа
«Возможности куклотерапии как средства снижения тревожности у детей»

 КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дырдина А.А. Кафедра Психологии и педагогики Группа МППоз-17 ФГБОУ ВО

КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дырдина А.А.

Кафедра Психологии и педагогики

Группа МППоз-17

ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова"

2020 г.

Актуальность исследования  Практическая разработанность методов куклотерапиии недостаточна, что и определяет актуальность исследования.

Актуальность исследования

  • Практическая разработанность методов куклотерапиии недостаточна, что и определяет актуальность исследования.
Проблема исследования заключается в том, насколько эффективно применение куклотерапии как средства коррекции тревожности среди детей младшего школьного возраста

Проблема исследования

  • заключается в том, насколько эффективно применение куклотерапии как средства коррекции тревожности среди детей младшего школьного возраста
Цель выпускной квалификационной работы изучить проблему тревожности младших школьников и выявить возможности куклотерапии, как средства коррекции тревожности

Цель выпускной квалификационной работы

  • изучить проблему тревожности младших школьников и выявить возможности куклотерапии, как средства коррекции тревожности
Объект, предмет и гипотеза  Объект: тревожность младших школьников. Предмет: возможности куклотерапии как средства коррекции тревожности младших школьников.  Гипотеза исследования: 1.  Младшие школьники с высоким уровнем тревожности характеризуются и высоким уровнем агрессивности. 2.  Применение куклотерапии у младших школьников позволяет скорректировать уровень тревожности.

Объект, предмет и гипотеза

  • Объект: тревожность младших школьников.
  • Предмет: возможности куклотерапии как средства коррекции тревожности младших школьников.

Гипотеза исследования:

  • 1. Младшие школьники с высоким уровнем тревожности характеризуются и высоким уровнем агрессивности.
  • 2. Применение куклотерапии у младших школьников позволяет скорректировать уровень тревожности.
Задачи выпускной квалификационной работы : Проанализировать исследования тревожности в зарубежной и отечественной психологии. Изучить особенности проявления тревожности младшими школьниками. Исследовать возможности использования куклотерапии как средства коррекции тревожности детей. Провести эмпирическое исследование тревожности младших школьников.

Задачи выпускной квалификационной работы :

  • Проанализировать исследования тревожности в зарубежной и отечественной психологии.
  • Изучить особенности проявления тревожности младшими школьниками.
  • Исследовать возможности использования куклотерапии как средства коррекции тревожности детей.
  • Провести эмпирическое исследование тревожности младших школьников.
Методы исследования Анализ, синтез, обобщение и систематизация научных представлений по теме исследования. Проективная методика «Тест тревожности» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен.) Тест «Шкала явной тревожности для детей CMAS» Опросник враждебности Басса-Дарки, предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций R-критерий корреляции Спирмена Критерий Фишера - φ. Программный пакет Statistica.

Методы исследования

  • Анализ, синтез, обобщение и систематизация научных представлений по теме исследования.
  • Проективная методика «Тест тревожности» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен.)
  • Тест «Шкала явной тревожности для детей CMAS»
  • Опросник враждебности Басса-Дарки, предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций
  • R-критерий корреляции Спирмена
  • Критерий Фишера - φ.
  • Программный пакет Statistica.
Этапы исследования Подготовительный (определение теоретической базы исследования, постановка целей, задач, объекта и предмета исследования, так и уточнение гипотезы исследования). Основной (организация и проведение эмпирической части исследования). Заключительный (анализ и систематизация полученных при эмпирическом исследовании данных).

Этапы исследования

  • Подготовительный (определение теоретической базы исследования, постановка целей, задач, объекта и предмета исследования, так и уточнение гипотезы исследования).
  • Основной (организация и проведение эмпирической части исследования).
  • Заключительный (анализ и систематизация полученных при эмпирическом исследовании данных).
Практическая значимость Разработка и реализация программы коррекции тревожности младших школьников и подтверждение эффективности коррекционного влияния куклотерании на детей путем анализа полученных эмпирических данных.

Практическая значимость

  • Разработка и реализация программы коррекции тревожности младших школьников и подтверждение эффективности коррекционного влияния куклотерании на детей путем анализа полученных эмпирических данных.
Эмпирическая база исследования в исследовании приняло участие 63 учащихся младшего школьного возраста ( от 7 до 9 лет ), посещающих занятия группы продленного дня МБОУ МПЛ г. Димитровграда

Эмпирическая база исследования

  • в исследовании приняло участие 63 учащихся младшего школьного возраста ( от 7 до 9 лет ), посещающих занятия группы продленного дня МБОУ МПЛ г. Димитровграда
Возрастное распределение испытуемых в экспериментальной группе и распределение по половому признаку представлено в таблице (таблица 1) Таблица 1 Дети от 7 до 8 лет мужского пола Дети от 7 до 8 лет женского пола 32,25% (10 детей) Дети от 8 до 9 лет мужского пола 29,03% (9 детей) Дети от 8 до 9 лет женского пола 16,12% (5 детей) 22,58% (7 детей)

Возрастное распределение испытуемых в экспериментальной группе и распределение по половому признаку представлено в таблице (таблица 1)

Таблица 1

Дети от 7 до 8 лет мужского пола

Дети от 7 до 8 лет женского пола

32,25%

(10 детей)

Дети от 8 до 9 лет мужского пола

29,03%

(9 детей)

Дети от 8 до 9 лет женского пола

16,12%

(5 детей)

22,58%

(7 детей)

Возрастное распределение испытуемых в контрольной группе и распределение по половому признаку представлено в таблице (таблица 2) Таблица 2 Дети от 7 до 8 лет мужского пола Дети от 7 до 8 лет женского пола 37,50% (12 детей) Дети от 8 до 9 лет мужского пола 28,12% (9 детей) Дети от 8 до 9 лет женского пола 15,62% (5 детей) 18,75%  (6 детей)

Возрастное распределение испытуемых в контрольной группе и распределение по половому признаку представлено в таблице (таблица 2)

Таблица 2

Дети от 7 до 8 лет мужского пола

Дети от 7 до 8 лет женского пола

37,50%

(12 детей)

Дети от 8 до 9 лет мужского пола

28,12%

(9 детей)

Дети от 8 до 9 лет женского пола

15,62%

(5 детей)

18,75%

(6 детей)

Программа коррекции тревожности КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК Экспериментальной группы с 15.02.2019 по 15.03.2019 Таблица 3  № занятий Название раздела, темы Количество учебных часов 1. «Занавес открывается» всего 2. 3. «В гости к кукле» 2 теория 1 «Кукольная сцена» Группа практика 4. 2 5. 1 1 2 Дата «Дай кукле жизнь» 1 «Азбука театра» 1 6. 2 1 1 2 1 7. 1 «Азбука театра» 15.02 «Куклы оживают» 1 1 18.02 2 8. 19.02 1 «Куклы оживают» 2 20.02 21.02 22.02  1 1 - 1 1 25.02 26.02 2 2 27.02 28.02 1 1 - 1 04.03 06.03  2 11.03 12.03 1 14.03 15.03

Программа коррекции тревожности

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК

Экспериментальной группы с 15.02.2019 по 15.03.2019

Таблица 3

занятий

Название раздела, темы

Количество учебных часов

1.

«Занавес открывается»

всего

2.

3.

«В гости к кукле»

2

теория

1

«Кукольная сцена»

Группа

практика

4.

2

5.

1

1

2

Дата

«Дай кукле жизнь»

1

«Азбука театра»

1

6.

2

1

1

2

1

7.

1

«Азбука театра»

15.02

«Куклы оживают»

1

1

18.02

2

8.

19.02

1

«Куклы оживают»

2

20.02

21.02

22.02

1

1

-

1

1

25.02

26.02

2

2

27.02

28.02

1

1

-

1

04.03

06.03

2

11.03

12.03

1

14.03

15.03

Результаты эмпирического исследования и их анализ

Результаты эмпирического исследования и их анализ

Процентное соотношение показателей уровня тревожности в экспериментальной и контрольной группе испытуемых на разных этапах эмпирического исследования представлены на следующем графике (рисунок 1).     Рисунок 1 – динамика показателей уровня тревожности исследуемых

Процентное соотношение показателей уровня тревожности в экспериментальной и контрольной группе испытуемых на разных этапах эмпирического исследования представлены на следующем графике (рисунок 1).

  • Рисунок 1 – динамика показателей уровня тревожности исследуемых
Заключение  Проведенный корреляционный анализ говорит о том, что между показателями высокого уровня тревожности и агрессивности существует значимая положительная корреляция.  Анализ полученных эмпирических данных методом математической статистики критерий Фишера-φ показал, что у участников экспериментальной группы после экспериментального воздействия действительно уменьшился уровень тревожности, чем у участников контрольной группы на достаточном уровне значимости.  Применение куклотерапии эффективно не только при коррекции тревожности, но и агрессивности детей младшего школьного возраста.

Заключение

  • Проведенный корреляционный анализ говорит о том, что между показателями высокого уровня тревожности и агрессивности существует значимая положительная корреляция.
  • Анализ полученных эмпирических данных методом математической статистики критерий Фишера-φ показал, что у участников экспериментальной группы после экспериментального воздействия действительно уменьшился уровень тревожности, чем у участников контрольной группы на достаточном уровне значимости.
  • Применение куклотерапии эффективно не только при коррекции тревожности, но и агрессивности детей младшего школьного возраста.
Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!