Просмотр содержимого документа
«Возможности куклотерапии как средства снижения тревожности у детей»
КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дырдина А.А.
Кафедра Психологии и педагогики
Группа МППоз-17
ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова"
2020 г.
Актуальность исследования
- Практическая разработанность методов куклотерапиии недостаточна, что и определяет актуальность исследования.
Проблема исследования
- заключается в том, насколько эффективно применение куклотерапии как средства коррекции тревожности среди детей младшего школьного возраста
Цель выпускной квалификационной работы
- изучить проблему тревожности младших школьников и выявить возможности куклотерапии, как средства коррекции тревожности
Объект, предмет и гипотеза
- Объект: тревожность младших школьников.
- Предмет: возможности куклотерапии как средства коррекции тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования:
- 1. Младшие школьники с высоким уровнем тревожности характеризуются и высоким уровнем агрессивности.
- 2. Применение куклотерапии у младших школьников позволяет скорректировать уровень тревожности.
Задачи выпускной квалификационной работы :
- Проанализировать исследования тревожности в зарубежной и отечественной психологии.
- Изучить особенности проявления тревожности младшими школьниками.
- Исследовать возможности использования куклотерапии как средства коррекции тревожности детей.
- Провести эмпирическое исследование тревожности младших школьников.
Методы исследования
- Анализ, синтез, обобщение и систематизация научных представлений по теме исследования.
- Проективная методика «Тест тревожности» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен.)
- Тест «Шкала явной тревожности для детей CMAS»
- Опросник враждебности Басса-Дарки, предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций
- R-критерий корреляции Спирмена
- Критерий Фишера - φ.
- Программный пакет Statistica.
Этапы исследования
- Подготовительный (определение теоретической базы исследования, постановка целей, задач, объекта и предмета исследования, так и уточнение гипотезы исследования).
- Основной (организация и проведение эмпирической части исследования).
- Заключительный (анализ и систематизация полученных при эмпирическом исследовании данных).
Практическая значимость
- Разработка и реализация программы коррекции тревожности младших школьников и подтверждение эффективности коррекционного влияния куклотерании на детей путем анализа полученных эмпирических данных.
Эмпирическая база исследования
- в исследовании приняло участие 63 учащихся младшего школьного возраста ( от 7 до 9 лет ), посещающих занятия группы продленного дня МБОУ МПЛ г. Димитровграда
Возрастное распределение испытуемых в экспериментальной группе и распределение по половому признаку представлено в таблице (таблица 1)
Таблица 1
Дети от 7 до 8 лет мужского пола
Дети от 7 до 8 лет женского пола
32,25%
(10 детей)
Дети от 8 до 9 лет мужского пола
29,03%
(9 детей)
Дети от 8 до 9 лет женского пола
16,12%
(5 детей)
22,58%
(7 детей)
Возрастное распределение испытуемых в контрольной группе и распределение по половому признаку представлено в таблице (таблица 2)
Таблица 2
Дети от 7 до 8 лет мужского пола
Дети от 7 до 8 лет женского пола
37,50%
(12 детей)
Дети от 8 до 9 лет мужского пола
28,12%
(9 детей)
Дети от 8 до 9 лет женского пола
15,62%
(5 детей)
18,75%
(6 детей)
Программа коррекции тревожности
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
Экспериментальной группы с 15.02.2019 по 15.03.2019
Таблица 3
№
занятий
Название раздела, темы
Количество учебных часов
1.
«Занавес открывается»
всего
2.
3.
«В гости к кукле»
2
теория
1
«Кукольная сцена»
Группа
практика
4.
2
5.
1
1
2
Дата
«Дай кукле жизнь»
1
«Азбука театра»
1
6.
2
1
1
2
1
7.
1
«Азбука театра»
15.02
«Куклы оживают»
1
1
18.02
2
8.
19.02
1
«Куклы оживают»
2
20.02
21.02
22.02
1
1
-
1
1
25.02
26.02
2
2
27.02
28.02
1
1
-
1
04.03
06.03
2
11.03
12.03
1
14.03
15.03
Результаты эмпирического исследования и их анализ
Процентное соотношение показателей уровня тревожности в экспериментальной и контрольной группе испытуемых на разных этапах эмпирического исследования представлены на следующем графике (рисунок 1).
- Рисунок 1 – динамика показателей уровня тревожности исследуемых
Заключение
- Проведенный корреляционный анализ говорит о том, что между показателями высокого уровня тревожности и агрессивности существует значимая положительная корреляция.
- Анализ полученных эмпирических данных методом математической статистики критерий Фишера-φ показал, что у участников экспериментальной группы после экспериментального воздействия действительно уменьшился уровень тревожности, чем у участников контрольной группы на достаточном уровне значимости.
- Применение куклотерапии эффективно не только при коррекции тревожности, но и агрессивности детей младшего школьного возраста.
Благодарю за внимание!