Возможности надпредметного курса «Мир деятельности»
в формировании классного коллектива
Семёнова Л.И., учитель начальных классов МОУ СОШ № 4 города Полярные Зори
Переход из детского сада в начальную школу, а затем в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
Задача классного руководителя состоит в том, чтобы сделать переход из начальной школы в среднее звено безболезненным, для этого необходимо уделять большое внимание формированию детского коллектива, так как только в дружном коллективе вырастают дети
любознательные, интересующиеся, активно познающие мир,
умеющие учиться, способные к организации собственной деятельности,
уважающие и принимающие ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа,
доброжелательные, умеющие слушать и слышать партнёра, уважающие своё и чужое мнение,
готовые самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки,
имеющие представление об основах здорового и безопасного образа жизни.
Для этого я использую в своей работе разные формы и методы организации воспитательной работы.
Второй год в нашей школе осуществляется переход на новые образовательные стандарты второго поколения. Изучая литературу по формированию универсальных учебных действий и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся в общеобразовательной начальной школе, я познакомилась с программой надпредметного курса «Мир деятельности», составленной в 2009 году автором Л.Г.Петерсон.
Программа показалась мне интересной, я решила использовать материалы этого курса во внеурочной деятельности при проведении надпредметного курса «Мир деятельности».
Программа курса для обучающихся 1-4 классов составлена для общеобразовательной школы и ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любого человека, как в учении, так и в жизни. Реализует новые цели и ценности образования, определённые Законом РФ «Об образовании»(2004), стандартами 2 поколения и другими нормативными документами.
Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивной: формирование умения учиться в своей полноте (личностное самоопределение, умение выполнять пробное действие, фиксировать затруднение, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативной: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательной: знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.
IV Ценностной: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Основной системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Таким образом, данные 4 линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования и воспитания.
Работая по программе «Мир деятельности», особое внимание уделяю линии коммуникативного развития и ценностной линии, так как основная цель работы учителя в 1-м классе - построение учебно-воспитательного процесса, направленного на облегчение прохождения периода адаптации и снятие причин дезадаптивного поведения ребенка, а также формирование дружного детского коллектива. Каждому педагогу хорошо известно, что от уровня сформированности взаимоотношений детей друг с другом зависит характер протекания их адаптации и дальнейшая жизнь в коллективе.
Многие современные дети при вхождении в новый коллектив испытывают серьезные трудности в общении с одноклассниками. Эта проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. И учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь. Возникает много вопросов: Как помочь вчерашнему дошкольнику найти свое место в классе? Как снять детскую тревожность перед школой? Как создать каждому ученику эмоциональный комфорт на уроке? Как помочь каждому ребенку быть уверенным в себе при выполнении школьных заданий?
Положительное решение данных вопросов зависит от того, насколько педагогу удаётся сформировать умения у первоклассника принимать на себя новые социальные роли: ученик, член классного коллектива, партнер по учению, – которые формируются в совместной деятельности учеников.
Следовательно, у школьников необходимо развивать:
Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности. Желание участвовать в совместной деятельности, позитивные переживания в ее процессе, желание предложить свою помощь товарищу, а также умение принимать помощь от другого.
Деловые отношения в совместной деятельности.
Умение принимать цель совместной деятельности; планировать, договариваться, соотносить свои действия с работой партнёра, принимать участие в сравнении цели и полученного результата.
Работая по данной программе, замечаешь, как легко проходит адаптация первоклассников. При этом педагогу приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разрабатывать творческие программы, организовывать социальные практики и тем самым развивать личность.
Дети самостоятельно учатся совместной работе и правилам поведения в нашем общем доме - в школе и в нашей большой семьи - классе.
На одном из занятий кружка по теме «Учимся работать вместе» ребятам были заданы вопросы:
С кем приятно работать вместе?
Какого человека можно назвать другом?
Какими качествами должен обладать друг?
Как мы можем друга отличить от просто приятеля?
Отсюда появился образ друга: отзывчивый, внимательный, преданный, добрый, справедливый, который всегда готов прийти на помощь, друг должен понимать тебя.
А каким не должен быть друг?
Друзья не должны быть злыми, лживыми, способными предать, равнодушными и т.д.
Совместно выработали правила в дружбы:
Играй честно;
Не выдавай чужие секреты;
Всегда будь откровенным с другом;
Не бойся попросить прощения;
Не груби;
Будь постоянным в дружбе;
Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, надо сказать ему об этом;
Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть - почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить вовремя (когда просит твой друг или когда сам пообещал).
Будь откровенным с другом,
Не меняй друзей!
Таким образом, появились первые правила коллектива, а соблюдение правил дружбы способствует более легкому периоду адаптации у первоклассников.
Много внимания уделяется в курсе «Мир деятельности» групповой работе. Интересно проходят занятие по теме «Учимся работать дружно. Работа в группе», ребята знакомятся с простейшими правилами групповой работы. На следующем занятии «Учимся работать дружно. Я - автор», формируются представления об основных ролях в структуре коммуникации: автор и понимающий, формируются правила высказывания «автором» своих суждений. Третье занятие по этой теме «Учимся работать дружно. Я- понимающий», где вырабатываются правила поведения «понимающего», составляются и задаются вопросы на понимание.
«Как понимать друг друга без слов» - тема, которая рассказывает о культуре выражения своих чувств и эмоций; вырабатываются детьми правила поведения, позволяющие, с одной стороны, сдерживать свои негативные эмоции, а с другой – помочь другому справиться со своими эмоциями.
Работая по теме «Учиться… А что это значит?» мы сформировали представление о структуре общения, построили основные правила общения, основанные на доброжелательности (повторили вежливые слова, уточнили вред кличек, напомнили друг другу о сочувствии, узнали, что такое комплименты и как правильно их произносить). Решили, что быстрее и плодотворнее будет работа, если её выполнять совместно, т.е. работать группой, коллективом.
Появились правила совместной работы. Их минимальное количество, и они дополняют правила поведения на уроке (не перебивайте друг друга; говори спокойно и ясно; говори только по делу; убедись, что в разговоре участвует каждый; критикуют идеи, а не личности).
Правила напоминаются всем ученикам каждый раз перед началом работы в группах.
Процесс работы в группе ориентирует учащихся на достижение определенных результатов. Каждый участник группы определяет своё место в маленьком коллективе, свои взаимоотношения с другими участниками группы, что способствует организации деятельности в микро-коллективе.
Важность курса «Мир деятельности» и в том, что он формирует ценностное отношение каждого ребёнка к России, формирует восприятие себя как гражданина своей страны, созидателя её истории, что способствует нравственному воспитанию.
На занятиях кружка ребята учатся отличать истинные и ложные ценности. Говорим мы и о семье, пытаемся раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценное отношение каждого ребёнка к своей семье; сформировать у детей представление о себе как составной части своей семьи; творце её истории. Итогом этого занятия является организация однодневного классного музея «Ценности моей семьи», где дети представляют фотоматериалы или предметы, которые дороги всем членам семьи, хранят в себе семейные ценности.
На этих занятиях мы касаемся и понятия семья – это наш класс. Класс – это коллектив людей, у которых единые цели, совместные интересы и дела на благо коллектива.
Проанализировав учебное содержание курса «Мир деятельности» мы приходим к выводу, знания, приобретённые ребёнком на этих занятиях, помогут ему благополучно адаптироваться не только в 1-ом классе, но и без проблем пройти период адаптации в 5 классе, а также быть успешным на протяжении всей жизни.
4