СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности образовательной культурно-развивающей среды в литературном образовании обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что поможет в решении этого вопроса? Я, как учитель начальных классов, считаю, что большую роль в этой работе необходимо отдать книге.

   Книга заставляет думать, понимать. Книга помогает формировать нравственные и духовные ценности подрастающего поколения.

   Помните, как много внимания уделяется проблемам  воспитания детей в самой главной книге христиан – Библии, вопросам  семейным, духовным и нравственным. Ведь превалирующими ценностями современного общества являются здоровье, образование и, конечно же, семья. Нравственность - обязательное условие здоровой, гармоничной и счастливой семьи. Идеальная семья, выполнение норм семейного Устава, умение правильно принять все жизненные трудности, ведение здорового  образа  жизни - это обычный путь христианина, которому свыше предписано заботиться как о своей  душе, так и о своей семье и о своих детях. И лучшими примерами для воспитания детей станет книга.

Просмотр содержимого документа
«Возможности образовательной культурно-развивающей среды в литературном образовании обучающихся»



Возможности образовательной культурно-развивающей среды в литературном образовании обучающихся

Мир вошёл в новый век, в новое тысячелетие. Каким оно будет? На этот вопрос ответить не просто, но хочется верить, что оно будет лучше уходящего.

Что поможет в решении этого вопроса? Я, как учитель начальных классов, считаю, что большую роль в этой работе необходимо отдать книге.

Книга заставляет думать, понимать. Книга помогает формировать нравственные и духовные ценности подрастающего поколения.

Помните, как много внимания уделяется проблемам воспитания детей в самой главной книге христиан – Библии, вопросам семейным, духовным и нравственным. Ведь превалирующими ценностями современного общества являются здоровье, образование и, конечно же, семья. Нравственность - обязательное условие здоровой, гармоничной и счастливой семьи. Идеальная семья, выполнение норм семейного Устава, умение правильно принять все жизненные трудности, ведение здорового образа жизни - это обычный путь христианина, которому свыше предписано заботиться как о своей душе, так и о своей семье и о своих детях. И лучшими примерами для воспитания детей станет книга.

Современная литература – неисчерпаемый нравственный потенциал по сохранению семейных ценностей. Библиотека в семье - «лучший университет для человека».

Почему именно, книга раскрывает возможности образовательной культурно-развивающей среды в литературном образовании учащихся? Попробуем разобраться.

Любовь к чтению – очень полезная привычка, которую ребенку необходимо прививать, начиная с самогораннего детства.

Книга формирует нравственный мир детей. Книга играет немалую роль в формировании личности ребенка. В книге он может найти определенные модели поведения в нестандартных ситуациях. Читая книги, дети так или иначе усваивают модели поведения, так как книги насыщены яркими сюжетами, харизматичными персонажами и «пищей» дляразмышления.

В наше время проблема сохранения интересов к книге, к чтению требует повышенного внимания. Техника (аудио – видео – компьютерная) ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, познавательных способностей. В нашей жизни происходит оскудение нравственных ценностей. И поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу никогда не представлялась такой острой, актуальной и значимой как сегодня.

Книге принадлежит большая роль в процессе воспитания человека, вего развитии духовного багатства. Книга умеет объединять людей разного возраста, она заставляет задуматься , смеяться и плакать. И все эти процессы начинают формироваться в семье.

Издревле существовала прекрасная традиция семейного чтения, когда по вечерам вся семья собиралась вместе и кто-то один, обладавший большим даромчтеца, читал рассказы, повести или даже отечественные романы. Как правило, это занятие было вечернее, когда все дневные заботы были окончены. Взрослые пришли с работы. Дети выучили уроки, до сна остается час с небольшим. Большую роль здесь играла прекрасная атмосфера коллективного семейного сопереживания, сочувствия с тем, что происходило в книге. Такуюатмосферуможно создать и сейчас, это занятие никогда не станет старомодным, несмотря насовременные средства массовой информации – видео, телевидение икомпьютер.

Во все времена были люди читающие и не читающиее. Сегодня, в период бурного расцвета компьютерных игр, действительно дети стали меньше читать. В результате у детей слабо развивается речь, падает грамотность. Чем же можно помочь им? Вспомните слова великого педагога В. А. Сухомлинского. Он очень точно заметил, что интерес к чтению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от творческой деятельности. А что, как ни творческая игра будит воображение, учит анализировать, логически мыслить, рассуждать, спорить.

В наш «сумасшедший» век, когда техника быстро развивается, искореняя истинную человеческую деятельность, когда сплошь и рядом нас окружают полезные и умные машины, делая жизнь более комфортной, наш ученик требует к себе больше внимания, и хочется, чтобы любовь ребенка к книге не угасла, а продолжала жить.

Определенные изменения в жизни общества повлекли за собой изменения и в сознании людей. В последние годы появилось немало новых, теперь уже ключевых для литературного процесса имен, как в русской, так и в зарубежной художественной литературе. И главное качество для читателя – это умение выбрать среди массы литературы нужную, мудрую книгу.

Проблема сохранения семейных ценностей многогранна и остра. Значимую роль в нравственной культуре семьи играет семейное чтение.

Понятно, что семьи слишком разные. Увидеть папу с газетой в руках – уже счастье. И все-таки… Есть семьи, где художественную литературу читают все.

Хотите, чтобы наши дети выросли умными, добрыми и счастливыми? Есть простое средство – чтение детям вслух! Научные исследования подтверждают, что семейное чтение вслух учит конкретно мыслить, повышает словарный запас, который делает речь ребенка образной и живой; строит мощную связь между родителями и ребенком; учит ребят моральным нормам поведения в семье, школе, в общении со сверстниками; расширяет кругозор ребенка, повышает его эрудицию, облегчает обучение в школе. Чтение вслух сказок и стихов младенцу стимулирует развитие его мозга и создает основы для чтения с удовольствием. Чтение ребенка с ранних лет будит в нем интерес к познанию миру и помогает понимать себя и окружающих. Совместное громкое чтение с подростками помогает преодолеть многие проблемы, свойственные этому возрасту, а, тем самым, избежать проблем в семье.

Сегодня компьютер, к сожалению, стал неотъемлемой частью жизни детей. А задумывались ли вы, что же происходит, когда мальчишки и девчонки садятся к экрану монитора? В виртуальном мире человек, с одной стороны, переживает необходимые ему острые эмоции, а с другой, что немаловажно,испытывает ощущение физической безопасности. И в то же время ребенок «входит» в виртуальный мир не пассивным зрителем. Там он – главный участник, более того, могущественный творец: хочу - казню, хочу - милую. Одно движение руки - и построен город. Или наоборот – уничтожено целое войско. Вот преимущества виртуального мира перед реальным. Вот почему этот яркий, красочный мир более близок и знаком детям, чем настоящий, который начинает вызывать скуку, отчуждение и даже страх. Из творца ребенок превращается в раба компьютера…

Результаты научных исследований психологов по поводу компьютеров достаточно категоричны: до десяти летребенку у компьютера делать нечего! Пристрастие детей до 9-10 лет пусть даже к развивающим и обучающим играм может замедлить их развитие, подавить интерес к обычным детским играм и контактамсо сверстниками, не способствует повышению концентрации внимания иразвитию воображения. Психологи и ученые советуют воспитывать детей,ориентируясь на традиционные методы. До 10-11 лет дляребенка гораздо полезнее, как для психического, так и для физического здоровья, читать вместе с родителями книги,рисовать и играть на воздухе в подвижные игры.

Нам, педагогам и родителям, необходимо думать, выбирать и решать, что же важнее для ребенка, книга или компьютер? От этого выбора зависит будущее наших детей.

Книга – источник мудрости, носитель высокой духовной культуры народа. И, именно, книга открывает широкий спектр возможностей образовательной культурно-развивающей среды в литературном образовании воспитанников.

Учитель начальных классов

МОУ № «Школа № 58 г. Донецка»

В.Н. Артеменко


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!