СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Возможности организации дифференцированного подхода к обучению информатики в условиях введения ФГОС ООО»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Возможности организации дифференцированного подхода  к обучению информатики в условиях введения ФГОС ООО»

Просмотр содержимого документа
««Возможности организации дифференцированного подхода к обучению информатики в условиях введения ФГОС ООО»»















Тема: «Возможности организации дифференцированного подхода

к обучению информатике

в условиях введения ФГОС ООО»












Выполнена:

Гиндлер Еленой Викторовной,

учителем информатики и ИКТ

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды

Ставропольского края








Оглавление


Введение 3

Значение дифференциации обучения. 4

Возможности организации дифференцированного подхода к обучению информатике в условиях введения ФГОС ООО. 5

Заключение 10

Список используемых источников 11

Приложение. Разноуровневые карточки по предмету «Информатика» 12



Введение


Урок остаётся основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС.

Возникает вопрос: остаются ли традиционными подходы к организации урочной деятельности при введении ФГОС или модернизация урока обязательна? Что конкретно должно меняться?

В соответствии с положениями и требованиями нового образовательного стандарта происходит переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной.

У школьника меняется мотивация. Она направлена на саморазвитие. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.

Учитель моделирует урок в соответствии с новыми требованиями стандарта. Урок строится с учётом тех УУД, которые могут быть сформированы через различные виды деятельности. Педагог, ориентируясь на те или иные УУД, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные методы, приёмы, технологии.

Актуальность. Дифференцированное обучение на уроках - актуальная проблема современной школы. Как известно, дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.

Чаще всего учителю приходится работать в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Дети по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно будет успешным.

Потребность в дифференцированном обучении становится всё более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребёнку освоить образовательный стандарт на уровне его способностей, возможностей и желания.

Поэтому одинаково учить нельзя, но, чтобы не быть негуманным, необходимо дифференцировать не детей, а учебный материал. Если мы говорим, что дифференцируем учебный материал, то тем самым признаём, что детей мы тоже разделяем на группы, так как различный учебный материал, естественно, предназначен для разных групп учащихся.

Другое дело, мы можем не выделять группы явно, они могут быть гибкими, подвижными, варьирующимися, допускающими переход учеников из одной группы в другую, но это будут группы учащихся, выделенные по определённым признакам [3].

Цель работы состоит в возможности дифференциации учащихся, которая является начальным этапом и основой для реализации дифференцированного подхода в процессе обучения и необходимой предпосылкой для благоприятного развития ребенка.

Для реализации данной цели определены следующие задачи:

1. Проанализировать имеющиеся источники по проблеме дифференцированного обучения.

2. Изучить и отобрать методики, воплощающие дифференциацию учащихся.

3. Наметить пути реализации дифференцированного подхода в обучении школьников на уроках информатики в условиях городской школы.


Значение дифференциации обучения.


Решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели обучения.

Образовательная школа призвана формировать не только основы знаний, но и учить творчески мыслить, самостоятельно добывать знания, использовать их в учебных и жизненных ситуациях, т.е. развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.

Личностно-ориентированная модель обучения направлена на создание условий для максимального раскрытия индивидуальных особенностей школьников. Основой для этого могут быть:

  1. выбор программы образования соответствующего уровня, но не ниже обязательного, заданного государственным стандартом;

  2. разумное сочетание дифференциации и интеграции;

  3. создание системы деятельности учащихся, максимально развивающей их способности, интересы, присвоение школьникам опыта разносторонней деятельности;

  4. создание благоприятных условий в социальном окружении.

Таким образом, развитие личности осуществляется при реализации активности ученика, самостоятельности, инициативности.

Для осуществления личностно-ориентированного обучения с позиций дифференциации содержания обучения необходимы:

  • разные варианты программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и индивидуализировать процесс обучения;

  • новые формы проведения групповых и индивидуальных занятий в целях активизации опыта творческих учащихся, создания условий для его проявления и реализации;

  • постоянное внимание к анализу и оценке способов учебной работы ученика, побуждающих его к осознанию не только результатов, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать то, что они делали в процессе урока и как организовали свою познавательную деятельность;

  • особая подготовка учителя к систематическому осуществлению такой работы;

  • развитие рефлексии на свои собственные способы работы, сравнение с действиями сверстников.

Таким образом, дифференциация обучения обусловлена неравномерностью развития детей, определенного генетически и социально, учетом их здоровья, особенностями психического развития. Основной целью ее является поиск путей развития возможностей каждого ученика. Дифференциация обучения рассматривается как средство создания условий для максимального развития интеллектуальных способностей школьников, их возможностей и самопроявлениях в различных видах деятельности, определение формы и ритма учебных заданий.


Возможности организации дифференцированного подхода к обучению информатике в условиях введения ФГОС ООО.


Информатика, как учебный предмет, предоставляет особенно большие возможности для реализации дифференциации обучения, которые обусловлены:

  1. потенциалом информационных технологий, принесенных в учебный процесс информатикой;

  2. широкими межпредметными связями этой учебной дисциплины;

  3. значительной прикладной составляющей содержания обучения - средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека, которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.

Кроме того, при обучении информатике возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером: у учащихся разный уровень знаний по информатике, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование ресурсов Интернета и т.д.).

И как же строить урок, чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету, учитывая все выше сказанное?

При изучении нового материала можно создавать разноуровневые группы по качеству знаний: сильные – первая группа; средние – вторая группа; слабые – третья группа. По способу мышления: первая группа – учащиеся со стандартным мышлением; вторая группа – учащиеся с творческими способностями. Учащиеся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, будут чувствовать себя более комфортно.

Учитель объясняет тему для всего класса, если не последует вопросов от учащихся первой группы (сильных учеников), они получают задания творческого характера.

Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задания с элементами творчества.

Для учащихся третьей группы ещё раз объясняется материал с использованием таблиц, учебника и даётся практическое задание. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученному, усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений, каждый работает в меру своих сил и возможностей, не теряет интереса к предмету. Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй и третьей групп работает в полную силу, справляется с заданиями, он может перейти в другую группу. Каждый получает справедливо заработанную оценку.

Особого внимания требуют учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки. Чаще всего при общеклассной работе они остаются занятыми не в полную меру. Такие учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах, творческого характера, именно это позволит им максимально развивать свои учебные возможности.

Сильный ученик может выступать в роли учителя или его ассистента. В этом случае идёт не только шлифовка знаний, но их более глубокое осмысление, формируется навык применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности. Ассистенты могут выполнять следующие функции:

  • проверка заданий, выполненных учащимися, рецензирование выполнения работы;

  • помощь слабым учащимся при работе над ошибками после контрольных и самостоятельных работ;

  • выполнение обязанностей консультантов в процессе группой работы, при проведении лабораторных и практических работ;

  • обобщение при подведении итогов урока.

В особой помощи нуждаются слабые ученики. Задача учителя – довести их до уровня средних, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа должна организоваться, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. С этой целью для слабых учащихся используются различные карточки для индивидуальной работы, образцы выполнения заданий, выбор правильного решения из ряда решений, также опорные схемы, алгоритмы действий или карточки - информаторы и т.д.

Информатика, как ни один другой школьный предмет, допускает рассмотрение практически любой учебной задачи в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему информационной технологии или же ученик жестко следует поставленным требованиям. Например, при решении задач по теме "Моделирование" учащиеся выбирают, каким способом им обсчитывать поведение модели: при помощи калькулятора, с использованием Excel или написать программу на алгоритмическом языке.

В зависимости от специфики содержания материала и с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся можно выбрать методы обучения и соответствующие им приемы преподавания и приемы учения.

Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:

  • делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);

  • разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;

  • оценивании деятельности учащихся.

Использование этих форм работы помогает учителю достичь следующих целей:

для 1-й группы учащихся:

  • Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;

  • ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;

  • сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;

для 2-й группы учащихся:

  • развить устойчивый интерес к предмету;

  • закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;

  • сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;

для 3-й группы учащихся:

  • развить устойчивый интерес к предмету;

  • сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;

  • развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.

Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом:

  • обязательных результатов обучения;

  • межпредметных связей;

  • практической направленности.

В таблице 1 содержатся виды дифференцированных заданий, используемых мной при групповой и индивидуальной формах работы с учащимися.


Таблица 1. Виды дифференцированных заданий


Индивидуальная форма работы

Групповая форма работы

1

Задачи с различными условиями, до­пускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения

Задачи с различными условиями, до­пускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения

2

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче

Взаимодополняющие задачи с различными условиями

3

Уровневые взаимосвязанные задачи

Уровневые взаимодополняющие зада­ния

4

Индивидуальная самостоятельная работа

5

Задачи, допускающие несколько спосо­бов решения


При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.

Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть организованны на любом этапе обучения конкретному учебному материалу предмета (см. приложение). В таблице 2 перечислены виды дифференцированных заданий для каждого этапа обучения.



Таблица 2. Виды дифференцированных заданий для каждого этапа обучения


Этапы обучения

Индивидуальная форма работы

Групповая форма работы

Изучение нового материала

Задачи с различными условиями, до­пускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения.

Задачи, допускающие несколько спосо­бов решения.

Закрепление и формирование знаний, умений, навыков

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче.

Уровневые взаимосвязанные задачи.

Задачи, допускающие несколько спосо­бов решения.

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков

Уровневые взаимосвязанные задачи.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Задачи, допускающие несколько спосо­бов решения.

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче;

Уровневые взаимосвязанные задачи.

Контроль знаний

Задачи с различными условиями, до­пускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения.

Уровневые взаимосвязанные задачи.

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Задачи, допускающие несколько спосо­бов решения.

Задачи с различными условиями, до­пускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения.

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче.

Уровневые взаимосвязанные задачи.

Домашняя работа

Задачи с различными условиями, до­пускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения.

Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Задачи, допускающие несколько спосо­бов решения.


Заключение


Ещё К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, что бы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Педагог писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».

Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:

  • уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;

  • решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может;

  • в классе улучшается психологический климат;

  • становится реальностью овладение каждым образовательного стандарта.

Выделены положительные стороны дифференцированного обучения, которые заключаются в том, что создаются условия для максимального развития способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения учениками содержания общего образования.

Таким образом, дифференциация обучения – это не только и не столько жёсткое определение уровня и качества образования для каждого ученика, это учёт особенностей его личности, помощь и поддержка в выявлении собственной индивидуальности, развитии и раскрытии способностей.

Выводы:

1) Дифференцированная форма обучения повышает эффективность процесса обучения, делает его гибким и целенаправленным, а также способствует развитию творческих и познавательных способностей учащихся.

2) Дифференциация намного упрощает учителю проведение занятий, при использовании дифференциации значимость учителя как проводника знаний снижается, роль учителя меняется.

3) Дифференцированная форма обучения развивает у учащихся устойчивый интерес к предмету, формирует умение самостоятельно работать, заметно развивает навыки работы с учебным программным средством.

И в заключении хотелось бы сказать, что в каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. И задача учителя главным образом состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.


Список используемых источников


  1. Государственные образовательные стандарты общего образования – Ресурсы интернет: –http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

  2. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям – Ресурсы интернет: – http://www.rusedu.info/Article521.html

  3. Реализация принципа дифференцированного подхода в обучении - Ресурсы интернет: – http://dop.uchebalegko.ru/docs/index-86238.html

  4. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  5. Кречетников К.Г. Тенденции развития образования в современном информационном обществе – Ресурсы интернет: – http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya24022005155356.php

  6. Методики обучения информатике в старшей школе/ Дифференцированное обучение - Ресурсы интернет: – http://www.agpi.itech.ru/institut/kaf/kaf_inf/elibfol/kozyreva/MPI/lekcii/l02.htm

  7. Хотенова Н.А. Дифференцированный контроль знаний на уроках информатики - Ресурсы интернет: – http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?member=300674






















Приложение. Разноуровневые карточки по предмету «Информатика»

Пример 1.

Задания выдаются на карточках.

Карточка 1

Перевести числа из одной системы счисления в другую

1008 





 Учащиеся, усвоившие материал, справляются с простым заданием очень быстро и получают новую карточку с более сложными примерами.

Карточка 2

1.Переведите числа из 2-ой с/с в 8-ую, 16-ую с/с

1) 1001011102
2) 1011000112
3) 1110000112
4) 10011010112

5) 11100101012


2.Переведите числа из 10-ой с/с в 8-ую, 16-ую с/с

1) 5810
2) 3410
3) 16310
4) 22710

5) 6910


Карточка 3

3.Переведите числа из 8-ой с/с в 10-ую с/с

1) 358
2) 658
3) 2158
4) 3278
5) 5328

4.Переведите числа из 16-ой с/с в 10-ую с/с

1) D816
2) 1AE16
3) E5716
4) 8E516
5) FAD16





















В это время у меня появляется возможность индивидуально работать с теми учениками, которые не до конца поняли принцип выполнения переводов из одной системы счисления в другую. Для этого я использую несколько подходов, в зависимости от группы детей, находящихся на уроке. Во-первых, это работа у доски с подробным рассмотрением каждого выполняемого действия. Во-вторых, это индивидуальная работа с каждым из учеников. После этого учащиеся выполняют выданные задания и получают карточку второго уровня.

Пример 2.

Карточка 1.1 Подпишите основные части компьютера.



Карточка 1.2 Каждому термину, указанному в Части I,
поставьте в соответствие его описание, приведенное в Части II.

Часть I

Часть II

  1. Информация

  2. Компьютер

  3. Процессор

  4. Оперативная память

  5. Жёсткий диск

  6. Клавиатура

  7. Монитор

  8. Мышь

  9. Принтер

  10. Данные

  11. Аппаратное обеспечение

  1. Устройство для ввода информации путем нажатия клавиш

  2. Сведения об интересующем вас предмете

  3. Устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора нужной информации

  4. Используется для длительного хранения информации

  5. Универсальное программно управляемое устройство для обработки информации

  6. Информация в ней находится только во время работы компьютера

  7. Устройство, предназначенное для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера

  8. Устройство для печати информации на бумаге

  9. Устройство визуального отображения информации

  10. Совокупность всех устройств компьютера

  11. Информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером


Пример 3.

Решение задач по теме «Одномерные массивы».


Уровень 1. Дан массив натуральных чисел. Найти сумму элементов, кратных данному числу К.


Уровень 2. Дана действительные числа a1, a2, a3, …, an. Поменять местами наибольший и наименьший элемент.


Уровень 3. Дана последовательность чисел, среди которых имеется один нуль. Вывести на печать все числа, включительно до нуля.







Пример 4.

Домашняя самостоятельная работа №2 «Ветвления в алгоритмах и программах»

ВАРИАНТ 1

 1. Составьте блок-схему и программу вычисления значения функции:

2. Составьте программу, определяющую, является ли данное число делителем числа 3.
3*. Составьте программу, заменяющую из двух данных чисел меньшее число суммой, а большее – произведением этих чисел.

ВАРИАНТ 2

1. Составьте блок-схему и программу вычисления значения функции:

2. Составьте программу, определяющую, является ли данное число кратным 4.
3*. Составьте программу, заменяющую из двух данных чисел большее число удвоенным произведением, а меньшее – полусуммой этих чисел.

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!