СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности STEM-образования в развитии ключевых компетенций детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня система STEM развивается как один из основных трендов. В дошкольном образвании успешно внедряется модульная парциальная программа "STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста".

Просмотр содержимого документа
«Возможности STEM-образования в развитии ключевых компетенций детей дошкольного возраста»

Возможности STEM-образования в развитии ключевых компетенций детей дошкольного возраста


Дудникова В.В., старший воспитатель,

МАДОУ ДС № 4 «Жемчужинка»,

г. Полярный Мурманской обл.


Современное образование все более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, позволяющих воспитанникам самостоятельно решать проблемы, уметь оперировать знаниями. Все больше внимания уделяется развитию познавательно-исследовательской деятельности, научно-технического творчества, робототехнике, т.к. для повышения конкурентоспособности общества и государства нужны хорошо подготовленные молодые инженерные кадры. Требуется внедрение новых прорывных технологий для формирования собственной мощной производственной базы.

Во многих странах, ориентированных на выращивание собственной научно-технической элиты, с конца 90-х годов внедряется STEM-подход к обучению, объединяющий науку, технологию, инженерию, математику. В России эта тенденция началась в 2010-х при поддержке президента Российской Федерации, отечественных и зарубежных высокотехнологических компаний. Сегодня образовательную методику STEM называют самым современным и перспективным трендом в образовании. Также признано, что данное образование должно начинаться с самого раннего, с дошкольного возраста.

Заинтересовавшись данной темой, мы включились в инновационную деятельность по апробации программы «STEM образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Наш опыт инновационной работы – небольшой, но уже сейчас можно сделать некоторые выводы. Надеюсь, они помогут всем заинтересованным лицам.

В ноябре 2018 года 7 педагогов нашего учреждения прошли теоретическое обучение по этой теме и получили первые представления о том, что STEM-образование – это комплекс академических и профессиональных дисциплин в естественных, технологических, инженерных науках и математике, направленных на подготовку специалистов с новым типом мышления.

«Что же здесь нового?» – скажете вы. «У нас тоже есть подобные дисциплины: Ознакомление с окружающим миром, природой и математическими понятиями. И чем данная технология отличается от проектной деятельности?».

Мы также считали, что все очень просто. Но в январе 2019 педагоги перешли от теории к практическому освоению предметов STEM и его педагогических приемов. Согласитесь, что организовать детское исследование и проект, способен только тот педагог, который сам умеет это делать. С этой целью была сформирована творческая группа.

И вот, на этом этапе, мы впервые столкнулись с трудностями. Дело в том, что учреждением для включения в инновационную деятельность был приобретен один базовый комплект, рассчитанный на одну группу обучающихся. В этих условиях каждый из модулей программы осваивался вместе с воспитанниками отдельно, а потом делились опытом.

Приведу пример. В старшей логопедической группе дети познакомились с мини-роботом Bee-Bot. Сначала педагоги в игровой форме представили воспитанникам возможности этого программируемого робота, научили им пользоваться. Затем провели исследование об образе жизни пчел. Дети узнали много интересного и поделились своими опасениями, что пчелы кусаются. Отсюда появилась идея: «Как сделать так, чтобы дети и пчелы жили мирно?». Воспитанники предложили сделать новое игровое поле, на котором пчелка будет собирать нектар с полевых и садовых цветов. Игра так их захватила, что появилось желание поделиться с детьми из другой группы. Потом на других игровых полях они учили сверстников считать и читать. В свою очередь в одной из групп они познакомились с набором «Дары Фребеля». Ребята этой группы сделали игровой парк с каруселями, горками, качелями. Не хватало электромобилей. Педагоги подсказали, что в соседней группе ребята умеют их собирать. А там, познакомившись с возможностями конструктора РОБОТРЕК, возникла идея сделать для пчелки механических друзей: скорпиона и лягушку.

Так, уже на практике, мы убедились в преимуществах внедрения STEM технологий в образование:

  • Развитие интереса к техническим дисциплинам. Эта прогрессивная система позволяет вовлечь учащихся в учебный процесс, сделать его доступным и интересным.

  • Совершенствование навыков критического мышления. Дети учатся преодолевать нестандартные задачи путем тестирования и проведения различных опытов. Все это позволяет им подготовиться ко взрослой жизни, где они могут столкнуться с необычными, нестандартными проблемами.

  • Активация коммуникативных навыков. Внедрение данной системы в основном включает в себя командную работу. Ведь большую часть времени дети совместно исследуют и развивают свои модели. Они учатся строить диалог с воспитателем и своими друзьями.

Кроме того, мы сделали для себя главный вывод, что для успешной реализации STEM-образования требуется объединение разрозненных знаний в единое целое.

Внедрение данной системы в основном включает в себя командную работу. Ведь большую часть времени дети совместно исследуют и развивают свои модели. Они учатся строить диалог со своими друзьями.

Главный результат на первом этапе – осознание педагогами, что STEM-образование не просто естественнонаучный и инженерно-технический подход к образованию, а коренная перестройка всей системы.

Наш опыт показал, что важнейшим психолого-педагогическим условием реализации STEM образования является профессиональное развитие педагогов. Прежде чем обучать воспитателя основам робототехники, необходимо научить его новым принципам организации образовательного процесса. Необходимо формирование педагогических компетенций, дающих возможность перехода от традиционной к развивающей модели образовательного процесса. Задачи STEM образования совершенно невозможно решать в учебной модели. Такая модель лишает ребенка возможности проявления собственной инициативы.

В завершении можно с уверенностью сказать, что преимущества и актуальность STEM образования сегодня очевидны многим. А для успешного его развития необходим учет факторов окружающей среды, в том числе наличие общих программ и инфраструктуры, отношения с местными бизнесами, университетами и государственными учреждениями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!