СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО воспитателей "Возможности воспитательного пространства школы – интерната для детей с ОВЗ в процессе формирования социальной компетентности учащихся"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО воспитателей "Возможности воспитательного пространства школы – интерната для детей с ОВЗ в процессе формирования социальной компетентности учащихся"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02

ул. Школьная, 5 эл. адрес: nskoshi@govrb.ru




















ДОКЛАД


«Возможности воспитательного пространства школы – интерната для детей с ОВЗ в процессе формирования социальной компетентности учащихся».











Педагог-психолог: Шурыгин Сергей Сергеевич













Март 2024 г.

«Возможности воспитательного пространства школы – интерната для детей с ОВЗ в процессе формирования социальной компетентности учащихся».


«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей

сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом,

вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,

вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или

слышат дети, каждое наше слово-интонация,

с которой оно произносится, являются

капельками, падающими в тот поток,

который мы называем жизнью ребенка,

формированием его личности».

В.П.Кащенко


Современная школа требует переосмысления подходов к воспитанию, постепенного совершенствования содержания, форм и методов воспитания личности как творца и проектировщика своей жизни, который умеет определять свою жизненную стратегию, стремиться быть компетентной, ответственной, социально активной и мобильной личностью, способной к социальным действиям. С целью формирования такой личности в воспитательный процесс внедряется компетентностный подход, одним из принципов которого и является принцип проектирования и конструирования воспитательного пространства школы.

Воспитательное пространство – это результат творческой и интегральной деятельности школы, нацеленный на создание общего ценностно-нормативного уклада жизни школы; это пространство возможностей, динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, которые составляют основы жизнедеятельности школы, направленных на личностное развитие учащегося, развитие его жизненных компетентностей.


Составными воспитательного пространства являются следующие содержательные элементы:

- жизненное пространство ученика (интегральное отображение результатов его движения в воспитательном пространстве);

- самообразовательное пространство (пространство эвристических заданий, ученических мастер-классов, индивидуальных проектов, конференций, клубов);

- творческое пространство (пространство творческих работ, массовых праздников);

- трудовое пространство (мастерские, кружки);

- игровое пространство (деловые, сюжетно-ролевые, моделированные, исторические и спортивные игры);

- социальное пространство (социальная практика, социальные проекты по краеведению, по профориентации, участие в социальной работе школы);

Важной составляющей воспитательного пространства школы, средством ее расширения на социальное пространство является социальная практика, которая играет роль механизма приобщения учащихся к жизни в социуме.

Социальная практика выполняет два основных задания:

Обеспечивает расширение границы школы, ее включение в реальную жизнь общества для успешного развития жизненных компетенций учащихся;

Способствует интенсивному развитию ключевых компетентностей, в первую очередь, социальной.

Социальная компетентность - означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности ( выполнение роли гражданина, патриота, избирателя ), в социальной сфере ( потребителя, покупателя, хозяйственника ), в области семейных отношений и обязанностей; в вопросах экономики и права; в профессиональном самоопределении. В эту компетентность входит умение анализировать ситуацию, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Социальная компетентность – это сложная система качеств личности, которая формируется из комплекса социальных знаний, социальных мотивов, социальных способностей, навыков, привычек, способов деятельности и эмоционально-чувственного опыта.

Социальная компетентность наиболее универсальна, т.к. она вмещает элементы всех других компетентностей: поликультурных, коммуникативных, информационных, саморазвития и самообразования, творческой деятельности.российс

Наши дети лидеры – участники и призеры многих городских конкурсов, а так же областных и всероссийских.

Социальная компетентность – это, с одной стороны, совокупность умений, знаний и навыков, обеспечивающих успешное сосуществование личности в социальном пространстве, а с другой – способность человека выстаивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности.

Показателями социальной компетентности являются:

-сотрудничество, работа в команде;

-коммуникативные навыки;

-способность принимать собственные решения;

-способность делать осознанный выбор;

-наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;

-владение приёмами разрешения конфликтов;

-развитие личностных качеств, саморегулирование.

Так как у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются определённые нарушения в приёме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира, то им особенно важно обладать социальной компетентностью, т.е. полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.

Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Воспитанник с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной адаптации в социуме.

     Вовлечь детей в творческую деятельность воспитателю помогают внеклассные занятия, которые  дают возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности,  воспитывает такие положительные качества личности как трудолюбие, настойчивость, коллективизм, что  способствует выработке правильной самооценки.


Основные коллективные творческие дела школы:

проведение досуговых мероприятий;

проведение предметных недель, месячников;

организация встреч с интересными людьми, с представителями различных служб и организаций;

работа школьных кружков .


Направления воспитательной работы:

Нравственное воспитание.

Трудовое.

Физическое.

Внеклассное чтение.

Творческое.

Основы социализации и общения.

По данным блокам ведется совместная воспитательная работа учителя на классных часах, воспитателя на воспитательном часе, на родительских собраниях, внеурочных коллективных традиционных делах и мероприятиях.

Планируя мероприятия, коллектив педагогов школы ставит перед собой задачу научить жить детей в коллективе, выполнять обязанности, отстаивать права, соблюдать правила взаимоотношений в коллективе, выполнять правила поведения, уметь трудиться для себя, для коллектива.

Цель воспитателя коррекционного учреждения - помочь каждому ребенку раскрыться, пройти с ним вместе его нелёгкий путь, на котором он не только будет «открывать» для себя новые знания, умения, но и « откроет» самого себя, поймет и осознает свою уникальность, свою роль и место в окружающем мире.

        Внеурочная работа в группе детей  с ОВЗ, таким образом, организуется и проводится с учетом задач социальной адаптации, направленной на овладение жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными, коммуникативными,  нравственными, эстетическими, трудовыми.

        Формирование отношений тесно связано с общением учителя и воспитателя с отдельным ребёнком, коллективом детей и педагогов. Умение общаться лежит в основе профессиональных умений педагога наряду со знаниями и общей культурой педагога, основным условием приобретения педагогического мастерства. Именно на доверительном грамотном доброжелательном общении строилась вся коррекцонно-воспитательная работа с воспитанниками.

         Повседневная  жизнь детей все годы организуется с  учётом  ими  усвоенного,  постепенно  повышая  уровень  требований. Этому в определенной мере способствовал и продолжает способствовать распорядок дня: зарядка, учеба, питание в школьной столовой, дежурство по классу и столовой. Эффективность подготовки школьников к  жизни  через  систему  внеклассной  и урочной работы достигалась благодаря согласованности действий классного руководителя, воспитателя, информированности  о  работе  друг  друга.

     Считаю, что большую роль в становлении воспитанников, как личностей, играет постоянство педагога, а именно, воспитателя, работающего с данной группой. Вместе с педагогом начиная свой школьный путь – путь становления малыша в состоявшуюся  личность, гражданина, воспитатель и воспитанник, проходят рядом все ступени учения и жизненной «азбуки», пробуя, ошибаясь, и собирая необходимый «багаж» опыта, уверенный, что рядом неслучайный «попутчик», а надёжный постоянный друг и наставник.

        Хотелось бы, чтобы это постоянство имело место при закреплении педагогов за данным классом (группой) детей.

         Задача воспитателя - научить детей выполнять домашние задания, воспитывать в них аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

      Особое внимание уделять формированию у учеников таких черт характера, как настойчивость, упорство, усердие, целеустремленность в процессе выполнения учебных задании.

    

     Если воспитанник не справляется с заданием, предлагать ему еще раз  вспомнить или прочитать по учебнику нужное правило, посмотреть классную работу с аналогичным примером, обратить внимание на соответствующее наглядное пособие. Слабых учащихся постоянно подбадривать, внушать им уверенность в своих силах.

        Повседневная связь учителя и воспитателя, беседы, совместное планирование предстоящей работы имеют важное значение для всего коррекционно-воспитательного процесса с группой детей, и исключают дублирование воспитателем урока на самоподготовке.      

       Тёплое, доброжелательное, но вместе с тем, требовательное общение, любовь к детям, поиск новых форм и методов воспитания. Особое внимание уделять созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ученика.

        Вся внеклассная и внешкольная работа, таким образом, является естественным продолжением учебно-воспитательного процесса на уроках, она дополняет и расширяет содержание учебной работы, проводимой учителем на уроке.

       Сколько  знаний, умений, навыков, необходимо  педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. И это невозможно без постоянного самообразования. Так, уже, работая с новой группой малышей, я чаще стала применять в своей работе  ИКТ. Использую в своей работе интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение остаточного слуха и повышение работоспособности, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся.                                                        

      Указанные методы и приёмы воспитания отнюдь не исчерпывают всех сторон педагогического мастерства, возможных влияний педагога на учащихся и их деятельность. В стиле одного педагога проявляется яркость его натуры, внешний эффект его мастерства, в стиле другого – незаметные внешне качества сочетаются с глубоким проникновением в процессы изменения личности ребёнка. В стиле 
работы учителя, воспитателя, как и во всей его творческой деятельности, конечно, сказывается его индивидуальность.

        В свое время Джим Рон (автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха) утверждал, что неуспех - это несколько правильных действий, повторяемых ежедневно, а успех - это Самообразование.

        Когда обстоятельства меняются, надо менять способ мышления. А сейчас время меняется стремительно, информация устаревает.

В нашей школе много неравнодушных педагогов, которые постоянно стремятся создать особое образовательное и воспитательное пространство, которое обеспечивает социальную адаптацию выпускников, подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. Каждый прилагаем все усилия, чтобы школьная жизнь была интересной увлекательной, насыщенной, чтобы школа стала очагом добра, справедливости, чтобы школа стала «вторым домом», в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!