СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возникновение и развитие хореографической культуры казачества

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возникновение и развитие хореографической культуры казачества»



Возникновение и развитие хореографической культуры казачества

Если танец называется народным, историю возникновения его надо искать во времена возникновения этого народа. Во времена Екатерины II была основана казачья вольница на Кубани. Отдав землю под защиту своим подданным, Царица защитила её от набегов и создала кубанское казачество. Народный танец Кубани ведёт свою историю с тех давних времён.



Кубань стала вольной землёй под защитой казаков. Жили они семьями в куренях, но большую часть времени проводили в учебных сборах, где учились защищать свою землю от набегов. Первоначально танца не было. В своих станах соревновались мужчины в ловкости владения телом и шашкой. Друг перед другом демонстрировали ловкость.



Движения танца появлялись из боевых перекатов, приседаний и перебежек. Постепенно все эти движения оформлялись художественно и становились ритуальными перед боем. Они настраивали войско на победу. Интересно и то, что даже в бой казаки шли с песней и танцем, чем вносили сумятицу в ряды противника, морально подавляя его.



Концертные костюмы казачьих ансамблей пляски всегда состояли из стилизованной одежды XVIII века. Службу казаки несли в степи и соприкасались культуры воинственных горцев и славян. Поэтому и одежда казаков носила двойной характер. Вышивная косоворотка и шаровары из атласа соседствовали с папахой и буркой. Черкеска была такой же повседневной одеждой, как зипун. Поэтому и сценические костюмы сохранили в себе двойственность. Популярнейшим танцевальным элементом казачьей хореографии является пляска «вприсядку», что не случайно. Первоначально среди всадников и пехотинцев в столкновениях с конницей были широко распространены способы боя вприсядку. Во время битвы всадники нередко теряли коней. Жизненной необходимостью в тот момент было продолжить драться и вернуть инициативу в свои руки. Здесь и появлялась необходимость навыков боя вприсядку, включающего в себя четыре основных уровня:



- кувырки, применявшиеся как способ перемещения и самостраховки при падении;



- ползунки - вид перемещений на корточках и четвереньках, из чего можно наносить удары;



- удары (преимущественно ногами, поскольку в руках находится оружие) и передвижения стоя;



- прыжки и колеса.



Особо надо отметить сценическую причёску танцора казака. Обязательно должны присутствовать длинные усы. На бритой голове оставляется прядь волос, которая никогда не постригается. Добавить широкие раздувающиеся парашютом в прыжке шаровары, игру света на атласной одежде и карусель из мощных танцоров, и завораживающая картина рисуется сама.



Женская половина казачьих поселений одевалась тоже своеобразно. Головные платки замужние женщины не носили. У них волосы прикрывала небольшая шапочка, шлычка. Она и вошла в сценический костюм, как наиболее удобный головной убор. В танцах кубанских казаков женщине отводилась второстепенная роль.



В танцах тоже произошло разделение. Различают славянскую и кавказскую ветвь. Соответствуют и сценические костюмы. Но в любом случае принадлежность к казачьему войску определялась по лампасам. Их расцветка, ширина и количество цветных полос были как паспорт казака. В сценических костюмах лампасы сохранились. Свободу и независимость прославляет народный танец Кубани.



Анализируя танцы народов мира, делается вывод, что это история:



· народа языком тела;



· отношения полов;



· народной культуры.





Во всех казацких танцах важное место отводится работе ног. Это и присядки, и подскоки с различным положением ног, прыжки и пробежки. По сути дела, это стилизованные военные упражнения на ловкость и владение оружием. Каждый танцор показывает сольные и групповые па.



Самым интересным в этом отношении является танец гопак. Резкие движения его сопровождаются боевыми выкриками и демонстрацией новых движений. На самом деле это не постановочный танец, импровизация. Рассказывать языком танца историю из боевой жизни своего народа пытаются не только казаки. Это мировой опыт.



Рассказывают, что если в войске зрел бунт, ставили его в круг, обносили чаркой и коренной атаман выходил в центр и начинал плясать. К нему выходили и вступали в танец согласные с ним. В конце уже всё войско танцевало и это означало согласие.



Начинавшиеся как танцы воинов, позже национальные танцы не могли обойтись без участия женщин. Удаль свою надо демонстрировать благодарным подругам. Но и здесь есть различие в ведение танца. Не может быть у казаков жён скромниц. Они тоже вольных кровей. И движения женщин в танце резки и быстры, взгляд кокетлив. Но знают своё место подруги, на передний план не лезут.



Гопак танец импровизация. Поэтому классическим вариантом считался танец пяти мужчин и двух женщин. Сейчас постановщик берёт столько танцоров, сколько требуется для воплощения замысла. Используя движения этого танца, в настоящее время разрабатываются приёмы борьбы, с применением танцевальных прыжков, перекатов, перехватов.



Возвращаясь к танцам народов мира и их корням можно отметить такие далёкие от нас танцы Кубы. И там слились культуры переселенцев из Китая, африканцев и испанский темперамент. В результате родился красивейший и эротический танец сальса, который так же передаёт характер кубинцев, как гопак, украинцев.



Любой народный танец несёт в себе информацию о пройденном пути общности людей. Он может поведать о национальном характере и темпераменте. Можно переписать историю, но генетическую память не уничтожить.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!