МКОУ «СОШ д.Шибково»
Возникновение обыкновенных дробей
Выполнили
ученик 5 класса
Ивлев Максим
учитель
О.А.Авлева
2018-2019 уч. год
Предметные
области
Математика
Учебная тема проекта
Возникновение обыкновенных дробей
Возрастная категория участников
Ученики 5 класса
Основополагающий вопрос:
Обыкновенны ли обыкновенные дроби?
Меня очень заинтересовала данная тема.
« А что значит – обыкновенные дроби?
Как и зачем они появились? Для чего нужны?»
- это те вопросы, которые я поставил перед собой, приступая к работе.
Задачи :
- Выяснить, как считали в древности.
- Как появились обыкновенные дроби .
Вопросы исследований:
- Как появились обыкновенные дроби.
- Обыкновенные дроби в нестандартных задачах.
- Задачи-стихотворения с обыкновенными дробями
Как появились обыкновенные дроби
Древний Египет
Древний Вавилон
Из истории..
Древний Рим
Обыкновенные дроби в нестандартных задачах.
Запись дробей .
Задача
Задачи-стихотворения с обыкновенными дробями
Дробям посвящается…
Наше творчество
С древних времён людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа),
но и измерять длину , время , площадь,
вести расчёты за купленные или проданные товары.
Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом.
Приходилось учитывать и части, доли меры .
Так появились дроби.
В русском языке слово «дробь» появилась в VIII веке, оно происходит от глагола «бродить» -разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».
Современное обозначение дробей берёт своё начало в Древней Индии; его стали
Использовать и арабы, а от них в XII-XIV веках оно было заимствовано европейцами.
Вначале в записи дробей не использовалась
дробная черта; например, числа ,
записывались так .
Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад.
3
5
1
, 2
3
Древние египтяне уже знали, как поделить 2 предмета на троих.
Для этого числа - 2/3 - у них был специальный значок.
Между прочим, это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица - все остальные дроби непременно имели в числителе единицу (так называемые основные дроби): 1/2; 1/3; 1/28;
... . Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей. Например, вместо 8/15 писали 1/3+1/5. Иногда это бывало удобно. В папирусе Ахмеса есть задача :
«Разделить 7 хлебов между 8 людьми». Если резать каждый хлеб на 8 частей, придётся провести 49 разрезов.
А по-египетски эта задача решалась так: Дробь 7/8 записывали в виде долей: 1/2+1/4+1/8. Значит каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезали пополам, два хлеба- на 4 части и один хлеб на 8 долей, после чего каждому дали его часть.
Умели египтяне также умножать и делить дроби. Но для умножения приходилось умножать доли на доли, а потом, быть может, снова использовать таблицу. Ещё сложнее обстояло с делением.
В древнем Вавилоне предпочитали наоборот, - постоянный знаменатель, равный 60-ти. Шестидесятеричными дробями, унаследованными от Вавилона, пользовались греческие и арабские математики и астрономы.
Но было неудобно работать над натуральными числами, записанными по десятичной системе, и дробями, записанными по шестидесятеричной.
А работать с обыкновенными дробями было уже совсем трудно. Поэтому голландский математик Симон Стевин предложил перейти к десятичным дробям.
Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс.
Двенадцатую долю асса называли унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью- весом.
Например, римлянин мог сказать, что он прошел семь унций пути или прочел пять унций книги.
При этом, конечно, речь шла не о взвешивании пути или книги. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути или прочтено 5/12 книги.
А для дробей, получающихся сокращением дробей со знаменателем 12 или раздроблением двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия.
Даже сейчас иногда говорят: "Он скрупулёзно изучил этот вопрос." Это значит, что вопрос изучен до конца, что не одной самой малой неясности не осталось. А происходит странное слово "скрупулёзно" от римского названия 1/288 асса - "скрупулус".
В ходу были и такие названия: "семис"- половина асса, "секстанс"- шестая его доля, "семиунция"- половина унции, т.е. 1/24 асса и т.д. Всего применялось 18 различных названий дробей
Чтобы работать с дробями, надо было помнить для этих дробей таблицу сложения и таблицу умножения. Поэтому римские купцы твёрдо знали, что при сложении триенса (1/3 асса) и секстанса получается семис, а при умножении беса (2/3 асса) на сескунцию( 2/3 унции, т.е.1/8 асса) получается унция.
Для облегчения работы составлялись специальные таблицы, некоторые из которых дошли до нас.
Народы прошли через многие варианты записи дробей, пока не пришли к современной записи. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта, например число записывалось так - . Черта дроби появилась лишь только в 1202 году у итальянского математика Леонардо Пизанского. Он ввел слово дробь. Названия числитель и знаменатель ввел в 13 веке Максим Плануд - греческий монах, ученый, математик.
.
Современную систему записи дробей создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты. А записывать дроби как сейчас стали арабы.
дробный результат деления, но к числам его не относили. Интересные сведения об этом записаны в древних рукописях.
Деление чисел - один из источников возникновения дробей.
Древние ученые не считали числом результат деления дробных чисел. Например,
Задача: "Разделить 100 фунтов между 11 людьми поровну".
Мы:
Древние математики
не считали дробью.
Остаток от деления 1 фунт предлагается поменять на яйца, которых можно было купить 91 штуки.
Если 91:11 то получится по 8 яиц и 3 яйца в остатке .
Автор рекомендует отдать их тому, кто делил , или же поменять на соль, чтобы посолить яйца.
На этих примерах мы видим, что дроби входили в жизнь с большими трудностями.
Решение уравнений.
Вначале уравнения, у которых в ответе получалось дробное число, считалось не имеющим решения, но постепенно в ответе стали записывать дробные числа.
Например, решим уравнения:
3х-(х+18)=15 (10х-2х):2=3 3х-х-18=15 8х:2=3 2х-18=15 8х=6 2х=33
х= х=
Задача.
Клоун, чтобы посмешить публику, объявил антракт на суток и сказал, что в буфете продается мороженое
порциями по ц.
Публика смеялась: ведь всем известно, что продолжительность антракта обычно измеряют в минутах, а массу порции мороженого – в граммах. Скажите, на сколько минут был объявлен антракт и сколько граммов в одной порции мороженого.
Загадка
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож .
По морям в былые годы
Обгонял я пароходы.
л
ь
е
ф
и
д
н
20
Если дроби расположить в порядке возрастания, то получится имя древнегреческого ученого, основателя библиотеки в городе Александрии, жившего в Древнем Египте во 2 веке до н.э. Он впервые высказал предположение о том, что Земля имеет круглую форму.
Если дроби расположить в порядке убывания, то получится название самой маленькой страны в мире.
Если дроби расположить в порядке убывания, то получится название самой маленькой страны в мире.
Составь дробь по рисунку, запиши выражение, выполни действие
№ 1
На неизвестной планете жили дроби. В одном городе, под названием «Правильные», жили дроби, в которых числитель меньше знаменателя. А в другом городе, который назывался «Неправильные», жили дроби, в которых числитель больше знаменателя или равен ему.
Как-то раз прилетела на планету к дробям единица и пошла в город, где жили правильные дроби. Пришла она и удивилась. Единица стала такой большой. Оказалось, что правильные дроби меньше единицы. Не понравилось ей там.
Тогда пошла она в другой город. Пришла в город неправильных дробей. Не понравилось единице в этом городе. Там дроби больше её, а некоторые равны ей.
Полетела она обратно к себе домой и стала учить математику.
София Райс
Без дробей никак нельзя
Потому, что надо
Дроби всем, конечно, знать
Взрослым и ребятам.
Дробью можно пострелять
На охоте в зверя,
А другою посчитать
На уроке смело.
Альбина Волкова
В данной работе я прочитал о том, как измеряли в древности, как возникли дроби.
- дробные числа возникли как результат измерения величин,
- с возникновением дробей расширились возможности счета.
В результате я выяснил:
- числа имеют свою древнюю символику. .
http://www.a-jewels.com/number/index.html
http://jili-bili.ru/img.php?p=1075&g=0
-дроби Никитиных (1 уровень ) Оксва.
- практические задания обыкновенных дробей .
http://www.nurgustan94.narod.ru/prak1.htm
http://arevazian.ucoz.ru/dir/
- древний Египет . Очарователен и притягателен для...
-древний Египет . Твоя древняя цивилизация.
http://www.diary.ru/~Rolem/
http://www.ciwilizacija.ru/chast_i_evolyuciya_s_voprosami/glava_1_istoriya_s_matematikoi.html
-глава 1 br История с математикой .
http://exclusio.ru/43/
- древний Рим на картах Google .
http://mrcpk.marsu.ru/works_iso/2007-09-12-sov.pot_2/veselkova/
- умножение обыкновенных дробей . урок математики в...
http://www.axios1.ru/catalog.php?razdel=680
-...понятия дроби и представляет собой набор...