Модуль: «Основы мировых религиозных культур».
Урок 4. Возникновение религий. Древнейшие верования.
Цель: Сформировать у учащихся общие представления о многобожии
Задачи:
Прививать у учащихся уважительное отношение к людям, исповедующим разные религии.
Продолжить формирование коммуникативных навыков.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.
Основные термины и понятия: пантеон, многобожие.
Формы и виды деятельности: фронтальная беседа, работа с учебником.
Средства наглядности: компьютерная презентация, учебник.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, эмоциональный настрой, проверка готовности учащихся.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Культура – образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
Материальная – транспорт, архитектурные сооружения и т.д.; духовные – идеи, идеалы, система ценностей.
а) религии, которые создали народы и принадлежат одному народу
б) религии, которые создали несколько групп национальностей
в) религии, которые относятся к людям нескольких национальностей
Сообщение темы и целей урока.
На этом уроке вы узнаете, как древние люди заботились о душах своих предков, что такое многобожие и пантеон.
А сейчас открываем тетрадь, записываем дату и тему урока – «Возникновение религий».
Изучение нового материала.
Беседа с учащимися, работа с интерактивной моделью «Возникновение религий» (Слайд 1-3)
Первые религиозные чувства возникли у людей на самом раннем этапе их развития. Найденные захоронения древних людей выполнены с большой заботой и любовью. Это указывает на веру людей в загробное существование и в высшие силы. Первобытные люди заботились о душах своих предков, верили, что души умерших продолжают участвовать в жизни своей семьи и своего племени. У них просили защиты, а иногда их даже боялись. (Слайд 4).
Чтение учебника 1 и 2 абзац
У первых людей существовали религиозные верования:
в сверхъестественные силы природы;
в жизнь человека после смерти;
в действенную силу колдовства.
Они возникли:
от бессилия человека перед могуществом природы;
от невозможности объяснить многие ее явления.
Поэтому:
Древние люди верили, что окружающий мир населен духами, как добрыми, так и злыми. Эти духи обитают в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали животных, например, медведей, оленей. (Слайд 5-12)
Давайте подумаем, почему древние люди почитали священных животных?
Как правило, это были сильные, даже свирепые животные, они вызывали трепет, страх.
Древние люди верили, что-то или иное священное растение, животное, предмет или явление природы защищает их род. Такие растения и животные становились тотемами – объектами преклонения.
Физкультминутка.
Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов. (Слайд 14)
Чтение учебника 3 абзац
В древних государствах – Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии – люди верили, что богов много и каждый из них «специализируется» на чем-то своем.
Выполнение таблицы.
Боги Египта | Боги Греции | Боги Рима | Боги славян |
| | | |
Например, были боги, которые считались владыками морей и океанов (перед вами бог источников и рек Нептун, покровителя морей в древнегреческой мифологии зовут Посейдоном), неба и воздуха (например, в шумеро-аккадской мифологии покровителя неба зовут Энлиль), солнца (бог солнца у древних египтян – Ра – был в то же время и главным, верховным богом). Богом войны у греков был Арес, а у римлян – Марс. Осирис – покровитель подземного царства у древних египтян. (Слайд 15-17)
Все боги одной религии называются пантеоном.
А сама религия, почитающая много богов, называется многобожием.
Домашнее задание.
Нарисовать рисунок одного из богов.
2. Подготовить сообщение об одном из славянских богов.
4