Возрастная психология
— отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
Предмет - психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
Разделы возрастной психологии:
пренатальная психология
психология младенца,
психология раннего возраста,
дошкольная психология,
психология младшего школьника,
психология подростка,
психология юношеского возраста,
психология среднего возраста,
геронтопсихология - психология старости.
Психология развития (возрастная) возникла в 1882 году.
Выход книги немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.
В 20 гг. XX века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.
Ганс Бальдунг. Три возраста и смерть. 1540-1543 гг
Предмет психологии развития и возрастной психологии
Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
Развитие различных видов деятельности (активности)
Формирование качеств личности
Возрастные и индивидуальные психологические особенности
Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.
Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения. Это часть общей психологии.
Задачи психологии развития
Раскрытие общих закономерностей развития
Установление причин перехода от одной стадии к другой
Периодизация возрастных периодов
Психологическая картина каждой стадии
Изучение ведущих факторов развития
Основные понятия
Развитие – движение от менее совершенных форм к более совершенным формам существования материи.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности.
Изменения бывают
Эволюционными – медленными, необратимыми;
Революционными – быстрыми, необратимыми;
Ситуационными – быстрыми и обратимыми.
Виды развития: онтогенез, филогенез, возрастное развитие человека.
Возрастное развитие
Физическое развитие организма – созревание.
Развитие психики - познавательной, отражательной деятельности мозга.
Развитие ведущей деятельности , в которой удовлетворяются все основные потребности человека и формируются новообразования.
Условия нормального развития
Норма в развитии и функционировании нервной системы.
Сенсорные системы.
Внутренние органы и системы.
Вовремя начатое обучение и воспитание.
Составляющие возрастно-психологического портрета человека
Социальная ситуация развития – система взаимоотношений ребенка со значимыми для него лицами.
Деятельность – психика и формируется в деятельности, и проявляется в ней.
Возрастные новообразования – достижения в разных областях психической жизни человека.
Закономерности развития
Единство биологического и социального становления.
Р – появление новых качеств.
Р – этапностью, периодичностью.
Р – процесс последовательный, поступательный.
Р – процесс гетерохронный (разновременный).
Р – процесс динамический.
Р – процесс интегративный.
Свойства развития по Анциферовой
Сочетание прогресса и регресса.
Скачкообразность.
Зигзагообразность.
Консервативность.
Переход стадий развития в уровни.