Тема урока: Возрастные особенности детей и подростков. Нормы и принципы питания детей разного возраста. Особенности сырья и кулинарной обработки блюд для детей и подростков, режим питания. Понятие о лечебном и лечебно-профилактическом питании. Методики составления рационов питания.
Цели урока:
Образовательная – формирование у обучающихся знаний о режиме питания подростков и детей и принципах лечебного питания
Развивающая - развивать память и закрепить полученные знания
Воспитательная – воспитывать интерес к выбранной профессии
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: усвоения новых знаний
Средства обучения: учебник З.П. Матюхина «Основы физиологии питания, гигиены и санитарии
Ход урока:
1.Организационная часть урока-2 мин.
- приветствие
- определение отсутствующих
2.Постановка целей и задач-3мин
3. Повторение пройденного материала- 15мин
1. Что называется энергетической ценностью пищи?
2.Почему пищевые продукты имеют разную энергетическую ценность?
3. Как определяется энергетическая ценность продукта и рациона?
4. Какое питание называют рациональным, сбалансированным?
4. Изложение нового материала – 15мин
Возрастные особенности и нормы питания детей и подростков. Организм детей и подростков имеет ряд существенных особенностей. Ткани организма детей на 25% состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и на 75% из воды. Основной обмен у детей протекает в 1,5-2раза быстрее, чем у взрослого человека в организме. В организме детей и подростков, в связи с их ростом и развитием процесс ассимиляции преобладает над диссимиляцией, в связи с усиленной мышечной активностью у них повышены общие энергетические затраты. Средний расход энергии в сутки на 1кг массы тела детей различного возраста составляет до 1года-100, 11-13лет-70-65, 14-17- 65-45; взрослых людей -45. Для нормального физического и умственного развития детей и подростков необходимо полноценное сбалансированное питание. Большое внимание в питании детей и подростков уделяют содержанию белка и его аминокислотному составу как основному пластическому материалу, из которого строятся новые клетки и ткани. При недостатке белка в пище задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость к заболеваниям и деятельность желез внутренней секреции. Лучшим продуктом белкового питания считается молоко и молочные продукты. В рацион питания должны входить мясо, рыба, яйца, продукты содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом, молоко не менее 500мл. Жиры играют важную роль пластического и энергетического материала, снабжают организм витаминами А, D и Е, фосфатидами, полинасыщенными жирными кислотами, необходимыми для развития растущего организма. Особенно рекомендуют сливки, сливочное масло,, растительное масло (5%...10%) При недостаточном потреблении жира у детей снижается сопротивляемость болезням, замедляется рост. В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы, источником которых являются фрукты, ягоды. соки. молоко, сахар. печенье. конфеты, варенье. Избыток углеводов приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, снижению устойчивости организма к инфекциям. В связи с процессами роста потребность в витаминах и минеральных веществах у детей повышена. Источниками витаминов служат молоко, яйца, рыбий жир, морковь, помидоры, абрикосы. Особенности сырья и кулинарной обработки блюд. Питании детей и подростков должно быть разнообразным, особенно рекомендуют молоко и молочные продукты, говядину, телятину, мясо кур, печень, рыбу, яйца, икру, картофель, овощи, фрукты, овсяную, гречневую, рисовую крупы, макаронные изделия. Детям до 1,5 лет блюда готовят в протертом и мелкорубленном виде, паровые и отварные. К 16-17лет способы приготовления блюд приближаются для взрослых. Режим питания. Детям дошкольного возраста рекомендуют принимать пищу 4-е раза в день, через каждые 3 часа, в одно и тоже время. В школьном возрасте- 4-х разовое питание с равномерным распределение суточного рациона. Энергетическая ценность школьного питания должна соответствовать энергозатратам детей. Учащиеся колледжей и учащихся ПТУ должны получать 4-х разовое питание в зависимости от распорядка занятий. Задачи и принципы построения лечебного питания. Лечебным питанием называют питание, назначаемое больному в целях лечения того или иного заболевания. Задача лечебного питания воздействовать на причины вызвавшие заболевание и способствовать скорейшему выздоровлению больного. Лечебное питание оказывает на организм как местное влияние (на органы пищеварения), так и общее (на деятельность всех органов.) Условием эффективности лечебного питания является сочетание принципов механического, химического и термического щажения органов больных людей. Для механического щажения - всю пищу готовят протертой или мелкорубленой, без грубой корочки. Для химического щажения - пищу рекомендуют отварную, запеченную, приготовленную на пару, на молоке, вегетарианскую. Для термического щажения - из рациона исключают очень горячую и холодную пищу. Температура подачи блюд 15..65С.
Диета - лечебный рацион питания больного человека. Она отличается по содержанию основных пищевых веществ и энергетической ценности, технологии приготовления пищи и по среднесуточному набору продуктов.
5.Домашнее задание -5мин
повторить материал