Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Возраст 5-6 лет –старший дошкольный возраст.
- Является важным возрастом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка.
- Ребенок запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни
- Этот период называется сензитивным, т.е. благоприятным для развития всех познавательных процессов.
Двигательные навыки
- Скорость движений возрастает, заметно улучшается их координация.
- Может выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать.
- Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры.
- Учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то с легкостью может освоить плавание.
Эмоциональное развитие
- Имеются собственные представления о красоте.
- Первая влюбленность
- Появляется лживость
- Ребёнок учится выплескивать часть эмоций в своих любимых занятиях (рисование, танцы, игры и др.), и стремиться управлять ими
- Пытается сдерживать и скрывать свои чувства (но не всегда у него это может получаться.)
- Труднее всего детям удается справлять со своим страхом. Детям могут сниться страшные сны. Он познает новые понятия: рождение, смерть, болезни, бедствия и они его очень волнуют.
Развитие личности
- Желает показать себя миру
- Часто привлекает к себе внимание, т.к. ему нужен свидетель его самовыражения
- Стремится к большей самостоятельности
- Очень хочет походить на значимых для него взрослых
- проявляет волевые усилия при преодолении трудностей
Интеллектуальное развитие
- Может объединять предметы по различным признакам, находить между ними сходства и различия.
- Интересуется не только названиями предметов, но и тем из чего они сделаны. имеет собственное представление об окружающих его физических явлениях. Хорошо ориентируется в пространстве
- Пытается освоить алфавит и научиться чтению по слогам, продолжает совершенствовать письмо печатными буквами. Может считать (иногда до сотни), складывать и вычитать в пределах десяти
- Приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей)
Развитие психических процессов
ВНИМАНИЕ: (МОЖЕТ)
- выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
- удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
- находить 5-6 отличий между предметами;
- выполнять сам задания по образцу;
ПАМЯТЬ:
- запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
- рассказывать наизусть несколько стихотворений;
- пересказать близко к тексту произведение;
- сравнивать два изображения по памяти;
- легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;
МЫШЛЕНИЕ:
- определять последовательность событий
- находить и объяснять несоответствия на рисунках
- объяснять отличия между предметами и явлениями
- находить среди предложенных 4 предметов лишний
РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
- достаточно богатый словарный запас (3,5 – 7 тыс. слов).
- участвовать в беседе, высказывать свое мнение
- аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника
- пересказывать литературные произведения
- определять место звука в слове
- заменять слова другим словом со сходным значением
Особенности поведения
- Имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится.
- Становится очень самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься новым интересным для него занятием более чем полчаса. Но переключать его на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно.
- Становится более аккуратным, следит за своим внешним видом - прической, одеждой, помогает по хозяйству.
Социально-нравственное развитие
- Ребенок в этом возрасте самостоятельно здоровается, прощается, благодарит
- Стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых
- Проявляет чувство привязанности и симпатии к людям
- Проявляет навыки взаимодействия с детьми
- Активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую деятельность.
- В этом возраста в воспитание мальчика очень важное место отводиться отцу, а у девочек - маме.
Родители являются первыми педагогами Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте
Упражнение «Живой дом»
Напишите в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь
Рядом нарисуйте дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека.
Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное: человек, на которого все давят.
Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.
Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).
Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.
Чердак –секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.
Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.
Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.
Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.
1.Вседозволенность или попустительство.
Девиз "Если очень хочется, то можно." При таком стиле, как правило, желаемое ребёнок получает посредством
2. Отчужденность . Девиз: "Я не вижу и не слышу тебя." В таких семьях родители просто "не видят и не слышат" или "не хотят видеть и слышать"
3. Гиперопека . Девиз: " Муси-пуси и не важно, что тебе уже 18 лет." Стиль, который подразумевает неосознанное лишение ребёнка всякой самостоятельности и развития
4. Диктаторство. Девиз: "Я так сказал и точка!" Подразумевает жёсткое, иногда грубое обращение с ребёнком, игнорируется и не уважается всякая инициатива ребёнка, его желания, допустимы физические наказания за непослушание и модели поведения.
5. Уважение. Девиз: "Я уважаю и ценю тебя".
Ребёнка уважают, ценят и любят, с раннего возраста принимают как самостоятельную личность.
Спасибо за внимание!