Младший дошкольный возраст - это важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходят большие изменения в отношении между ребенком и взрослым, другими детьми, окружающим миром.
Возрасту 3-4 года нужно уделять особое внимание, по тому что, в этот период можно столкнуться с определенными психологическими кризисами, которые помогают ребенку осознавать себя как отдельного человека. Родителю необходимо знать об особенностях проявляющихся в поведении ребенка в этом возрасте, чтобы помочь правильному развитию.
Особенности детей в возрасте 3-4 года
В возрасте 3-4 года проявляется особенность, так называемая «кризис трех лет». В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности, четко отстаивают свои позиции, противореча взрослым. Это касается и тех детей, которые раньше во всем слушали родителей. В это время нужно дать немного самостоятельности, а не пытаться успокоить ребенка.
Проявляется интерес к окружающему миру. Ребенка интересует все, что происходит вокруг него, и он начинает задавать много вопросов. Память детей этого возраста образная и они запоминают в основном моменты, связанные с какой-то эмоционально окрашенной деятельностью. Хорошо запоминаются эпизоды, в которых ребенок принимал непосредственное отношение.
В это время ребенок начинает наблюдать, понимать некоторые правила общения с другими детьми. Внимание не концентрируется долго на одном предмете или человеке, а перемещается с одного предмета на другой.
Возрастные психологические особенности.
От ребенка в возрасте 3-4 года можно слышать фразу «Я сам». Да, неожиданно для родителей он начинает пробовать выполнять многие действия самостоятельно, без помощи взрослого. Бывает, что очень остро реагирует, если родители пытаются его опекать и каким-либо образом помогать ему. Именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя как самостоятельного человека, отделяют себя от родителей и понимают, что могут выполнять действия самостоятельно.
Здесь очень важная задача родителей - помочь своему ребенку во всех начинаниях. Значимой частью является поощрять его и помогать правильно, делать что либо, а не наоборот критиковать его действия. Необходимо подчеркивать все достижения ребенка, это придаст уверенности в собственных силах.
Ребенку очень важно ощущать заботу и поддержку в этом возрасте и он должен доверять находящимся рядом близким.
Развитие ребёнка 3-4 года.
В 3-4 года ребёнок очень быстро всё схватывает например часто произносимые фразы родителей ребёнок скорее всего будет также произносить, повторяя не только слова , но и движения , которые демонстрируют взрослые. В таком возрасте самой лучшей формой обучения является игровая, поэтому большая часть занятий по математике, развитию речи или другой деятельности , преподносятся в виде игр.
Рекомендуемые занятия детям в возрасте 3-4 года.
Обязательно нужно развивать детей данного возраста. Для этого нужно учить его, проводить определённые занятия необходимо давать определённый набор заданий, который доступен ребёнку в это время, но не стоит давать то, что он не сможет понять в столь раннем возрасте.
В возрасте трёх лет можно развивать математические способности. Уместно будет научить его считать до трёх, объяснить основные понятия противоположные по смыслу: широкий – узкий , длинный – короткий , много – мало; разучить основные цвета, формы и фигуры. Также можно научить сравнивать разные объекты по основным признакам.
Занятия для детей 3-4 лет должны быть направлены на развитие логического мышления. Для этого можно собирать картинки, состоящие из 3-4 частей. Пазлы с большим количеством деталей давать детям в этом возрасте не рекомендуется. Также, можно предлагать ребёнку находить лишние предметы и отличия на картинке.
Большую роль в развитии ребёнка имеют занятия по развитию речи. В возрасте 3-4 лет нужно учить детей самостоятельно формулировать простые предложения и описывать события или предметы. Нужно рассказывать ребёнку о признаках, по своим свойственным предметам и животным. Достаточно, если малыш называет хотя бы по одной характеристике.
Занятия могут быть направлены на изучение : домашних и диких животных ; основных видов насекомых, птиц, рыб. Необходимо заложить понятие о фруктах, овощах, ягодах и грибов. Также ребёнок должен различать природные явления, такие как дождь, ветер, снег.
Что должен знать и уметь ребенок в 4 года:
Внимание и память
выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10 – 15 минут;
находить отличия между похожими картинками;
уметь находить одинаковые предметы из ряда подобных;
уметь находить фрагменты картинок;
запоминать и воспроизводить несколько слов, движений, ритмов;
уметь рассказывать короткую сказку по памяти;
знать наизусть несколько небольших стихотворений;
запомнить 5-8 картинок в течение 1-2 минут;
узнавать на ощупь различные предметы;
узнавать предметы по вкусу и запаху;
воспроизводить события текущего и прошедшего дня;
Логическое мышление.
уметь складывать картинку из 2-4 частей;
уметь находить лишний предмет;
уметь объединять предметы в логические пары (кисть-краска, цветок-ваза);
уметь объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме.
отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»
подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая);
Математика.
показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много;
уметь группировать предметы по цвету, размеру, форме;
показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
показывать, что находится вверху и внизу от него;
находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;
сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;
сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).
узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал;
понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо;
понимать смысл слов: «утро», «день», «вечер», «ночь»;
уметь считать от3 до 5 и показывать соответствующее количество пальцев рук;
знать основные цвета;
Развитие речи.
Показывать и проговаривать как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.;
Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит);
После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке;
Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда;
Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за;
понимать речь взрослого;
повторять за взрослым звуки, слова и предложения;
уметь отвечать на вопросы взрослого;
знать несколько сказок и уметь их пересказывать;
внятно произносить гласные звуки: а, о, у, э, ы, и;
уметь пользоваться вежливой формой обращения;
уметь управлять силой голоса, говорить тихо – громко;
Окружающий мир.
назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки;
сказать, сколько ему лет;
назвать город, в котором он живет;
различить и назвать привычные бытовые предметы;
называть время года, различить и назвать погодные явления;
назвать несколько профессий;
уметь самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
соблюдать элементарные правила поведения в детском саду;
знать и различать диких и домашних животных, называть их детёнышей, знать где живут и чем питаются;
знать названия 3- 4 птиц (воробей, сорока, ворона);
знать названия 3-4 насекомых (пчела, бабочка, комар);
знать названия 3-4 рыб (сом, акула, кит);
знать названия 3-4 цветов (ромашка, роза, тюльпан);
различать и называть фрукты, овощи, ягоды, грибы, иметь о них элементарные представления;
иметь представления о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы;
владеть знаниями о правилах безопасности;
знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;
Мелкая моторика рук
умет правильно держать в руке карандаш, кисть;
обводить простые и лёгкие рисунки;
уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;
раскрашивать рисунок, не выходя за границы;
лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между собой;
уметь выполнять несложную аппликацию;
уметь работать с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по намеченному контуру;
уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, кнопки, липучки;
уметь продевать шнурок в отверстия и завязывать узлы;
перебирать мелкие предметы;
обводить пунктирные линии.
Художественно-эстетическое развитие.
проявлять интерес и эмоциональную отзывчивость при знакомстве с произведениями искусства, литературы, музыки, живописи;
уметь слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые мелодии;
замечать изменения ритма и громкости звучания музыки;
запоминать и воспроизводить несколько ритмов, движений под музыку;
уметь исполнять несколько песенок;
знать названия некоторых музыкальных инструментов;
уметь играть на простых музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, погремушка) под музыку;
самостоятельно создавать аппликации, рисунки, фигурки и композиции из пластилина и природных материалов, стремясь сделать их красиво и аккуратно.
Нормы навыков самообслуживания.
самостоятельно одевать вещи;
правильно пользоваться столовыми приборами;
аккуратно умываться и мыть руки;
самостоятельно пользоваться носовым платком, салфеткой и туалетной бумагой;
высмаркивать нос;
выполнять простые поручения по дому, по хозяйству.