СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности детей в возрасте 3 - 4 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший дошкольный возраст - это важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходят большие изменения в отношении между ребенком и взрослым, другими детьми, окружающим миром.

Возрасту 3-4 года нужно уделять особое внимание, по тому что, в этот период можно столкнуться с определенными психологическими кризисами, которые помогают ребенку осознавать себя как отдельного человека. Родителю необходимо знать об особенностях проявляющихся в поведении ребенка в этом возрасте, чтобы помочь правильному развитию.

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности детей в возрасте 3 - 4 лет»

Младший дошкольный возраст - это важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходят большие изменения в отношении между ребенком и взрослым, другими детьми, окружающим миром.

Возрасту 3-4 года нужно уделять особое внимание, по тому что, в этот период можно столкнуться с определенными психологическими кризисами, которые помогают ребенку осознавать себя как отдельного человека. Родителю необходимо знать об особенностях проявляющихся в поведении ребенка в этом возрасте, чтобы помочь правильному развитию.


Особенности детей в возрасте 3-4 года

В возрасте 3-4 года проявляется особенность, так называемая «кризис трех лет». В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности, четко отстаивают свои позиции, противореча взрослым. Это касается и тех детей, которые раньше во всем слушали родителей. В это время нужно дать немного самостоятельности, а не пытаться успокоить ребенка.

Проявляется интерес к окружающему миру. Ребенка интересует все, что происходит вокруг него, и он начинает задавать много вопросов. Память детей этого возраста образная и они запоминают в основном моменты, связанные с какой-то эмоционально окрашенной деятельностью. Хорошо запоминаются эпизоды, в которых ребенок принимал непосредственное отношение.

В это время ребенок начинает наблюдать, понимать некоторые правила общения с другими детьми. Внимание не концентрируется долго на одном предмете или человеке, а перемещается с одного предмета на другой.


Возрастные психологические особенности.

От ребенка в возрасте 3-4 года можно слышать фразу «Я сам». Да, неожиданно для родителей он начинает пробовать выполнять многие действия самостоятельно, без помощи взрослого. Бывает, что очень остро реагирует, если родители пытаются его опекать и каким-либо образом помогать ему. Именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя как самостоятельного человека, отделяют себя от родителей и понимают, что могут выполнять действия самостоятельно.

Здесь очень важная задача родителей - помочь своему ребенку во всех начинаниях. Значимой частью является поощрять его и помогать правильно, делать что либо, а не наоборот критиковать его действия. Необходимо подчеркивать все достижения ребенка, это придаст уверенности в собственных силах.

Ребенку очень важно ощущать заботу и поддержку в этом возрасте и он должен доверять находящимся рядом близким.


Развитие ребёнка 3-4 года.

В 3-4 года ребёнок очень быстро всё схватывает например часто произносимые фразы родителей ребёнок скорее всего будет также произносить, повторяя не только слова , но и движения , которые демонстрируют взрослые. В таком возрасте самой лучшей формой обучения является игровая, поэтому большая часть занятий по математике, развитию речи или другой деятельности , преподносятся в виде игр.


Рекомендуемые занятия детям в возрасте 3-4 года.

Обязательно нужно развивать детей данного возраста. Для этого нужно учить его, проводить определённые занятия необходимо давать определённый набор заданий, который доступен ребёнку в это время, но не стоит давать то, что он не сможет понять в столь раннем возрасте.

В возрасте трёх лет можно развивать математические способности. Уместно будет научить его считать до трёх, объяснить основные понятия противоположные по смыслу: широкий – узкий , длинный – короткий , много – мало; разучить основные цвета, формы и фигуры. Также можно научить сравнивать разные объекты по основным признакам.

Занятия для детей 3-4 лет должны быть направлены на развитие логического мышления. Для этого можно собирать картинки, состоящие из 3-4 частей. Пазлы с большим количеством деталей давать детям в этом возрасте не рекомендуется. Также, можно предлагать ребёнку находить лишние предметы и отличия на картинке.

Большую роль в развитии ребёнка имеют занятия по развитию речи. В возрасте 3-4 лет нужно учить детей самостоятельно формулировать простые предложения и описывать события или предметы. Нужно рассказывать ребёнку о признаках, по своим свойственным предметам и животным. Достаточно, если малыш называет хотя бы по одной характеристике.

Занятия могут быть направлены на изучение : домашних и диких животных ; основных видов насекомых, птиц, рыб. Необходимо заложить понятие о фруктах, овощах, ягодах и грибов. Также ребёнок должен различать природные явления, такие как дождь, ветер, снег.


Что должен знать и уметь ребенок в 4 года:

Внимание и память

  • выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10 – 15 минут;

  • находить отличия между похожими картинками;

  • уметь находить одинаковые предметы из ряда подобных;

  • уметь находить фрагменты картинок;

  • запоминать и воспроизводить несколько слов, движений, ритмов;

  • уметь рассказывать короткую сказку по памяти;

  • знать наизусть несколько небольших стихотворений;

  • запомнить 5-8 картинок в течение 1-2 минут;

  • узнавать на ощупь различные предметы;

  • узнавать предметы по вкусу и запаху;

  • воспроизводить события текущего и прошедшего дня;

Логическое мышление.

  • уметь складывать картинку из 2-4 частей;

  • уметь находить лишний предмет;

  • уметь объединять предметы в логические пары (кисть-краска, цветок-ваза);

  • уметь объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме.

  • отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»

  • подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая);

Математика.

  • показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много;

  • уметь группировать предметы по цвету, размеру, форме;

  • показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

  • показывать, что находится вверху и внизу от него;

  • находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;

  • сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;

  • сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).

  • узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал;

  • понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо;

  • понимать смысл слов: «утро», «день», «вечер», «ночь»;

  • уметь считать от3 до 5 и показывать соответствующее количество пальцев рук;

  • знать основные цвета;

Развитие речи.

  • Показывать и проговаривать как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.;

  • Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит);

  • После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке;

  • Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда;

  • Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за;

  • понимать речь взрослого;

  • повторять за взрослым звуки, слова и предложения;

  • уметь отвечать на вопросы взрослого;

  • знать несколько сказок и уметь их пересказывать;

  • внятно произносить гласные звуки: а, о, у, э, ы, и;

  • уметь пользоваться вежливой формой обращения;

  • уметь управлять силой голоса, говорить тихо – громко;

Окружающий мир.

  • назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки;

  • сказать, сколько ему лет;

  • назвать город, в котором он живет;

  • различить и назвать привычные бытовые предметы;

  • называть время года, различить и назвать погодные явления;

  • назвать несколько профессий;

  • уметь самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;

  • соблюдать элементарные правила поведения в детском саду;

  • знать и различать диких и домашних животных, называть их детёнышей, знать где живут и чем питаются;

  • знать названия 3- 4 птиц (воробей, сорока, ворона);

  • знать названия 3-4 насекомых (пчела, бабочка, комар);

  • знать названия 3-4 рыб (сом, акула, кит);

  • знать названия 3-4 цветов (ромашка, роза, тюльпан);

  • различать  и называть фрукты, овощи, ягоды, грибы, иметь о них элементарные представления;

  • иметь представления о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы;

  • владеть знаниями о правилах безопасности;

  • знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;

Мелкая моторика рук

  • умет правильно держать в руке карандаш, кисть;

  • обводить простые и лёгкие рисунки;

  • уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;

  • раскрашивать рисунок, не выходя за границы;

  • лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между собой;

  • уметь выполнять несложную аппликацию;

  • уметь работать с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по намеченному контуру;

  • уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, кнопки, липучки;

  • уметь продевать шнурок в отверстия и завязывать узлы;

  • перебирать мелкие предметы;

  • обводить пунктирные линии.

  • Художественно-эстетическое развитие.

  • проявлять интерес и эмоциональную отзывчивость при знакомстве с произведениями искусства, литературы, музыки, живописи;

  • уметь слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые мелодии;

  • замечать изменения ритма и громкости звучания музыки;

  • запоминать и воспроизводить несколько ритмов, движений под музыку;

  • уметь исполнять несколько песенок;

  • знать названия некоторых музыкальных инструментов;

  • уметь играть на простых музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, погремушка) под музыку;

  • самостоятельно создавать аппликации, рисунки, фигурки и композиции из пластилина и природных материалов, стремясь сделать их красиво и аккуратно.

  • Нормы навыков самообслуживания.

  • самостоятельно одевать вещи;

  • правильно пользоваться столовыми приборами;

  • аккуратно умываться и мыть руки;

  • самостоятельно пользоваться носовым платком, салфеткой и туалетной бумагой;

  • высмаркивать нос;

  • выполнять простые поручения по дому, по хозяйству.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!