«Возрастные особенности формирования мотивации»
Подготовила:
Горлова Г.И.
«Прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее» Л.С. Выготский
Мотивация - сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способ осуществления деятельности.(Л. И. Божович)
- Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
- Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность.(Л.И. Божович)
- Мотив учебной деятельности – все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.д..
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА)
Младший школьный возраст
Средний школьный возраст
К началу обучения в школе у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению. Мотивы дошкольников выражаются в формуле «стремление к положению школьника». У ребенка ярко проявляется потребность посещать школу, носить форму, ранец, выполнять общественные поручения в классе. Иными словами, у него проявляется потребность занять новое положение среди окружающих. Психологи называют это «субъективной готовностью к школе». Но существует и «объективная готовность» — это тот уровень знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу. У современного семилетнего ребенка уровень субъективной готовности к школе несколько снижен, а уровень объективной готовности повышен. Все это значительно усложняет работу по формированию мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Старший школьный возраст
В подростковом возрасте укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. У большинства подростков интерес к фактам дополняется интересом к закономерностям. Характерен интерес к способам приобретения знаний. Это основывается на стремлении ребенка быть взрослым. Развиваются мотивы самообразования. Но самые существенные сдвиги происходят в социальных мотивах подростков. Как отмечал В.А.Сухомлинский, главное в подростковом возрасте состоит в том, что школьник становится гражданином. Он стремится занять позицию «взрослого человека» в отношениях с окружающими, желает понять другого человека и быть понятым, ищет контакты с другими людьми. В этом возрасте ребенок вплотную подходит к осознанию своих мотивов учения и поведения.
У старших школьников главными становятся мотивы, определяемые представлениями о своем будущем. В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Происходит рождение новых мотивов — профессиональных. Они и начинают преобладать. Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам теоретического и творческого мышления. Существенно развиваются мотивы самообразования. Очень возрастает роль широких социальных мотивов, однако не у всех школьников. У значительной части проявляются элементы социальной незрелости, иждивенчества и потребительства. Большую роль играют мотивы отношений со сверстниками и учителями: •старшеклассники болезненно реагируют на неприятие себя в коллективе, стабилизируются отношения с учителями. Вместе с тем возрастает требовательность и критичность к учителю и его оценке. В целом в этом возрасте наблюдается общее положительное отношение к учению.
Факторы, благоприятствующие мотивации учения («Что способствует мотивации?»)
Младший школьный возраст
Средний школьный возраст
- положительное в целом отношение ребенка к школе;
- широта его интересов;
- любознательность.
Старший школьный возраст
- потребность во взрослости;
- общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и детьми;
- стремление подростка осознать себя как личность, потребность в самоутверждении и самовыражении;
- стремление к самостоятельности;
- увеличение широты и разнообразия интересов, их дифференцированность;
- возрастная устойчивость интересов;
- развитие специальных способностей.
- потребность в жизненном самоопределении и обращенность
планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
-становление социальных мотивов гражданского долга;
-тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения;
- потребность в осознании себя как целостной личности. Оценке своих возможностей в выборе профессии, в осознании своей жизненной позиции;
- необходимость самоограничения;
- становление целеполагания;
- интерес ко всем формам самообразования;
- избирательность познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии;
- устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.
Факторы, препятствующие мотивации учения («Что мешает мотивации учения?»)
Младший школьный возраст
Средний школьный возраст
- ситуативность и неустойчивость интересов. Без поддержки учителя они немедленно угасают;
- малоосознанность интересов. Младший школьник не знает, что ему нравится в предмете и не может этого объяснить;
- слабая обобщенность интересов;
- все интересы ориентированы чаще всего только на результат учения, но не на способы учебной деятельности.
Старший школьный возраст
- подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя;- негативизм в оценках;
- внешнее безразличие к оценке и мнению учителя
- отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, воспроизводящим видам работы;
- непонимание связи учебных предметов с возможностью их использования в будущем;
- избирательный интерес к учебным предметам;
- поверхностность и разбросанность интересов;
- неустойчивость интересов.
- устойчивый интерес к одним предметам в ущерб другим;
- неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
- отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
- сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;
- недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
- образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
- организацией образовательного процесса;
- субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
- субъектными особенностями педагога;
- спецификой учебного предмета;
- системой отношения педагога к ученику и к учебному процессу.
Воспитанию положительной мотивации учения может способствовать:
- общая атмосфера в школе и классе, включенность ученика в разные виды деятельности;
- выстраивание отношений сотрудничества учителя и учащегося;
- помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на решение проблемы;
- привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки;
- поощрять поиск новых способов своей работы и тем самым способствовать становлению основ учебно-познавательных мотивов;
- умелое применение учителя поощрения и порицания:
- для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания;
- понимание, что в случае отрицательной мотивации ребенком движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки. Человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции.
Кроме того, формированию мотивации способствуют:
- необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся;
- эмоциональность речи учителя;
- познавательные игры, ситуации спора и дискуссии;
- занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты);
- анализ жизненных ситуаций;
- разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни;
- занимательные задачи (на "соображение", "на догадку", головоломки, нестандартные задачи, интересные литературные произведения, творческие задачи);
- расширение самостоятельности в учебной работе;
- внеклассная работа: тематематические кружки, факультативные занятия, экскурсии, олимпиады, творческие и классные вечера.