СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности формирования мотивации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности формирования мотивации»

«Возрастные особенности формирования мотивации» Подготовила: Горлова Г.И.

«Возрастные особенности формирования мотивации»

Подготовила:

Горлова Г.И.

«Прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее»  Л.С. Выготский

«Прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее» Л.С. Выготский

Мотивация -  сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способ осуществления деятельности.(Л. И. Божович) Мотива́ция  (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.  Мотив  — это то, ради чего осуществляется деятельность.(Л.И. Божович)  Мотив учебной деятельности – все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.д..

Мотивация -  сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способ осуществления деятельности.(Л. И. Божович)

  • Мотива́ция  (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
  • Мотив  — это то, ради чего осуществляется деятельность.(Л.И. Божович)
  • Мотив учебной деятельности – все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.д..

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА)

Младший школьный возраст

Средний школьный возраст

К началу обучения в школе у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению. Мотивы дошкольников выражаются в формуле «стремление к положению школьника». У ребенка ярко проявляется потребность посещать школу, носить форму, ранец, выполнять общественные поручения в классе. Иными словами, у него проявляется потребность занять новое положение среди окружающих. Психологи называют это «субъективной готовностью к школе». Но существует и «объективная готовность» — это тот уровень знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу. У современного семилетнего ребенка уровень субъективной готовности к школе несколько снижен, а уровень объективной готовности повышен. Все это значительно усложняет работу по формированию мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Старший школьный возраст

В подростковом возрасте укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. У большинства подростков интерес к фактам дополняется интересом к закономерностям. Характерен интерес к способам приобретения знаний. Это основывается на стремлении ребенка быть взрослым. Развиваются мотивы самообразования. Но самые существенные сдвиги происходят в социальных мотивах подростков. Как отмечал В.А.Сухомлинский, главное в подростковом возрасте состоит в том, что школьник становится гражданином. Он стремится занять позицию «взрослого человека» в отношениях с окружающими, желает понять другого человека и быть понятым, ищет контакты с другими людьми. В этом возрасте ребенок вплотную подходит к осознанию своих мотивов учения и поведения.

У старших школьников главными становятся мотивы, определяемые представлениями о своем будущем. В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Происходит рождение новых мотивов — профессиональных. Они и начинают преобладать. Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам теоретического и творческого мышления. Существенно развиваются мотивы самообразования. Очень возрастает роль широких социальных мотивов, однако не у всех школьников. У значительной части проявляются элементы социальной незрелости, иждивенчества и потребительства. Большую роль играют мотивы отношений со сверстниками и учителями: •старшеклассники болезненно реагируют на неприятие себя в коллективе, стабилизируются отношения с учителями. Вместе с тем возрастает требовательность и критичность к учителю и его оценке. В целом в этом возрасте наблюдается общее положительное отношение к учению.

Факторы, благоприятствующие мотивации учения («Что способствует мотивации?»)

Младший школьный возраст

Средний школьный возраст

- положительное в целом отношение ребенка к школе;

- широта его интересов;

- любознательность.

Старший школьный возраст

- потребность во взрослости;

- общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и детьми;

- стремление подростка осознать себя как личность, потребность в самоутверждении и самовыражении;

- стремление к самостоятельности;

- увеличение широты и разнообразия интересов, их дифференцированность;

- возрастная устойчивость интересов;

- развитие специальных способностей.

- потребность в жизненном самоопределении и обращенность

планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;

-становление социальных мотивов гражданского долга;

-тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения;

- потребность в осознании себя как целостной личности. Оценке своих возможностей в выборе профессии, в осознании своей жизненной позиции;

- необходимость самоограничения;

- становление целеполагания;

- интерес ко всем формам самообразования;

- избирательность познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии;

- устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.

Факторы, препятствующие мотивации учения («Что мешает мотивации учения?»)

Младший школьный возраст

Средний школьный возраст

- ситуативность и неустойчивость интересов. Без поддержки учителя они немедленно угасают;

- малоосознанность интересов. Младший школьник не знает, что ему нравится в предмете и не может этого объяснить;

- слабая обобщенность интересов;

- все интересы ориентированы чаще всего только на результат учения, но не на способы учебной деятельности.

Старший школьный возраст

- подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя;- негативизм в оценках;

- внешнее безразличие к оценке и мнению учителя

- отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, воспроизводящим видам работы;

- непонимание связи учебных предметов с возможностью их использования в будущем;

- избирательный интерес к учебным предметам;

- поверхностность и разбросанность интересов;

- неустойчивость интересов.

- устойчивый интерес к одним предметам в ущерб другим;

- неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;

- отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;

- сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;

- недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:   образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); субъектными особенностями педагога; спецификой учебного предмета; системой отношения педагога к ученику и к учебному процессу.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

  • образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
  • организацией образовательного процесса;
  • субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
  • субъектными особенностями педагога;
  • спецификой учебного предмета;
  • системой отношения педагога к ученику и к учебному процессу.

Воспитанию положительной мотивации учения может способствовать:

  • общая атмосфера в школе и классе, включенность ученика в разные виды деятельности;
  • выстраивание отношений сотрудничества учителя и учащегося;
  • помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на решение проблемы;
  • привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки;
  • поощрять поиск новых способов своей работы и тем самым способствовать становлению основ учебно-познавательных мотивов;    
  • умелое применение учителя поощрения и порицания:
  • для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания;
  • понимание, что в случае отрицательной мотивации ребенком движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки. Человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции.
Кроме того, формированию мотивации способствуют:   необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты); анализ жизненных ситуаций; разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни; занимательные задачи (на

Кроме того, формированию мотивации способствуют:

  • необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся;
  • эмоциональность речи учителя;
  • познавательные игры, ситуации спора и дискуссии;
  • занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты);
  • анализ жизненных ситуаций;
  • разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни;
  • занимательные задачи (на "соображение", "на догадку", головоломки, нестандартные задачи, интересные литературные произведения, творческие задачи);
  • расширение самостоятельности в учебной работе;
  • внеклассная работа: тематематические кружки, факультативные занятия, экскурсии, олимпиады, творческие и классные вечера.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!