СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВПР 2025 по русскому языку. Пробный вариант 1. 10 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: 100ballnik.com

Просмотр содержимого документа
«ВПР 2025 по русскому языку. Пробный вариант 1. 10 класс.»

ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 10 КЛАСС

Часть 1

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–2.


Текст 1

(1)У каждого из нас бывает иногда чувство, что его силы приходят к концу, что он «больше не может»: «жизнь так тягостна, так унизительна и ужасна, что переносить её дальше нельзя»... (2)Но время идёт; оно приносит новые трудности  – и мы выносим их. (3)Мы справляемся с __________________, не примиряясь, и сами не знаем потом, как мы могли пережить и перенести произошедшее. (4)Иллюзия «невозможности» рассеивается при приближении к событиям, __________________ душа черпает откуда-то новые силы, и люди живут дальше, от времени до времени снова впадая в ту же иллюзию.

(По И.А. Ильину)


1. Подберите и запишите на месте пропуска в предложении 3 синоним к слову «трудности»
из предложения 2.

2. Подберите и запишите эпитет к слову «душа» из предложения 4. Объясните свой выбор двумя-тремя предложениями.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Плодоносить, прибыв, клала, эксперт.

4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

А) речевая избыточность

Б) нарушение лексической сочетаемости

В) неправильное употребление фразеологического оборота

ПРИМЕРЫ

1) Тёма сказал: «Переедешь в Москву – будешь как хлеб в масле кататься».

2) Новый учитель русского языка произвёл на учеников хорошее впечатление.

3) Папа привёз нам с братом из командировки памятные сувениры.

4) Физическая активность имеет большую роль в жизни человека.

5) «Дима, прекрати бить баклуши, займись делом!» – крикнула мама, уходя на работу.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ

А

Б

В




5. Определите, какая(-ие) лексическая(-ие) единица(-ы) (синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т. п.) использована(-ы) в приведённом предложении.

Бенедикт вздохнул: на работу пора; запахнул зипун, заложил дверь избы деревянным брусом и еще палкой подоткнул. Красть в избе нечего, но уж так он привык. (По Т. Толстой)

6. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1) В дедушкиной домашней библиотеке хранится свыше четыреста книг.

2) Мама привезла мне из деревни пять килограммов клубники.

3) Переходишь дорогу – посмотри по обоим сторонам.

4) Все заняты делом: мама гладит вещи, я пылесошу, папа моет машину.

7. Выпишите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова.

З..лотые листья, пр..ехать в деревню, подж..г дóма, зам..реть от восторга, баш..нка из кубиков, быстрая пл..вчиха, удобное кресл..це, заг..рать на пляже, проб..раться сквозь чащу, ярос..ный крик, темноволосая девч..нка, зелёная тр..вка, расст..лить скатерть, пр..зидент России, водный б..ланс.

8. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

1) Я посмотрел в(даль) и увидел на вершине горы дом.

2) Дима готовился к олимпиаде (в)продолжение нескольких месяцев.

3) Мой отец работает учителем. Когда я вырасту, я так(же) стану педагогом.

4) Дети оделись (по)зимнему и отправились в парк, чтобы покататься с горок.

5) Мы подошли к театру, и гид сказал нам посмотреть (на)верх колонны.

6) Родители решили поговорить со мной (на)счёт поступления в университет.

7) Катя была образова(н,нн)а и интеллигентна.

8) Липецкая область была образова(н,нн)а в 1954 году.

Часть речи выделенного слова

Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)


Имя существительное / имя существительное с предлогом

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________




Имя прилагательное

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________




Наречие

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________




Причастие

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________




Предлог

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________




Союз

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________




Часть 2

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9–14.


Текст 2

(1)Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. (2)От настоящего не останется ничего… (3)А на самом деле оказалось всё иначе. (4)Мои сверстники остались со мной. (5)Не все, конечно: многих унесла смерть. (6)И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. (7)Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. (8)Подлинные друзья приобретаются в молодости. (9)Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только её подруги по гимназии. (10)У отца друзья были его сокурсники по институту. (11)И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. (12)Молодость – это время сближения. (13)И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. (14)В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. (15)Неразделённая радость – не радость. (16)Человека портит счастье, если он переживает его один. (17)Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. (18)Горе человеку, если он один.

(19)Поэтому берегите молодость до глубокой старости. (20)Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. (21)Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. (22)Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. (23)Навыки в труде – тоже. (24)Привык к работе – работа вечно будет доставлять радость. (25)А как это важно для человеческого счастья! (26)Нет несчастнее человека, вечно избегающего труда, усилий…

(27)Как в молодости, так и в старости. (28)Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

(29)И ещё. (30)Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». (31)В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. (32)Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

(По Д.С. Лихачёву)

9. Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.

10. Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

1) Мир (предложение 1) – область, сфера деятельности людей.

2) Окружать (предложение 1) – составлять чью-нибудь среду, находиться в числе тех, с кем кто-нибудь постоянно общается.

3) Верный (предложение 6) – преданный, надёжный, прочный, стойкий.

4) Переживать (предложение 16) – за кого-что. Волноваться, беспокоиться о ком-чём-нибудь (разг.).

5) Работа (предложение 24) – продукт труда, готовое изделие, произведение.

11. Определите логическую связь между предложениями 1, 2, 3 / 4, 5, 6, 7 / 8.

1) тезис / аргумент / контраргумент

2) общая мысль / её конкретизация / аргумент

3) тезис / доказательство / вывод

4) общая мысль / причина / следствие

12. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором текста.

13. Определите по лексическому значению, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Повтор одного и того же слова или словосочетания в одной и той же форме в разных частях предложения, текста». Приведите три примера этого изобразительно-выразительного средства: два примера из текста, а третий – собственный. Запишите их.

14. Напишите фрагмент сочинения (не более 5 предложений), подобрав из текста два примера-иллюстрации, подтверждающих следующий тезис: «Молодость – это время, когда человек встречает настоящих друзей и приобретает важные привычки и навыки, которые сохранятся на всю жизнь».

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя