ВПР. Биология. 6 класс (концентрическая программа). Образец
Проверочная работа по БИОЛОГИИ
- КЛАСС
(концентрическая программа)
Образец
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом. Разрешается использовать линейку.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
В
образце представлено два примера задания 5. В реальных вариантах проверочной работы на этой позиции будет предложено только одно задание.
Таблица для внесения баллов участника
На представленном ниже рисунке учащийся зафиксировал в виде схемы один из процессов жизнедеятельности растений. Рассмотрите схему и ответьте на вопросы.
1.1. Как называют данный процесс?
Ответ: ____________________________________________________
1.2. Знание в области какой ботанической науки позволит учащемуся изучить данный процесс?
Ответ: ____________________________________________________
1.3. Какой клеточный пигмент обеспечивает данный процесс?
Ответ: ____________________________________________________
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
Образовательная ткань | камбий |
Покровная ткань | … |
2.1. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
-
кожица
-
сосуды
-
ситовидные трубки
-
древесные волокна
Ответ:
2.2. Какую функцию выполняет камбий у растений?
Ответ. _______________________________________________________________________ Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Размножение растений
Жизнь на Земле существует благодаря размножению организмов. При _________(А) размножении потомство имеет наследственность сходную с родительской. Бесполое размножение происходит с помощью________(Б) или вегетативных органов. Половое размножение сопровождается образованием __________(В) и оплодотворением. Потомство, полученное при половом размножении, обладает более разнообразной наследственной информацией в сравнении с наследственностью каждого из родителей.
Список слов:
-
спора
-
гамета
-
корень
-
бесполое
-
половое
-
вегетативное
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Рассмотрите изображение цветка и выполните задания.
-
Покажите стрелками и подпишите на рисунке чашелистик, пыльник, завязь.
-
Какую функцию в цветке выполняет завязь?
Ответ: __________________________________________________________________________
-
Назовите клетку, которая образуется в завязи.
О
твет: __________________________________________________________________________ Рассмотрите изображение листа сирени и опишите его по следующему плану: форма листа, жилкование листа, тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части.
Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Форма листа
1) перисто-лопастная | 2) перисто-раздельная |
3) перисто-рассечённая | 4) цельная |
Б. Жилкование листа
| | | |
1) параллельное | 2) дуговидное | 3) пальчатое | 4) перисто-сетчатое |
В. Тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части
Длина равна ширине или немного её превышает. | |
1) широкояйцевидный | 2) округлый | 3) обратно-широкояйцевидный |
Длина превышает ширину в 1,5–2 раза. | |
4) яйцевидный | 5) овальный | 6) обратно-яйцевидный |
Впишите в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами.
Ответ:
ИЛИ
Р
ассмотрите изображение побега черной смородины и опишите его по следующему плану: жизненная форма, тип соцветия, листорасположение.
Б. Тип соцветия
1) метёлка | 2) головка | 3) сложный колос |
4) серёжка (колос) | 5) корзинка | 6) кисть |
В. Листорасположение
| | | |
1) прикорневая розетка | 2) очерёдное | 3) супротивное | 4) мутовчатое |
Впишите в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами.
Ответ:
Что из перечисленного относят к видоизмененным корням?
-
корневище
-
клубень
-
корнеплод
-
луковица
Ответ.
Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов.
Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.
Список слов:
-
Покрытосеменные (цветковые)
-
Ромашка аптечная
-
Ромашки
-
Растения
-
Двудольные
Царство | Отдел | Класс | Род | Вид |
| | | | |
-
Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ РАСТЕНИЙ ОТДЕЛЫ
А) cемяпочки развиваются в завязи пестика 1) Голосеменные
Б) размножаются не только половым, 2) Покрытосеменные но и вегетативным способом
В) орган размножения – цветок
Г) семяпочки лежат на чешуйках шишек
Д) среди жизненных форм отсутствуют травы
Е) семя содержит одну или две семядоли
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
-
Приведите по три примера растений, относящихся к указанным отделам. Запишите их названия в таблицу.
Голосеменные | Покрытосеменные |
| |
| |
| |
Верны ли следующие суждения о папоротникообразных?
А. Особенно богаты папоротниками влажные тропические и субтропические леса.
Б. Каменный уголь образовался из древних вымерших папоротникообразных.
-
верно только А
-
верно только Б
-
оба суждения верны
-
оба суждения неверны
Ответ.
Перед вами изображены шесть представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы. Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой гриппы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.
Капуста Сосна Картофель
Яблоня Ольха Мох сфагнум
Номер группы | Какое основание позволило разделить растения? | Как называется данная группа растений? | Какие растения относятся к данной группе? |
Группа 1 | | | |
Группа 2 | | |
Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 4.3, 6, 9 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на задание 3, 5 и 8.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Правильный ответ на задание 7 оценивается 2 баллами. Если в ответе переставлены местами два элемента, выставляется 1 балл, более двух элементов – 0 баллов.
Номер задания | | Правильный ответ | |
1.1 | | фотосинтез | |
1.2 | | физиологии растений | |
1.3 | | хлорофилл | |
2.1 | | 1 | |
3 | | 412 | |
4.3 | | яйцеклетка | |
5 | | 444 | 262 | |
6 | | 3 | |
7 | Царство | Отдел | Класс | Род | Вид |
Растения | Покрытосеменные | Двудольные | Ромашки | Ромашка аптечная |
| ИЛИ | |
Царство | | Отдел | Класс | Род | | Вид |
4 | | 1 | 5 | 3 | | 2 |
8.1 | | 222112 | |
9 | | 3 | |
2.2. Какую функцию выполняет камбий у растений?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать указание функции, например: увеличение размеров растения ИЛИ увеличение стебля и корня в диаметре | |
Правильно указана функция | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
4.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке чашелистик, пыльник, завязь.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
Верно подписаны три части цветка | 2 |
Верно подписаны только две части цветка | 1 |
Верно подписана только одна часть цветка. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
4.2. Какую функцию в цветке выполняет завязь?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать указание функции, например: защита семязачатка от высыхания ИЛИ, защита от низких температур, ИЛИ защита от поедания насекомыми | |
Правильно указана функция | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
8.2. Приведите по три примера растений, относящихся к указанным отделам. Запишите их названия в таблицу.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать по три примера растений, относящихся к отделам Голосеменные и Покрытосеменные | |
Правильно указано по три примера растений в каждом отделе | 2 |
Правильно указано два-три примера растений, относящихся к одному отделу, и два примера растений, относящихся к другому отделу | 1 |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Перед вами изображены шесть представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы. Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой гриппы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: -
основание – выведение человеком для получения пищевых продуктов; -
группа 1 – культурные растения: капуста, яблоня, картофель; -
группа 2 – дикорастущие растения: ольха, сосна, мох сфагнум | |
Правильно заполнены пять ячеек таблицы | 3 |
Без ошибок заполнены только четыре любые ячейки таблицы | 2 |
Без ошибок заполнены только три любые ячейки таблицы | 1 |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный первичный балл − 24.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–9 | 10–14 | 15–19 | 20–24 |
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки