Тема: «Вредные привычки и их влияние на человека»
Цель: обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).
Задачи:
- отработка умений формирования собственного суждения на проблему, развитие навыков анализа различных ситуаций;
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- формирование здорового образа жизни.
Форма занятия: комбинированное.
Материально-техническое обеспечение: раздаточный материал, мультимедиа проектор, карточки с разрезанными частями пословиц и поговорок, рисунки.
Ход занятия
1. Вступительное слово воспитателя.
Здравствуйте!
Когда люди, приветствуя друг друга, говорят: «Здравствуйте!», какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни: активно двигаться, правильно питаться, соблюдать режим труда и отдыха, личную гигиену, отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить на занятии.
В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!
Сообщения воспитанников
Из истории табака.
Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление «зелья табачища» рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили.
Из истории алкоголя.
Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. «Алкоголь» по-арабски значит «одурманивающий». Он относится к группе нейродепрссантов - веществ, которые угнетают деятельность центров мозга, уменьшают поступление кислорода в мозг, что приводит к ослаблению деятельности мозга и, в свою очередь, к плохой координации движений, сбивчивой речи, нечеткости мышления потере внимания, способности логически мыслить и принимать верные решения, вплоть до невменяемости.
Статистика показывает, что большинство утонувших находились в состоянии опьянения, каждое пятое дорожно-транспортное происшествие связано с алкоголем, пьяная ссора - самая популярная причина убийства, а шатающийся человек рискует быть ограбленным в первую очередь.
Фильм «О вредных привычках»
Воспитатель: Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива? Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек? Как предостеречь от вредных соблазнов?
Сейчас мы это узнаем. Нам нужно выбрать жюри, которое будет оценивать работу команд. Предлагаю это сделать гостям занятия и разделится на две команды (можно по рядам)
Даю 1 минуту на обдумывание названия команд. Приступаем к работе.
На эти вопросы попытайтесь ответить в группах. Работа в группах по направлениям:
причины курения;
последствия курения;
меры для предупреждения курения;
причины употребления алкоголя, пива;
последствия употребления алкоголя, пива;
меры для предупреждения употребления алкоголя.
Работаем 5 минут.
Краткие выступления обучающихся и комментарии воспитателя. Результаты работы оформляются на доске (раздаточный материал - бумага).
Примерные ответы обучающихся:
Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя: любопытство, желание быть принятым в группе «взрослых сверстников», быть «крутым», «легкое» общение, заниженная самооценка, неумение отдыхать без допинга, неумение отказать, удовольствие, развлечение, пример друзей и взрослых, наличие свободных денег, влияние кино, телевидения, рекламы, баловство, уйти от проблем.
Последствия табакокурения: хронический бронхит, раковые заболевания легких, гортани, хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике, спазм артерий, инфаркт, инсульт, память и внимание ослабевают, работоспособность понижается, нарушения вкусовых ощущений, обоняния.
Последствия употребления алкоголя: психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности), гибель клеток головного мозга, снижение памяти, сердечно - сосудистые заболевания, инфаркт, заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит, снижение иммунитета, раннее старение (особенно девушек).
Меры для предупреждения: запрет продажи сигарет и алкоголя вообще или до 21 года, запрет рекламы сигарет, введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах, получение достоверной информации о вреде.
Итак, конкурс пословиц.
В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц; начало каждой из них написано на одном листе, конец – на другом. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Работаем 5 минут.
Пословицы:
Хмель шумит, | а ум молчит.
Дали вина, | так и стал без ума.
Пьяному море по колено, | а лужи по уши.
И худой квас лучше | хорошей водки.
Кто вино любит, | тот сам себя губит.
Работа денежки копит, | хмель их топит.
Вино полюбил – | семью разорил.
Водка и труд | рядом не идут.
Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.
Невинно вино, | но проклято пьянство.
Проверка правильности ответов, фиксация количества баллов.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру, которая называется «буриме». Я предлагаю вам готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение. Время работы 5 минут.
Пример:
Если хочешь долго жить,
Умей не пить и не курить!
Здоровый образ жизни моден,
От куренья стань свободен.
Алкоголь нам всем опасен,
Без него наш мир прекрасен.
Давайте люди всех планет
Вредным привычкам скажем: «Нет»!
Конкурс рисунка «В здоровом теле - здоровый дух»
Итак, наша занятие подходит к завершению.
Беседа с воспитанниками о усвоении занятия.
Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей.
Полюбите себя: свой Мозг, свою Печень, своё Сердце - они живые, они страдают, болеют, задыхаются! Давайте не будем рабами вредных привычек!
Наш совет: «Никогда не курить! Никогда не пить! Никогда не употреблять наркотические и токсические вещества»!