СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Все дороги ведут в храм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа - исследование истории храма Параскевы Пятницы в селе Панино Спасского района Рязанской области

Просмотр содержимого документа
«Все дороги ведут в храм»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Панинская основная общеобразовательная школа"

Спасского муниципального района Рязанской области




XIII областной конкурс по школьному краеведению

«Рязанская земля. История. Памятники. Люди»,

посвящённый Году единства российской нации






Секция «Духовное наследие»

Тема исследовательской краеведческой работы (с подзаголовком)

«Все дороги ведут в храм»

(исследование истории храма Параскевы Пятницы)





Автор исследовательской работы: Стеняев Владислав Олегович;

Дата рождения: 24.09.2003г.;

Место учебы: МБОУ "Панинская ООШ";

Класс: 8 класс;

Домашний адрес: 391081, Рязанская область, Спасский район, село Панино;

Телефон: 8-49135-3 – 63 – 38.


ФИО руководителя: Щербакова Елена Владимировна;

Должность, место работы: учитель МБОУ "Панинская ООШ";

Домашний адрес: 391081, Рязанская область, Спасский район, село Панино;

Телефон: 8-49135-3 – 63 – 38.













село Панино, 2017

Содержание

    1. Введение____________________________________________ 3 – 5

    2. Параскева - значит приготовление _______________________ 6 – 7

    3. История села и храма__________________________________ 7 – 8

    4. Настоятель храма Параскевы Пятницы ___________________ 8 – 13

    5. Закрытие и открытие храма _____________________________ 13 – 14

    6. Дни сегодняшние _____________________________________ 14 – 15

    7. Заключение __________________________________________ 15 – 16

    8. Список литературы____________________________________ 17












































Введение


Тема исследовательской работы:

«История православного храма Параскевы Пятницы в селе Панино Спасского района Рязанской области»

Актуальность:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.



Н. Гумилев. Фра Беато Анджелино



Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Я согласен с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углубленного познания своей малой Родины, ее святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного села, района, страны?

Особая роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры принадлежит православию. Ведь история Русской земли тесно связана с судьбой Русской Православной Церкви.

Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. «За веру, Царя и Отечество» - эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца.

Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные в ходе социологического опроса среди школьников. Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей храма в нашем селе. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Пятая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос «Что такое храм?», а каждый четвертый не знает, что такое монастырь. 95% опрошенных ничего не знают об истории какого-либо храма нашего края.





Гипотеза:

Мы предполагаем, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма.



Объект исследования: 

Храм Параскевы Пятницы.



Цель исследовательской работы:

  • изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Панино и показать его историческую значимость в жизни жителей села.



Задачи:

  • изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории церкви;

  • выявить и оценить произошедшие изменения;

  • пробудить интерес детей к изучению истории храмов;

  • развивать навыки исследовательской работы в области православной культуры.


Для достижения цели исследования использовались следующие формы и методы исследовательской работы:

  • изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;

  • ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;

  • поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;

  • установление связей с работниками библиотеки, музея, настоятелем храма с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;

  • фотосъемка объектов исследования.


Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».

Христианство пришло на Русь уже давно. В 988 году князь Владимир принял христианство, крестил киевлян, а затем ввел христианство и в других городах. Принятие христианства было положительным событием для русского государства.

Результатом крещения Руси явилось широкое приобщение к греческой византийской культуре.

Культура - это огромное целостное явление, которое делает людей из просто населения - народом, нацией.

Культура - это святыня народа, святыня нации. Стремление к прекрасному - наиболее характерная черта православной культуры России. Эта культура связывает не только целые века отечественной, но и тысячелетия всемирной истории и культуры.

Многовековая православная культура остается ценнейшим достоянием всех граждан нашего Отечества: не зная ее, мы утрачиваем существенную связь своего духовного наследия и живую связь с родной историей.

История нашей страны немыслима без истории населенных пунктов, без истории района, села и без истории каждого местного храма, прихода. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства.

Дорога к храму нелегка,

Она трудна, она длинна,

Через овраги и луга,

Но все же в храм ведет она.

В. Бородин


Дорога широкой лентой убегает вперед. Села еще не видно, но на горизонте уже виднеется остроконечная башня церковной колокольни. В селе Панино стояла и стоит ныне каменная церковь Параскевы Пятницы.

Обращение к истории родного края – явление естественное и закономерное. Постигая историю, люди глубже начинают осознавать непрерывную связь времен и свою причастность к событиям сегодняшнего дня.

Ушедшие поколения оставили нам, ныне живущим, богатое наследие, и сегодня не потерявшие свое значение традиции, духовные устои и самое главное культурные памятники, которые мы, молодое поколение, должны сохранять и оберегать.

Я считаю себя счастливым человеком, потому что я живу в самом красивом селе. Я очень люблю свою малую родину. И мне очень интересно знать историю своего села, обычаи, традиции и все, что с ним связано.

В нашей школе ведется большая работа по воспитанию нравственности, духовности, патриотизма. Одним из ее направлений является поисковая работа по изучению истории своего села, истории прихода храма Параскевы Пятницы.

Великомученицу Параскеву Пятницу издавна почитают на Рязанской земле. До нашего времени сохранилось очень много почитаемых икон и резных образов. Параскеве посвящались храмы. Сейчас в Рязанской епархии всего три такие церкви: в селе Казинка Скопинского района, в селе Незнаново Кораблинского района и в нашем селе Панино Спасского района.

Но у каждого храма есть ещё и своя собственная история, свои особенности. Вот об этом я и хотел рассказать в своей работе.

Итак, сегодня я Вам расскажу о храме Параскевы Пятницы.

Но сначала небольшая историческая справка.



СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА, НАРЕЧЕННАЯ ПЯТНИЦЕЮ

День памяти:  28 октября по старому, 10 ноября по новому стилю

Параскева - значит приготовление

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Параскева была единственной дочерью родителей, римских подданных. Со времени смерти и воскресения Христа прошло больше двух столетий. В империи время от времени воздвигались государственные гонения на Его последователей. Но христиане, кто тайно, кто явно, оставались, верны истинному Богу. Мать и отец Параскевы тоже были христианами. Они особенно почитали пятницу - день Крестных страданий Спасителя.

Параскева осталась сиротой в юном возрасте. Она была наследницей огромного имения. К тому же была необыкновенно хороша собой. В дом Параскевы очень скоро зачастили женихи. Но все получали отказ. Девушка дала обет целомудрия Христа ради и посвятила свою жизнь служению людям.

Римский император Диоклетиан объявил христианство вне закона. Когда в Иконию приехал представитель императора, горожане выдали матушку – христианку. Увидев Параскеву, военачальник был поражён: «Можно ли губить такую блестящую красоту! Скажи, как твоё имя? «Христианка, раба Христова», - ответила девушка. А затем рассказала, что Богу посвящена вся её жизнь.

«Это всё пустые слова, - возразил чиновник. – Согласись лучше стать моей женой. У тебя будет всё: почёт, деньги, власть».

Девушка ответила решительным отказом. И ещё напомнила военачальнику, что его ждёт Высший суд. Это привело мучителя в ярость. И он велел пытать юную красавицу. Параскева едва дышала, когда её принесли в камеру. Все думали, что ей уже не жить. Но в полночь девушке явился ангел, омыл её раны. Каково же было удивление стражи, когда вместо трупа она увидела сияющую красотой Параскеву! Мучители решили, что это их боги исцелили страдалицу. И повели Параскеву в языческий храм благодарить идолов. Мученица не сопротивлялась. Войдя в храм, она помолилась Христу. И все истуканы, бывшие там, попадали на пол и разбились. После такого явления силы имени Христова взбешённый чиновник велел повесить Параскеву на дереве и опалять огнём. Приказание стали приводить в исполнение. Но неожиданно огонь перекинулся на палачей. И многие из народа, наблюдавшего за попыткой, воскликнули: «Велик Бог Христианский!» В панике военачальник велел отрубить Параскеве голову… На другой день после казни святой погиб и её мучитель. А тело Параскевы христиане похоронили в её доме. Над гробом великомученицы совершались чудеса и исцеления.

Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.



История села и храма

Деревянную церковь Параскевы Пятницы привезли в Панины Пруды (так тогда называлось наше село) в 1770 году из села Агломазово, где был небольшой мужской монастырь. Правда, некоторые источники утверждают, что это произошло на полвека раньше. Со временем церковь разрушалась, перестраивалась. В 1790 году при церкви был устроен придел в честь святителя Николая Чудотворца. В 1851 году в Панино освещали новый деревянный двухпрестольный храм.  В 1896 году было получено разрешение построить новый каменный храм. Каменная церковь с колокольней в селе Панино Спасского уезда была построена в 1903 году на средства священно и церковнослужителей, разных благотворителей и на средства жителей губернии. Для этого возле проезжей дороги на базар стояла «кружка» - особый ящик для сбора пожертвований, куда все, кто шел или ехал по дороге, опускали деньги. Рассказывают, как на фундамент строящейся церкви женщины клали холсты, которые потом продавали. Вырученные за них деньги они отдавали на храм.

Главный алтарь храма освещен в честь великомученицы Параскевы, второй – в честь святителя Николая.

По всей видимости, такая структура храма была и в Агломазово. Ведь святая Параскева Пятница – покровительница полей, скота, домашнего очага, больных, торговли. А храм стоит в селе, мимо которого исстари тянулась дорога на Спасск. Святитель Николай – покровитель рыбаков и всех, кто плывет по Оке мимо храма.

Церкви принадлежала деревянная сторожка, в 1875 году в ней размещалась церковно-приходская школа. На ее содержание средства выделялись от общества.

В 1913 году в школе обучалось 238 учащихся, из них 175 мальчиков и 63 девочки. Заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе с 1911 года был священник Пятницкой церкви Иван Григорьевич Троицкий, вторым законоучителем с 1902 года состоял дьякон Николай Александрович Добродеев.

В XIX веке храм был богато украшен внутри. А звон панинской колокольни, по воспоминаниям старожилов, слышен был даже в Рязани. Купол храма венчал зеркальный крест. Сейчас трудно представить, что это такое. Карнизы, цокольная часть храма покрыты белым камнем, что придает ему строгую красоту. Особой гордостью панинцев была трехъярусная церковная колокольня с семью колоколами. Когда в конце тридцатых годов XX века храм рушили, сброшенный с купола крест разбился на маленькие сверкающие кусочки. Сбросили и знаменитые панинские колокола…

В этот храм девочкой приходила со своей мамой молиться жительница села Прасковья Никитовна Юрова.

- Здесь я и многие наши односельчане крестились, венчались, - вспоминает она. - Храм в то время был ухоженный, очень красивый. Жители Панино посещали церковь регулярно, приходили сюда люди из окрестных сел. Приходского священника – отца Петра Крестова – арестовали прямо на молебне. Храм уже закрыли, и батюшка служил на дому у одного из сельчан…


Протоиерей Петр Крестов, настоятель храма Параскевы Пятницы

Протоиерей Петр Крестов, настоятель храма Параскевы Пятницы с 1922 по 1938 годы, родился 8 января 1890 года в селе Городец Зарайского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика. Его отец, Иван Иванович, умер рано, оставив сиротами пятерых детей. Мать Петра Ивановича, Любовь Алексеевна работала в церкви - пекла просфоры. И это дало ей возможность платно дать образование троим детям. Николай и Петр учились в Рязанской духовной семинарии, а Евгения - в Рязанском епархиальном училище. Петр Иванович окончил Рязанскую духовную семинарию в 1911 году. Еще в период учебы он познакомился с Антониной Николаевной Добродеей, дочерью сельского псаломщика, учившейся в Рязанском епархиальном училище. В 1914 году Петр и Антонина стали мужем и женой и вместе работали учителями в селе Панино Спасского района Рязанской области, где жили родители Антонины Николаевны. У Петра Ивановича и Антонины Николаевны было восемь детей (трое умерло в младенчестве). Старшая дочь - Зоя Петровна (умерла в возрасте 75 лет), была замужем за священником Александром Федоровичем Дмитревым - он служил в селе Макавееве, около поселка Сынтул, в семи километрах от районного города Касимов. Все четыре сына Петра Ивановича и Антонины Николаевны были участниками Великой Отечественной войны, двое погибли на фронте. Старший из оставшихся в живых, Вячеслав, работал учителем. Умер в возрасте 75 лет. Путь отца Петра от учителя до протоиерея благочинного Спасского района, его педагогические труды в школе и в семье не пропали даром, один из сыновей батюшки - Михаил, инженер-технолог по профессии, был рукоположен во священника 10 сентября 1995 года высокопреосвященнейшим Симоном, митрополитом Рязанским и Касимовским и стал священником в храме села Муратово, Спасского района, и по сей день является клириком Рязанской епархии. Он вспоминает, как отец Петр наставлял сыновей быть истинными патриотами Родины, в случае войны не уклоняться от защиты Отечества, помнить всегда, что на все Воля Божия. Главным в воспитании детей отец Петр считал усвоение ими внутренней веры в Бога, неколебимой никакими силами. Он предупреждал детей: «Настанет время, когда вы будете задумываться над тем, как воспринимать и понимать Бога. Помните, человеческим рассудком воспринять Бога невозможно, Бога можно и нужно принять только сердцем, глубокой внутренней верой. Быть твердыми в вере, жить по заповедям Божиим - главный смысл всей жизни, всего земного пути».

Прежде, чем стать священником, Петр Крестов прошел армейскую службу и пережил германский плен. Возможно, это событие его жизни закалило будущего исповедника Христова. В течение 1914-1915 гг. будущий священник служил рядовым в царской армии (об этом есть запись в «Анкете арестованного» архивно-следственного дела). Из протокола допроса отца Петра Крестова известно, что в плену он был в 1915-1918 годах. В плен попал в Ловече и сразу же отправлен в концлагерь Штрелькова на границе с Польшей, где пробыл около пяти месяцев. Затем русского военнопленного переправили в лагерь Шпротау в Силезии, а еще позже - в лагерь города Лимбург, в котором Петр Крестов провел около трех месяцев. Потом его переправили в лагерь города Сольтау под Ганновером. В июле 1918 года Петра Крестова освободили. Военнопленных довезли до границы Польши и СССР и под Псковом переправили на родину.

...Петр Иванович Крестов был рукоположен во священника в 1922 году. Это был период, когда гонения на церковь и верующих отличались особенной жестокостью и изощренностью. Но это не могло заставить Петра Ивановича изменить выбор, хотя к тому времени он был не только учителем, но и, по совместительству, инспектором школ Спасского района. То есть имел достаточно высокое общественное положение и приличный заработок. Отец Петр не мог согласиться с жесткими требованиями властей воспитывать детей в духе атеизма, проводить среди населения антирелигиозную пропаганду. Человек эрудированный, он понимал всю опасность гонений на священнослужителей. После рукоположения во священника отец Петр стал служить вторым священником в Пятницкой церкви села Панино Спасского района. Владыка Иувеналий (Масловский) предложил батюшке должность настоятеля Успенского собора Рязанского Кремля, но по своему глубокому смирению отец Пётр отказался от этой почётной должности. После смерти в 1924 году священника Иоанна Троицкого отец Петр стал настоятелем храма. Обладая музыкальными способностями, отец Петр сумел создать в церкви хороший хор, состоявший в основном из девушек села Панино. Он сам писал для них нотные партии, проводил спевки. На каждом Богослужении обращался к прихожанам с проповедью. Говорил горячо, вдохновенно, со слезами на глазах. Матушка помогала ему, служа псаломщицей. Прихожане полюбили батюшку, искренне уважали его. Нравственное влияние отца Петра на верующих было огромным. Он был настоящим бессребреником. Семья выживала только за счет собственного хозяйства. Дохода церкви не хватало даже на скромное содержание храма. Простой в обращении, батюшка в свободное время принимал посетителей, совершал требы. Заметив незаурядные познания отца Петра в богословии, истовость в совершении Богослужений, архиепископ Рязанский Борис (Соколов) снова предложил батюшке стать настоятелем Успенского собора в Рязани. Из-за материальных затруднений перевод не состоялся. Но все бытовые трудности были несоизмеримы с ужасом усиливавшихся гонений. Частые «приглашения» на «беседы» сотрудниками ОГПУ (объединенное государственное политическое управление при НКВД) и местными властями заканчивались угрозами, требованиями не говорить проповеди, не привлекать молодежь в церковный хор. Батюшка, пользовавшийся большим авторитетом, мешал новому порядку. Надо было найти повод, чтобы убрать слишком «непослушного» священника. И он нашелся: раскулачивание.

8 февраля 1930 года отца Петра и матушку Антонину первый раз арестовали. Во время обыска, связанного с «раскулачиванием», дом был буквально разграблен. В опустевшем холодном доме ночью остались пятеро детей отца Петра (младшему в то время было четыре года, старшей дочери - четырнадцать лет) и парализованная мать Антонины Николаевны, Татьяна Ивановна. Младших приютила семья односельчан.

Матушку вскоре отпустили. И ей буквально «с нуля» пришлось поднимать свое хозяйство. Даже посудой обзаводились заново. Открыто помогать семье «врагов народа» боялись. И потому соседи тайком, по ночам, оставляли на крыльце дома Крестовых еду, детскую одежду, предметы домашнего обихода. В 1932 году матушка Антонина была вторично арестована. После ареста отца Петра в село Панино был прислан другой священник, Николай Иоаннович Троицкий. В апреле 1932 года отец Николай, член церковного совета Фрол Абрамович Голяков и супруга отца Петра Крестова, матушка Антонина Николаевна, были привлечены к уголовной ответственности по ст. 58 по обвинению в контрреволюционной деятельности. Отец Николай был осужден на три года высылки в Казахстан, но ввиду малолетства детей было определено данное наказание считать условным.

Отец Петр был осужден НКВД по ст. 58 п. 10 на три года административной высылки в город Мезень Архангельской области. В июле 1931 года в городе Мезени было возбуждено следствие о якобы церковно-монархической группировке административно-высыльных «служителей культа», в числе которых был и отец Петр Крестов. Все привлеченные по этому делу были осуждены на разные сроки лишения свободы. Отец Петр 8 февраля 1932 года был приговорен еще к трем годам пребывания в концлагере и отправлен из города Мезень вУхто-Печерский ИТЛ Северного края. Документы архивно-следственного дела Управления ФСБ по Рязанской области свидетельствуют, что отец Петр на допросах виновным себя не признал, клеветнические обвинения отвергал, никаких показаний против кого-либо не дал. Его обвинили в участии в «контрреволюционной повстанческой организации церковников». Следствие длилось около трех месяцев. Отца Петра приговорили к трем годам ссылки в концентрационный лагерь. Но отец Петр провел в Ухто-Печерских лагерях (город Мезень) четыре года: во время отбывания наказания ему увеличили срок. Больше ничего неизвестно.

В январе 1934 года отец Петр вернулся из заключения. И сразу же был назначен настоятелем Пятницкой церкви села Панино Спасского района и одновременно - благочинным района. Несмотря на арест, ничего не изменилось в отношении отца Петра к церковной службе, ничего не изменилось в его образе жизни. Правда, дети за время ссылки подросли. Дочь уже вышла замуж. Но, как бы наверстывая, отец Петр почти полностью взял на себя воспитание сыновей. Изучал с ними Священное Писание, учил алтарному и клиросному послушанию, установил строгий порядок общей семейной молитвы (утренней, в течение дня, на сон грядущий), следил за успеваемостью в школе. В семье была установлена строгая трудовая дисциплина: все домашние дела, которые могли выполнять дети (уборка в доме, заготовка дров, уход за коровой, помощь матушке на кухне и т. п.), были до мелочей распределены между сыновьями и выполнялись в строгой последовательности. Конечно, разрешал и детям и в лапту поиграть, когда было свободное время. Бывали дома частые семейные беседы, вечера духовного пения. Строгий духовно-нравственный и трудовой порядок в семье был спасительным в смысле защиты от дурного влияния «улицы». Волна гонений на церковь набирала силы. Уже запрещалось совершать требы без подробной регистрации. А регистрация пугала людей, так как за всякое обращение к церкви (крещение, венчание, отпевание) люди подвергались гонениям вплоть до ареста. Приходилось совершать требы тайно, на дому, а это считалось уголовным преступлением. Конечно же, отец Петр, рискуя быть арестованным, совершал требы на дому. Незамеченным это не могло остаться: вокруг было столько доносчиков...

Одна из певчих (ныне покойная) рассказывала: «У меня в доме отец Петр крестил младенца и после крестин пошел причащать больного на дому. Еще не было убрано в доме после крестин, на полу кое-где была вода, когда в дом ворвались мужчины в военной форме. «Где поп?» - резко спросили они у меня. Я ответила, что он только что ушел. Быстро вышли, сели в машину и уехали. Я вышла на крыльцо и увидела (через огород), как на соседней улице машина догнала отца Петра. Вышедший из машины мужчина остановил его, что-то ему говорил, потом схватил и затолкал в машину. С головы отца Петра упала на снег скуфия. Мужчина поднял скуфию, бросил ее в машину, захлопнул дверцу, и машина уехала». Это произошло 11 февраля 1938 года.

Больше отца Петра никто никогда не видел. Обыск в доме был проведен в отсутствии отца Петра. Ничего предосудительного не нашли. Семья вновь осиротела... Отец Петр Крестов был арестован и до вынесения приговора содержался в Рязанской тюрьме.

В период с 1934 по 1938 годы отца Петра часто вызывали на допросы, во время которых пытались воздействовать на него разными способами (судя по рассказам отца Петра в семье), в том числе - обещаниями. «Отрекись от Церкви, прекрати служение в церкви, и тебе будут даны и хорошая работа, и возможность дать детям образование». Но отец Петр был непреклонен. Не мог позволить себе даже в мыслях величайший грех - отречение от Бога. Он всегда отвечал одинаково: «В случае ареста я оставляю детей на попечение Свыше, уповая на Волю Божию. У Бога милости много. На каждого родившегося Господь даст». Жизнь показала правоту веры отца Петра. Притеснения семьи «врага народа» были очень ощутимыми. Матушке Антонине Николаевне невозможно было найти достойную работу: не без трудностей устроилась шить мешки в один из колхозов под Рязанью. Дети после окончания начальной школы учились подальше от села Панино. Переезд в Рязань позволил хотя бы частично укрыться от зоркого глаза НКВД.

Двое оставшихся в живых после войны сыновей отца Петра добились достаточно высокого общественного положения. Выживали всегда все вместе: дети помогали друг другу. Старшая сестра в самые трудные годы забирала младших к себе в Маккавеево, облегчая труды матери. Никто из детей отца Петра не пропал, все, как говорят, вышли в люди.

Родные сведений о нем не имели до получения в 1991 году информации о реабилитации многих священнослужителей и верующих мирян.

Церковь в селе закрыли в 1936 году. 15 июля 1940 года здание было отдано под школу, но использовалось под нужды колхоза. В ней установили веялки. Позже хранили химические удобрения, которые принесли большие разрушения. Ядовитые вещества разъели крышу, колонны, стены. Непокрытый храм заливали дожди…

Из документов архивно-следственного дела, с которыми разрешено ознакомиться детям репрессированных, видно, что отцу Петру вменялось в вину «участие в антисоветской повстанческой организации» с учетом ареста 1930 года «за агитацию против советской власти» (архив УФСБ России но Рязанской области). Надуманность обвинения очевидна. Следствие длилось два года семь месяцев (с 11 февраля 1938 года по 2 сентября 1940 года). Как и на допросах после первого ареста, отец Петр все обвинения и клевету в свой адрес отвергал категорически: «Никаких разговоров на политические темы у меня... не было...Моих выступлений среди церковного актива никаких не было с призывом помешать закрытию церкви... Я не призывал церковный актив мешать производству засыпки семян и зерна в церкви. Никаких противодействий не делал... Проповедь я действительно читал только до 1930 года, чисто религиозного содержания... Нет, не признаю себя виновным в предъявленном мне обвинении: ни в убийстве, ни в агитации, ни в диверсии и поджоге». Никаких показаний против других лиц отец Петр не давал.
Особое совещание при Народном комиссаре внутренних дел СССР постановлением от 2 сентября 1940 года определило: «Крестова Петра Ивановича за участие в антисоветской повстанческой организации заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет, считая срок с 11 февраля 1938 года» (выписка из протокола № 100, имеющаяся в архивно-следственном деле УФСБ по Рязанской области). Срок отец Петр отбывал в Вятлагере Кировской области. В Вятский исправительно-трудовой лагерь прибыл 11 сентября 1940 года. Об условиях, в которых содержались священники, можно судить по судьбе отца Петра. Совершенно здоровый человек через три года и десять месяцев пребывания под следствием и в концлагере умер на 51-м году жизни… Получить точные сведения о событиях 55-летней давности сейчас невозможно. По не совсем точным данным, отец Петр скончался 19 декабря 1941 года в лазарете первого лагерного пункта. Смерть наступила, согласно акту, от рожистого воспаления ноги. Так ли это было на самом деле? Получить точный ответ невозможно. Если верить архивной справке, похоронен отец Петр на кладбище первого лагерного пункта. Однако из-за срока давности более точно определить место его погребения невозможно...

В архиве УФСБ РФ по Рязанской области есть материалы реабилитационной комиссии, окончательное заключение которой таково: «Обвинение основано на первичных показаниях всех арестованных, которые, за исключением Крестова и Климентовского, признали себя виновными и давали показания друг на друга. Крестов и Климентовский виновными себя не признавали».

Сегодня отец Петр прославлен в Соборе новомучеников и исповедников рязанских как священномученик. Перед его иконой приходят помолиться жители села.


Закрытие и открытие храма

В России все сначала не впервые начинать –

Истреблялась, исчезала, а потом, глядишь, опять,

Из-под пепла, из-под праха, где чернела пустота,

После крови, после страха вырастала красота.

Н.А. Мельников.

Храм разрушался… На остатках крыши выросли деревья, высотой 5 – 6 метров, как бы привлекая взоры, внимание жителей села задуматься о том, что здесь в храме есть живительная сила, влага для всего живого (деревья эти потом будут спилены бензопилой).

Храм Параскевы Пятницы вновь передан в церковное пользование в начале 90-х годов. На стенах проступают фрески, которые требуют серьезной реставрации. Сохранились и чтимые дореволюционные святыни: Скульптура святителя Николая, иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Взыскание погибших».

Их сберегали жители села, они их прятали в домах. Скульптуру пришлось немного подреставрировать, а иконы сохранились почти без повреждений.

Бытиё Божие открывается по-разному для разных людей. Одни становятся свидетелями какого - то чуда. Другие начинают ощущать присутствие Творца, пытаясь докопаться до основ Мироздания. А третьи вообще не могут объяснить, как это случилось в их жизни.

Вот так в 1992 году в село Панино приехал отец Поликарп.

Архимандрит Поликарп (в миру - Степан Дмитриевич Гришин) родился 19 декабря 1935 года в селе Топилы Милославского района. Ныне глухая деревня. «До сих пор помню учителей, особенно тех, которые были до седьмого класса. Многие из них уже умерли. Я приезжаю на их могилы и постоянно о них молюсь. Да, они не могли открыто исповедовать веру. Но они жизнью своей проповедовали любовь к ближнему. Я родился в верующей семье. Родители были малограмотные. Шестеро детей. Бедность. Отец воевал на фронте. И мама воспитывала нас фактически одна. Но в доме царил какой-то особый дух. Перед иконами Бога и святых всегда горела лампада. Помню, как мы готовились к церковным праздникам, накрывали чистой скатертью стол. И мама находила возможность порадовать нас, малышей, чем-нибудь вкусным, даже необычным. Ощущение этого особого внутреннего состояния осталось у меня на всю жизнь. Не случайно говорят: «Не учи сказом, а учи показом».

Мама болела, отец после войны тяжело болел. Ему хотелось стать врачом. Решил пойти в медицинский техникум в Сталиногорске (ныне - Новомосковск Тульской области). После окончания техникума встал выбор, что же делать дальше? А дальше рязанский медицинский институт.

Будучи студентом, ходил в храм, но очень редко. Ведь если бы об этом узнали, конечно же, исключили из института. С 1967 года работал в 3-й областной больнице. «Вот здесь и произошёл перелом, который людям может быть непонятен до сих пор. Но в нём не было ничего, что нельзя было объяснить. Во всём была видна воля Божья. Мне пришлось выбирать: или остаться хирургом, или стать духовным врачом. Я выбрал второй путь»…

Поступил в Ленинградскую духовную академию, где Ленинградскую кафедру возглавлял митрополит Никодим (Ротов), наш земляк. Это был высокообразованный человек, дисциплинированный. Человек, который любил Бога.

Монашество принял на втором курсе Духовной академии. Считал, что должен полностью отдать себя служению Богу и людям.

В 1992 году отца Поликарпа попросили поучаствовать в восстановлении храма в селе Панино. Храм был разрушен, без крыши, без дверей, без окон, с разобранным и разворованным фундаментом. Начали служить, когда окна еще были затянуты полиэтиленом, двери закрыты какими-то тряпками и досками.

- Обращались к людям с просьбой о помощи. Просили чем-то помочь: рабочими, материалами. Священник сегодня-строитель. Но самое тяжёлое всё-таки не это. Очень трудно восстанавливать души, разорённые за годы безбожной власти. Только когда наше государство опомнится, когда будет хотя бы частичное взаимодействие Церкви и государства, только тогда можно спасти Россию.


Дни сегодняшние

Сейчас служба в нашем храме совершается по субботам, воскресеньям, на особо почитаемые праздники.

Один из самых лучших храмов Спасского района – Пятницкая церковь в нашем селе – стал еще краше. 29 апреля 2008 года на её купол был воздвигнут сияющий крест. «Слава Богу, свершилось!» - говорили люди, наблюдая праздничную церемонию воздвижения.

Не скрывал радости и настоятель храма архимандрит Поликарп:

- Для нас сегодня огромное событие. Я благодарен Богу, я благодарен тем, кто помогает в возрождении храма. Это – настоящее чудо!

Мирно и спокойно, просветленно и возвышенно проходит служба в Пятницкой церкви. Торжественная песнь одиннадцати колоколов собирает прихожан села Панино и жителей окрестных деревень.


С 16 ноября 2012 года иерей Иоанн  (Иван Юрьевич) Булеков назначен настоятелем православного Прихода Пятницкой церкви села Панино Спасского района Рязанской области.


Прихожане приходят поклониться иконе святой великомученицы Параскевы Пятницы, с которой связана чудесная история. «Когда-то этот образ был написан для одной семьи — так сказать, семейная реликвия, — говорит отец Иоанн. — В годы советской власти в семью пришли красноармейцы и стреляли в мать семьи, но попали в икону, которую женщина прижала к груди. Тем самым мать осталась жива. В нынешнее время благочестивые родственники семьи передали нашему храму эту икону, как свидетеля чуда и напоминание о тех страшных годах» 


Сейчас благодаря стараниям настоятеля отца Михаила храм продолжает работать.

Обращаясь к родителям, отец Михаил призвал их не охладевать в стремлении приобщить детей к удивительному и прекрасному миру верующего человека. Батюшка радуется, когда мы приходим в храм.

Планы у настоятеля храма большие: сделать иконостас. Дело в том, что интерьер Пятницкого храма несколько необычен. В церкви отсутствует центральный иконостас. Алтари расположены по бокам от входа в храм.

Мы очень благодарны отцу Михаилу за то, что он своим служением повышает уровень культуры своих прихожан – наших родителей и учащихся и поддерживает тесную связь с нашей школой.



Заключение

Стоят рядом два храма: храм Божий и храм науки.

Как я уже говорил, одно из направлений работы нашей школы – духовно-нравственное воспитание. Многое уже сделано, много еще придется сделать. Стали уже традиционными для нас православные праздники «Рождество Христово», «Светлое воскресение Пасха», на которые мы приглашали отца Поликарпа, отца Иоанна, сейчас наш постоянный гость настоятель храма отец Михаил.

На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма в нашем селе. Каким только гонениям не подвергалась церковь! Её пытались разрушить, уничтожить веру. Но всё это прошло, и церковь Христова стояла и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и наша Россия.

Когда в селе есть храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.

Храм - символ мира, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне.

Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться все ученики нашей школы, желающие знать духовные корни своего народа.

Изучив множество источников, я пришел к выводу, что для возрождения духовности необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Бережно относились к вере своих предков.

Мой храм меня встречает тишиной,

Привычны взгляду старые иконы.

Вся суета осталась за спиной,

Здесь мир иной и здесь свои законы.

Юрий Соловьёв.














































Основание:
1. Архив УФСБ РФ по Рязанской области, архивно-следственное дело №2513, 1930г.
2. Архив УФСБ РФ по Архангельской области, архивно-следственное дело

№П-13258, 1932г.
3. Архив УФСБ РФ по Рязанской области, архивно-следственное дело №11098.1932г.
4. Архив УФСБ РФ по Рязанской области, архивно-следственное дело №6283, 1938г.
5.Архивная справка Вятского ИТЛ от 29.04.2002 г.
6. Архив УФСБ РФ по Рязанской области. Материалы реабилитационной комиссии.
7. Священник М. П. Крестов. Личные воспоминания.

Литература:
Были верны до смерти...: Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских

/ Историко-архивный отдел Рязанской епархии, - Рязань. -2002 Т. 1 / Гл. ред. митр, Симон (Новиков). - 418с.

Газета «Родной город» №29 от 21 июля 2010г.;

П.А.Шаров «На земле древней Рязани»;

Материалы школьного музея;

Материалы Спасского краеведческого музея;

Материалы Интернета.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!