СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Все о технике Эбру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Все о технике Эбру»

"Всё о технике Эбру"

Эбру – это одна из самых необычных техник изобразительного искусства. Овладеть ею может любой человек, даже не имеющий навыков рисования. Суть Эбру в формировании рисунка на поверхности специально подготовленной воды, на которую наносятся капли краски. А затем изображение переносится на ткань, керамику или бумагу. Возникает уникальное произведение, повторить которое невозможно.

Где и когда зародилось искусство Эбру, до сих пор остается неопределенным. Родиной Эбру принято считать Турцию, хотя здесь оно только получило широкое распространение. Зародилось же Эбру, по некоторым предположениям, в Индии, потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, а после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать точно — Эбру появилось на Востоке.

Самая древнейшая официальная работа этой техники датируется 1539 годом. Но совершенство дошедшего до нас изображения позволяет сделать вывод, что это искусство появилось значительно раньше.

О происхождении термина «Эбру» существует несколько версий. По одной из них это слово произошло от арабского «ab-ru», что значит – «вода для лица», по другой версии – термин появился от чагатайского слова «ebre», в переводе «волнообразный». Большинство считают, что свое название техника Эбру получила от персидского «ebri» - «облако». На первый взгляд, кажется странным, почему, такие разные по значению слова означают Эбру. Но, познакомившись с технологией рисования на воде, становится понятным, что каждое из данных значений отражают суть этого вида искусства.



Материалы, используемые в технике Эбру

Традиционные материалы для создания рисунка Эбру изготавливаются в Турции и состоят только из натуральных компонентов.

  • Водный раствор для Эбру. Технология традиционного Эбру — это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить. В качестве загустителя воды используется экстракт растения гевен (Astragalus membranaceus) из рода астрагал. Это многолетнее, травянистое, колючее растение произрастает в Южной и Юго-Восточной Анатолии. Из стебля этого растения при надрезе стекает сок — своеобразная молочнообразная жидкость. Вытекая из стебля, она постепенно застывает, высушивается и превращается в сухие хлопья. Этот продукт называется китре. Для получения нужного водного раствора для Эбру китре нужно настаивать 2 недели. Но можно использовать готовый экстракт, уже измельченный в порошок, тогда ждать придется всего сутки.

Для техники Эбру используются специальные загустители. Они бывают порошкообразными или жидкими для приготовления, или уже готовыми. На упаковке каждого из них указывается инструкция по применению, которую нужно четко соблюдать.



  • Краски. Краски для Эбру изготавливаются на основе трех основных составляющих: натурального пигмента, воды и бычьей желчи. Основным отличием от любых других красок является то, что они не растворяются в воде (растворе), прекрасно держат свою форму, не смешиваются между собой, однако легко поддаются воздействию художника для образования и сохранения определенных форм.

  • Поддон. Рисование Эбру осуществляется непосредственно в специальной емкости — поддоне. Никаких особых требований к нему нет. Главное, чтобы его размеры были чуть больше, чем бумага, на которую будет отпечатываться рисунок.

  • Кисти. Основная задача кистей — вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в Эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы, но это не обязательно.

  • Шило. Для выполнения самого рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности так, чтобы получались нужные формы. Вместо шила вполне подходят спицы, иголки, проволочки, зубочистки и т. п.

  • Гребень. Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень. Желательно, чтобы его размеры соответствовали размеру поддона. Это поможет создать равномерный фон.

  • Бумага. Можно использовать любую бумагу, кроме глянцевой.



















Этапы работы

1 этап. Прежде всего, нужно подготовить водную поверхность, на которой будет создаваться рисунок. Берем поддон нужного размера (обычно формата А4) и заливаем заранее подготовленный раствор. Затем на 5 минут накрываем бумагой, чтобы исчезли все пузырьки с воздухом. (это необходимо делать после каждого рисунка).

2 этап. Создание фона. Прежде чем начать создавать непосредственно узор, приготовьте фоновую расцветку. Она удержит все краски, которые будут наноситься сверху. Наберите краски в кисть и разбрызгайте по верху. Не стоит бояться, что первые капли растворяться. Это нормальная реакция.

Вы можете сделать фон в одном тоне или воспользоваться несколькими цветами. Краска не перемешивается и узоры получаются уникальными. Попробуйте воспользоваться гребнем или шилом, чтобы создать сложные композиции. Кстати, для фона лучше не брать больше 2-3 цветов. Если краски будет очень много, то слой будет жирным и будет трудно перенести рисунок на бумажный носитель.

3 этап. Создание основного рисунка. Смысл рисования Эбру заключается в создании на воде круга, а потом на создании из него узоров. Поначалу лучше рисовать простые рисунки, а уже затем пробовать сложные. Чем больше в изображении мелких деталей, тем больше навыков для его создания потребуется. Начните пробовать с бабочек или цветов

Используя разные инструменты, вы сможете создавать самые разные рисунки, тут уже все зависит от вашей фантазии.









4 этап. Перенос рисунка с поверхности воды на бумагу. Очень аккуратно кладем на рисунок лист бумаги, ждем 10 секунд, чтобы краска (не вода!) впиталась.

После чего приподнимаем край с помощью шила и снимаем бумагу, опирая ее о бортик поддона.

Когда картина подсохнет на плоской поверхности, она готова.



Советы по созданию рисунка в технике Эбру

1. Приобретайте только качественные материалы, так как от их характеристик будет зависеть конечный результат.

2. Взбалтывайте флаконы с краской, чтобы перемешать пигмент.

3. Чтобы краска не погрузилась под воду, не стоит лить краски прямо на раствор из пипеток или флакона. Используйте шило или кисть.

4. Начинайте осваивать самые простые элементы, например, завитки, петли, переходы и так далее. А потом пробуйте переходить к более сложным изображениям и совмещать узоры.

5. Для создания рисунков можно использовать как готовые примеры, так и собственное вдохновение. Просто возьмите краски и кисти и начинайте творить.

6. Запаситесь терпением, ведь настоящие шедевры или даже более или менее удачные рисунки начнут получаться не сразу. На всё нужно время.





Секреты рисования Эбру на дереве, ткани, керамике и стекле

Существуют лишь небольшие отличия в переносе изображения на поверхность дерева, ткани, керамики.

Чтобы создать рисунок Эбру на дереве, нужно надеть перчатки, затем аккуратно и равномерно окунать заготовку (это могут быть пасхальные яйца, серьги, шкатулки, елочные игрушки) в рисунок, не останавливаясь, поворачивая всеми сторонами.

Для рисования в стиле Эбру на ткани (платки, одежда) необходимо как минимум два участника. При опускании ткани на поверхность воды, нужно держать материал с двух сторон и опускать осторожно вначале с одной стороны, затем с другой.

Перенести рисунок Эбру на стекло невозможно из-за того, что стеклянная поверхность непористая, поэтому не сможет впитать краску.

















Стили Эбру

В Турции принято делить технику Эбру на множество разновидностей, пусть даже на наш взгляд они практически не отличаются друг от друга.

Вероятно этим видом искусства в свое время занимались многие художники в Турции, каждый из которых внес что-то новое, раскрыл потенциал каждого отдельного варианта, возможно, творил в большинстве своем в одной технике, которая ему больше всего удавалась или нравилась, был известен этим. Примеры старинных произведений мастеров рисования на воде можно найти в турецких музеях.

Различные стили в Эбру определяются соответственно использованной техникой, а также получающимися при этом образцами. Различают следующие виды:

1. Баттал - Эбру (BATTAL EBRU)

Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды, налитой в плоскодонную посудину, и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя. То есть минимум «вмешательства» со стороны исполнителя. (Одно из значений слова battal – «крупный, размашистый». И действительно, когда художник распыляет краску, движения получаются размашистые). На рисунках Эбру, выполненных в этой технике, каким бы высоким ни был уровень мастерства и умений исполнителя, узор формируется исключительно «сам по себе». Некоторые считают такую «самопроизвольность» недостатком, но это характерная особенность battal ebru. Здесь художник – всего лишь одна из составляющих, наравне с водой и краской. Краску разбрызгивают, двигаясь от одного края к другому и назад. Вначале всегда наносят темную краску, затем более светлую (красную, желтую, голубую…)















2. Эбру с изображениями цветов (ÇİÇEKLİ EBRU)


   

Также известно как Эбру Неджмеддина (Necmeddin ebru)– по имени мастера и учителя, который изобрел эту технику. Его звали Неджмеддин Окъяй (Necmeddin Okyay). Рассказывают, что до него некоторые художники пытались самостоятельно получить на поверхности воды изображения цветов, однако все их попытки оказывались безуспешными. Первые образцы Эбру с цветами, среди которых тюльпан, гвоздика, полевой мак, фиалка, гиацинт, бутон розы и хризантем принадлежат Неджмеддину Окъяю. Сама техника состоит в том, что концом шила на поверхность воды последовательно наносят несколько капель краски (можно использовать три оттенка одной и той же краски) так, чтобы получились концентрические окружности разной величины. Затем с помощью шил разной толщины придают этим окружностям формы цветков, листиков, стеблей, и соединяют так, чтобы получилось целостное изображение цветка (одного, двух или даже букета).Полученный рисунок переносят на бумагу.


















3. Хатиб - Эбру (HATİP EBRU)

Эта техника Эбру была впервые применена в начале XVIII века Мехметом Эфенди. Он был имам-хатибом (читал проповеди) в мечети Айя-София. Отсюда и название техники – Hatip ebru. Среди других техник ей отведено важное место, поскольку с ее помощью впервые удалось получить рисунок, на котором было видно орнамент. По сути, эта техника была переходным этапом от абстрактных текстур (battal ebru) к Эбру с изображениями цветов (çiçekli ebru).Состоит в том, что на поверхность воды последовательно наносят несколько капель краски (одного цвета или разных цветов) так, чтобы центры каждой из них совпадали (как у концентрических окружностей). Затем с помощью шила придают этим кругам разнообразную форму, чтобы получился цветочный орнамент (только цветочки – без листьев и стеблей, расположенные на некотором расстоянии друг от друга). Цветочные орнаменты могут применяться в каллиграфии как окантовки. Из работ, выполненных в данной технике, самая известная – çarkıfelek ebru (названа по имени одного декоративного растения).



















4. Фантазийное Эбру (MUHAYYELEBRU)

Фантазийное Эбру дает большой простор фантазии художника, что видно уже из названия. Цветы, которые получаются при применении данной техники, не похожи на настоящие. Они оригинальны, необычны и поэтому очень привлекательны с эстетической точки зрения. Пользуются большим интересом среди любителей Эбру. Еще одной особенностью картин, созданных в технике фантазийного Эбру, является то, что цветочная композиция занимает весь лист бумаги целиком. Впервые эту технику применил Алпарслан Бабаоглу, а со временем ее освоили и другие мастера. Сегодня фантазийное Эбру – одна из самых популярных и полюбившихся техник

5. Гребенчатое Эбру (TARAKLIEBRU)

Здесь для получения узоров применяют специальный инструмент – гребень. Вначале на поверхность воды кистью разбрызгивают краску(от одного края к другому и назад, затем так же наносят еще один-два слоя).Затем берут шило и проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз. При этом получается характерный рисунок, который называют «приливы и отливы» (gel-git).Затем берут гребень, опускают на поверхность воды так, чтобы зубья только касались поверхности воды, но не погружались в нее. Далее протягивают от одного края к другому строго перпендикулярно рисунку (при этом никаких других движений не делают). Затем можно, чуть-чуть сдвинув в сторону, протянуть гребень в обратном направлении. Тогда получится обратное гребенчатое Эбру (terstaraklı ebru).Этот стиль Эбру достаточно широко применяется в Европе.







6. Эбру "Соловьиное гнездо"(BÜLBÜL YUVASI EBRU)

Чтобы получился такой узор, краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения. Сначала рисуют большую окружность, затем – окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки». Обычно вдоль длинного края бумаги располагают пять«гнездышек», вдоль короткого – четыре.


7. Эбру "Шаль" (ŞAL EBRU)

Рисунки, которые получаются в этой технике, напоминают орнаменты на традиционных анатолийских платках и шалях. Отсюда и название. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» (gel-git ebru), затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом. В результате таких комбинированных движений и получается şal ebru. Можно разнообразить, если поверх рисунка брызнуть краской, смешанную с нефтяным маслом.


8. Эбру с надписью (AKKASE EBRU)

Другое название – «вписанное Эбру». Это одна из самых сложных техник, требует много времени и терпения. И, конечно же, высокого уровня мастерства. Вначале делается сама картинка (как фон) в технике Эбру, а затем с помощью трафарета наносится надпись. Автор этого метода – известный художник Неджмеддин Окъяй.

9. Осветленное Эбру (HAFİF EBRU)

Слово hafif означает «легкий». Рисунок, выполненный в этой технике, выглядит так, как будто его наносили легкими штрихами. Этот вид Эбру еще называют «осветленным», потому что цвета на рисунке получаются очень светлыми. Такой эффект достигается за счет того, что краску разводят большим количеством воды и добавляют больше желчи. В основном осветленные Эбру применяют в каллиграфии в качестве фона.

10. Мраморное Эбру (SOMAKİ EBRU)


Как следует из названия, с помощью этой техники получают структуры «под мрамор» (somaki – вид мрамора с большим количеством прожилок). Рисунок выполняется так же, как и в технике баттал-Эбру, только кисть отжимают сильнее, чтобы краска распылялась более мелкими каплями. За счет этого на поверхности получаются прожилки.



11. Эбру с орнаментом в виде приливов и отливов (GEL-GITEBRU)




Выделим отдельный вид  Эбру, когда бумага перемещается по всей ванночке, справа налево, по параллели вверх и вниз. Образующиеся линии приливов Эбру при движении перпендикулярно уже выполненным, позволяют уменьшить эффект мрамирования. Множество вариантов нанесения изображения мрамирования с орнаментом в виде приливов и отливов.



Подготовил:

воспитатель, Галуц ТН





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя