СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийский проект "Малая Родина в сердце моем". Тезисы творческой работы по теме: "История моей деревни Дейково" обучающегося 9 а класса Булдырева Матвея

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание истории своей малой Родины в истории страны- есть важная преесмтвенность городов и сел, составляющих единство народа, его традиции и культуру. История деревни в годы переживания времени всей страны.

Просмотр содержимого документа
«Всероссийский проект "Малая Родина в сердце моем". Тезисы творческой работы по теме: "История моей деревни Дейково" обучающегося 9 а класса Булдырева Матвея»

Булдырев Матвей Сергеевич

Обучающийся 9а класса МАОУ СОШ 1

Руководитель: учитель географии и биологии МАОУ СОШ 1

Гафнер Елена Андреевна


История моей деревни - Дейково

В изучении исторического процесса на современном этапе существует тенденция к рассмотрению отдельных проблем, идя от частного к общему. Разработка начальной истории деревень и сел приобретает немаловажное значение. На примере изучения истории населенного пункта можно понять ,какую политику проводило правительство по отношению к этому региону, насколько значимым он был в промышленном жизни, а также способствует на основе культурного наследия развитию общества духовно. Деревня наша Дейково внешне мало чем отличается от множества других деревень: та же пыль-грязь на улицах, похожие дома, те же проблемы в домах, на фермах и в полях.… Как известно понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой истории, это и место, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости, первую любовь и первые неудачи. Вспомним высказывания выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского: «Наше отечество – наша родина!» отечеством мы зовем потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем потому, что в ней мы родились, в ней мы говорим родным нам языком, и все в ней для нас родное. Одна у человека мать, одна у него и родина. У каждого человека до конца дней сохранилась благородная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь – к отчему дому.

Давно – давно все кругом – от Спасской горы до Подкаменской и Греховской было огромное озеро (море!). Шли года, века. Вода отступала. Это видно по сохранившимся на скалах гор. Образовались озера, болота, камыши, кустарники, появилась в озерах рыба, много пернатой дичи. Естественно потянулись в эти места рыбаки, охотники. В камышах плутали, кричали: «Эй?!», «Где?!», «Кого?!», «Где!», «Кто?», «Эй?!». Камыши. Вода. На горе лес. Эхо разносило: «ГдеЭйКого?!» «Дейково!». Так образовалась название поселения Дейково! [1]

Есть и другая версия появления деревни Дейково. Из книги Шумилова «Тимоша Пермиспин из деревни Пермяки». Озеро Дейково. Деревня Дейково известна с 1800 года. Дейково – разговорная форма имени Дей. В 1878 году в Шерьиском монастыре (ныне сало Шерья) жил Дейко Афонасьев сын Кунгурец. Деревня раньше и была и на горе. А на горе еще и за логом. Вот и здесь под горой разделена: еще есть и за озером. На горе за логом есть два озера – верхнее и нижнее. Верхнее озеро (а находится выше метра на два уровня нижнего) никуда не исчезают, и в нем даже водится рыба, ну, а нижнем озером пользуются для хозяйственных нужд. Над дорогой от леса до мачты, где развевается флаг, было 5 домов, вправо к реке Сылве было 7 домов. И дальше в поле еще 8 домов. Дома были добротные, некоторые двухэтажные. А дальше за логом у озер было еще 8 домов. А люди, жившие, там называли себя «заложными». Всего на горе было 28 домов. На угоре стояла часовня. Был колокол. Был колхоз. Позднее на этом месте была пожарка.[2] Жили единолично. Почти в каждом хозяйстве была лошадь. Возили воду в бочках, собирали дождевую воду в ёмкости, или с ведрами на коромысле ходили по воду на озеро под гору. Занимались овцеводством, коневодством. Многие занимались пчеловодством. Тачали сапоги, подошвы приколачивали деревянными гвоздями. Занимались железом. Делали санки, телеги, держали кузнецы, плели корзины. Каждое хозяйство держало скота. Семьи в те времена были многодетными.[2] Работы хватало всем. Огороды – капусту, огурцы садили под горой у озера – благо поливать проще. На горе Дейково стоял клуб, назывался «Народный дом». Веселое место для отдыха, до сих пор видны следы народных троп, по которым в кино поднимались нижнедейковцы.

В России прогремела революция, коснулась она и Дейково. Гражданская война… Армию надо было кормить, одевать. Лошади нуждались в упряжи. Нужен был войлок для хомутов, кошма для сёдел, подседельников. В 1919 году в Дейково открылась промыслово – производственная артель кошёмная, проще – пимокатная артель, где изготовлялась строительная кошма для утепления домов, войлок для изготовления сёдел подседельников (приложение 1). Также катались валенки – пимы. Для всего этого возили мох, старое тряпьё, вата, шерсть. Все в больших корзинах перемывалось в малом озере, сушилось в специальных крутящихся барабанах, теребилось машинами – чесалками.[1] Затем расстилалось на полотно конвейера и через специальный барабан прокручивали, при этом добавляли добавки, которые склеивали исходные материалы. Получали кошму или войлок. За станцией Юг (поселения называлось Казенный Юг) покупали коровью шерсть, привозили в дейковскую пимокатную артель для изготовления строительных кошм. Также в пимокатной артели катали валенки – пимы. Шерсть хранилась в сараях. В промартели была положена даже железная дорога – узкоколейка. Случалось ненастье снег до Бабиной горы от артели гребли вручную, чтобы прошла машина. Большинство работающих жили на горе, работали в артели. Дейковцы гордились тем, что ни в одной деревне электричества не было, а в артели был движок – и все было механизировано. Артель просуществовала до 1953 года. В годы Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 рабочие кошемной артели много сделали для победы в войне: изготовляли и отправляли на фронт «одежду» для лошадей – седла и хомуты, войлок для утепления землянок, матрацы, валенки для бойцов. Надомницы, вязавшие носки, варежки для бойцов фронта были многодетные матери, не имеющие возможности работать в цехе. Им давалась норма вязания. За это давались хлебные карточки. Также артель помогала многодетным семьям. Совсем недавно мы отмечали праздник день деревни, на этот праздник приезжало очень много народу, приехал те люди, которые здесь жили, но по каким либо причинам уехали из этого прекрасного места. В нашей деревне есть очень пожилые люди, которых все уважают и любят[1]

Библиографический список
  1. Из личного архива Кочергиной Валентины Петровны жителя деревни Дейково

  2. Из личного архива работы «Изучение состава и структуры населения деревни Дейково Моховского сельского поселения» Бушуева Александра 2013 год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!