СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Все мы родом из детства или о роли бабушек в воспитании внуков на примере детского неигрового фольклора.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский неигровой фольклор- явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…

Просмотр содержимого документа
«Все мы родом из детства или о роли бабушек в воспитании внуков на примере детского неигрового фольклора.»



Все мы родом из детства.



Кроме немецкого языка я вела русский язык и литературу в 5-6 классах (только в этом году не веду). Очень люблю эти предметы.

С каждым годом интерес к чтению ослабевает, речь детей сводится к коротким фразам, как в SMS-сообщениях. Приходят дети в 5 класс, начинаем изучать фольклор. Сказки не читают, пословицы, поговорки знают одну-три. Спрашиваю: «Ребята, скажите мне, а какие вам родители, бабушки с дедушками сказки рассказывали, песенки на ночь пели?». Только одна девочка руку подняла.

Все мы родом из детства. Я до сих пор помню ( если помню, значит, было 5-6 лет), как мне и моей сестре бабушка пела:

Ай ну, ну , ну ,ну ,ну, ну

Три копейки колдуну.

Колдунихе нипочем,

прям по попе кирпичом.

Эта была наша самая любимая прибаутка, мы с сестрой просили: «Ба, давай «по попе кирпичом».

А потешки, прибаутки, докучные сказки?

«Ба,расскажи сказку», -прошу бабушку. И начинается наша с ней игра.

Расскажу тебе

я сказку про гуся,

Вот она и вся.

Кричу возмущенно: «Нет, настоящую». А самой нравится.

Бабушка продолжает:

Расскажу тебе

я сказку про язя,

Вот она и вся.


ИЛИ:

Жил-был царь,
У царя был двор.
На дворе был кол,
На колу мочало -
Не начать ли сказку сначала...

Жили-были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся.

Вокруг польца ходил журавль да овца;
Сметали они стожок сенца.
Не сказать ли с конца?

А потом сказку настоящую, и я под нее умиротворенно засыпаю.

А пословицы и поговорки?

Пословицы живут не в книжках, а в речи! И мы часто говорим их, даже забывая, что усвоили их от своих мам и бабушек.

Отольются кошке мышкины слезки.

Бог видит, кто кого обидит.

Недосол на столе, пересол на спине.
Умный сам себя винит, а дурак кого-то.

Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

 Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.


Задумывались ли вы, почему так важна роль бабушки в воспитании малышей?

Да, это большое счастье, если у ребёнка есть такой родной человек, как бабушка. К бабушке у детей особое отношение. С грудного возраста внуки слышат бабушкины песенки, стишки, прибаутки. В устном народном творчестве этого жанра предостаточно. И неплохо бабушкам всё-таки почитать народные потешки, присказки, колыбельные и т. д. Слушая ритмичные стихотворения, напевы, дети успокаиваются, чувствуют умиротворение, надёжность, уверенность, что рядом добрый, заботливый человек. Учёными доказано, что спокойный тембр голоса благоприятно воздействуют на психику ребёнка.

В этом помогут колыбельные песенки:

Баю-баюшки, баю,
Тебе песенку спою.
Светит звёздочка с небес,
Дарит тысячу чудес.
Баю-баю, баю-бай,
Спи, малютка, засыпай.
Сладкий сон к тебе идёт,
Решето чудес несёт.
Там цветы и погремушки,
Там   красивые игрушки,
Там есть радуга, дождинки,
Там улыбки и смешинки.
Баю-баю, баю-бай,
Поскорее засыпай.

Подрастают внуки, дети .

А тут и побасенки подоспели:


Тары-бары, тары-бары,
Мы гуляли по базару.
Мы гуляли по базару,
Выбирали мы товары.

Тары-бары, тары-бары,
Расписные самовары,
Чайники цветочками,
Мёд цветными бочками,
Расписные погремушки
И забавные игрушки.
Тра-та-та, тра-та-та –
Вот такая красота!

Женечку мы очень любим.
Будем с ним играть мы в бубен.
В такт и в ритм сыграет нам
Очень громкий барабан.
Колокольчик динь-динь-динь
Подпевает звонко им.

Учить ребёнка слушать звуки – важное занятие. Тут снова на помощь придут бабушкины стишки, частушки:

Ой, стук-постук –
Молодой пастух.
Пастух Борька
Вечерняя зорька.
Он в окошко батогом –
Мы на улицу бегом!

Внуку 6 лет. Казалось бы, уже большой. Но до сих пор нашей любимой игрой остается инсценированная песня. Объявляю: «Выступает народный артист Узловой Федосеев Евгений. Он исполнит песню «Раз морозною зимой…». Внук поет, я на баяне играю, он жестами сопровождает свое пение. А был поменьше, мы с ним пели:

По дороге Женя шел и горошину нашел,

А горошина упала,

Покатилась и пропала.

Ох,ох,ох,ох,

Где-то вырастет горох.

Жили две подружки.
Жили две подружки,
Кушали ватрушки.

Тушки-тутушки,
В городе витушки,
На базаре калачи,
Только очень горячи.

Ай, ту-ту, ту-ту, ту-ту,
Не вари кашу круту.
Вари жиденькую,
Вари масленую!

Приобщайте своих внуков к красоте ритмов и мелодий, дарите им радость общения и любви близких. И сами вы вместе с ними будете счастливы.

Мое детство было счастливым. Надеюсь, и внук, когда вырастет, эти слова повторит.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!