СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Все живое имеет душу...". Урок по рассказу Л.Андреева "Кусака"

Категория: Литература
Тема: Кусака

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока ",,,Все живое имеет душу"..Учащиеся  познакомятся с краткой биографией писателя, самостоятельно составят тезисный план. Урок сопровождается красочной презентацией

Просмотр содержимого документа
«"Все живое имеет душу...". Урок по рассказу Л.Андреева "Кусака"»

а

Все живое имеет одну душу, все

живое страдает одним страданием…

Л.Андреев.



Ход урока.

Сегодня мы на уроке будем анализировать рассказ Леонида Андреева «Кусака». План, по которому бы будем работать.

1.Биография Л.Андреева.

2.План рассказа.

3.Композиция рассказа.

4.Средства выразительности.

5.Вывод.



  1. Биография Л.Андреева.

Леонид Андреев - один из талантливых и своеобразных писателей XIX-XX . Он родился в Орле в семье землемера. Пока отец был жив, семья жила безбедно. Леонид окончил гимназию. После смерти отца началось бедствование, нищета. Юноша зарабатывал как мог: давал уроки, рисовал и продавал пейзажи.

Лучшие произведения писателя отличаются вниманием, сочувствием к страдающим и обездоленным людям. В основу многих из них легли детские впечатления писателя. К.И.Чуковский писал в своих воспоминаниях о работе Андреева над произведениями так : «Он не просто писал свои вещи, он был охвачен или как пожаром. Как бы малы они ни были, он придавал им грандиозные размеры, насыщая их гигантскими образами».

Главным персонажем рассказа « Кусака» является собака. Почему собака?. Сам Л.Андреев писал об этом так : «Все живое имеет одну душу, все живое страдает одним страданием».

А.М.Горький высоко ценил Л.Андреева, называя его «человек редкого талантам достаточно мужественным в своих поисках истины».

  • Почему это произведение мы относим к жанру рассказа?

  • Что называется рассказом?

  • Эпиграфом к уроку мы взяли слова Л.Андреева.

  • Во-первых, что понимаете под словом «эпиграф»?

  • Как вы понимаете слова эпиграфа?(Мы еще к нему вернемся).

  • Рассказ называется «Кусака». Разберите это слово. Какую собаку вы представляете ?

  • Какие чувства вызвал у вас рассказ?

  • Какова композиция рассказа? Из скольких частей она состоит? (5 частей).Значит наш план будет состоять из 5 пунктов.

  • Составляем цитатный план.



  • Перескажите 1 главу рассказа.



1 глава

«Она никому не принадлежала»



  • Какой была жизнь Кусаки до встречи с дачниками?

  • Почему Кусака перестала доверять людям?

  • Как описание природы соотносится с состоянием собаки? Зачитайте.

  • Какое средство выразительности использует автор? (Не все люди жестоки, не все бьют и унижают. С приходом весны на даче, где тайком поселилась Кусака, появились люди).

  • Что вы думаете о дачниках?

  • Отчего люди делались «еще добрее», чем были?.





  • Передайте содержание 2 главы глазами Кусаки.



2 глава.

«У нее отняли ее непримиримую злобу».

  • Как можно злобу отнять?

  • Что вас больше всего поразило в этой главе?

  • Почему собаке было больно от непривычной ласки, словно от удара?

  • Почему так медленно уменьшалось расстояние между дачниками и собакой?

  • Зачитайте описание весенней природы. (Как оно соответствует состоянию собаки?)



3 глава

«Всей своей собачьей душой расцвела собака».

  • Как изменилась жизнь Кусаки с приездом дачников?

  • Отчего «расцвела» Кусака?

  • Что нас настораживает в этой главе? (Счастье ее будет недолгим).

  • Какие детали рассказа нам говорят об этом ?(Пейзаж).



4 глава



«Смутно предчувствуя беду».



  • Почему дачники не взяли собаку в город?

  • Какие слова в рассказе нам говорят о том, что сожаление Лели не было искренним?

  • Изменилось ли ваше отношение к Леле? Почему?

«Симпатии, испытываемые человеком ко всем живым существам, делают его настоящим человеком».



А.Швейцер.



  • Можем мы так сказать о Леле и ее матери?

  • Как меняется пейзаж в этой главе? Какова его роль ?

5 глава

«…Собака жалобно и громко завыла…»

  • Как собака реагировала на отъезд людей?

  • Примирилась ли собака со своим одиночеством?

  • Какие чувства вы испытали, слушая конец рассказа?

  • Какое одиночество в жизни Кусаки страшнее?

  • Какую истину вы поняли?

  • Восстановите те чувства, то внутреннее состояние, которое испытала собака от начала рассказа и до конца «от одиночества до счастья», и «от счастья до одиночества».(Злоба, страх, недоверие к людям, злоба исчезла, благодарность, любовь, счастье, тревога, глухая тоска).

  • О чем рассказ?

  • Какова основная мысль рассказа (эпиграф)?

Люди будьте милосерднее, добрее, не жалейте тепла своего сердца. И помните, вы в ответе за тех, кого приручили.



Д/з. Придумайте продолжение рассказа «Кусака».

Бездомный пес, в глазах его вопрос:

«Зачем же я не нужен никому?»

Поглядишь пса и отведешь глаза…

А что еще ответствовать ему?

Ничейный пес удержится от слез –

Он понимает правила игры.

Полкан иль Бим, он хочет быть твоим

Не ради миски или конуры.

Ничейный пес меж туфель и колес

Бредет куда-то в изморось и ночь.

Опять ни с чем. Он не поймет, зачем

Зовут, ласкают и уходят прочь.

  • Какие произведения о животных вы читали? (фильмы, песни).

Песня «Собака бывает кусачей..»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!