СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВсОШ по обществознанию школьный этап

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по обществознанию школьный этап. 

Просмотр содержимого документа
«2017г. задания и ответы 6 кл»

Школьная олимпиада по обществознанию 6 класс

ФИО ученика_________________________________________________________________________

Отметите правильный  вариант ответа на вопрос

( 1балл за правильный ответ)

1.Понятие «общество» применимо                     

а) к любой исторической    б) только к современному периоду;

в) к эпохе возникновения и существования государств.

   2. Раньше других занятий человека появились:

 а) охота и собирательство;  б) земледелие и скотоводство;

 в) огородничество;  г) промышленное производство

 3. Наша Родина называется: 
а) Российская империя;  б) Российская республика;

в) Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика;

г) Российская Федерация

4. Главой государства в Российской Федерации  является:
а) Председатель Правительства; б) Председатель Совета Федерации;
в) Президент РФ; г) Председатель Государственной Думы.



По 1 баллу за каждый правильный ответ, максим. 2 балла

5. Из фрагментов собери слова:

НА             СТИ             СТВ          ИН          СЛЕД            ОСТЬ       НКТ        ЕНН

Ответ 1) _______________________

     2) _______________________ .


6. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к ценностям. ( 1-1б, 2-2б, максим 3б)
1) Найдите и укажите «лишнее» слово
2) Объясните его значение
Мораль, добро, этика, благородные поступки, зло
Ответы:

  1. __________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________________________________________________________


7. Установите соответствие между терминами и их определениями. (максим. 4 балла)

 

1) Труд

А) Вид деятельности, мотив которой заключается не столько в её результате, сколько в самом процессе.

2) Учеба

Б) Взаимные деловые или дружеские отношения людей.

3) Игра


В) Деятельность человека по овладению знаниями, умениями, навыками

4) Общение

Г) Деятельность человека,  в процессе которой он создают предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей.



Запишите ответы в таблицу:

1

2

3

4







8. Прочитать текст и выполнить задание.(4 балла)

Встретились Баба-яга и Змей Горыныч. И давай спорить, кто из них правильнее питается. Баба-яга говорит:  «Я пью только ключевую воду. Овощи и фрукты ем каждый день».  Змей Горыныч говорит: «Люблю лимонад, энергетический напиток».

А как вы думаете, кто из них правильнее питается. Обоснуйте свои выводы._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





















































Ключ к олимпиаде

С 1по 4 вопросы 4 балла

1.А

2. А

3. Г

4. В


С 5 по 6 вопросы 5 балла

5. 1) Инстинкт, наследственность. 2б.

6. 1) Зло - 1 б.

2) ответ может быть разным, главное, чтобы учащийся изложил суть понятия – 2 б.

7. максим. 4 балла

1

2

3

4

Г

В

А

Б



8. 4 балла за правильный ответ с выводом 

Баба – Яга.

Итого: 17 баллов



Просмотр содержимого документа
«2017г. задания 10 класс»

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

10 класс

Школьный этап

2017-2018 учебный год

Максимальный балл- 100


Фамилия, имя___________________________________________Класс_______________________

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1Что из нижеперечисленного относится к признакам гражданского общества?

а) способность контролировать государство

б) включает граждан, которые имеют отношения к государственной власти

в) граждане способны объединятся в различные формы

г) не сдерживает стремление государства к концентрации политического господства

д) гражданское общество способно к саморегулированию

1.2.Нравственность - это

а) правила поведения, установленные и одобряемые всем обществом

б) система взглядов на объективный мир и место человека в нем, а также соответствующие этим взглядам убеждения, принципы, идеалы.

в) способность человека сделать осознанный моральный выбор, реализация моральных норм в жизни

г) несомненное и неизменное, раз и навсегда установленное знание

д) качество, присущее только элите

1.3.Общими чертами товара и услуги являются:

а) они являются частью экономических благ

б) не имеют вещественной формы

в) являются изделием, которое получается из исходного сырья

г) удовлетворяют потребности человека

д) оплачиваются за счет общего налогообложения

1.4.Формы семейного воспитания детей, оставшихся без родителей, бывают:

а) патриархат

б) патронат

в) материнство

г) опека

д) приемная семья

1.5 К важнейшим факторам интенсивного роста экономики относятся:

а) рациональное использование ресурсов

б) увеличение объемов рабочей силы

в) повышение производительности труда

г) научно-технический прогресс

д) повышение квалификации работников

1.6 Из утверждения "Неверно, что все принцы мужественные" можно сделать следующие выводы:

а) ни один принц не мужественен

б) некоторые принцы не являются мужественными

в) неверно, что некоторые мужественные люди - принцы

г) некоторые принцы являются немужественными

д) некоторые мужественные люди - принцы


1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6






.

По 1 баллу за каждую верную позицию. Всего-15 баллов.

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «Нет») и внесите ответы в таблицу.

  1. Контроль уровня инфляции и безработицы – одна из функций государства в рыночной экономике.

  2. По социальной значимости социальные группы подразделяются на: стихийно возникшие, реальные, условные, специально организованные.

  3. Согласно Конституции РФ, любая идеология может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

  4. Социальная сфера общества включает в себя различные социальные общности и отношения между ними.

  5. По характеру поведения религиозные нормы могут быть позитивными и негативными.

  6. Духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств, а также на удовлетворение физиологических потребностей.

  7. Передача собственности не может быть осуществлена насильственно.

  8. Этика – это наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.

  9. Фрикционная безработица возникает вследствие динамичного рынка труда.

  10. Самообразование для отдельных социальных групп выступает условием воспроизводства их общественной позиции.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

.

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего- 10 баллов.

3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

  1. Нормативность, волевой характер, формальная определенность, общеобязательность, обеспечение государством

________________________________________.


  1. Средство обращения, мера стоимости, средство платежа, средство накопления, мировые деньги

________________________________________.

  1. Частная собственность, свободное предпринимательство, ценообразование, конкуренция, ограниченная роль государства

________________________________________.


  1. Наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция.

________________________________________.

За каждый верный ответ- 2 балла. Всего- 8 баллов.

4. На основании текста укажите номера верных выводов, предложенных автором.

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка и осознанием своего единства. Разделяют следующие виды этноса: человеческое стадо, род, племя, народность, общество, нация. Род и племя складывались в период первобытной формации, народность в рабовладельческой и феодальной, а нация в период коммунистической. Нация - это этническая общность, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка. Основные тенденции развития нации: интеграция и объединение. Национальный этикет - это образ мышления, свойственный конкретной этнической общности.  

Выводы:
1. Разделяют следующие виды этноса: человеческое стадо, род, племя, народность, нация. Понятие общество как вид этноса не существует. 
2. Основной тенденцией современных европейских межэтнических отношений является стремление к автаркии.

3.Нация складывалась в период капиталистической формации. 
4. Основные тенденции развития нации: интеграция и дифференциация. 
5. Каждый этнос в своем развитии проходит 4 обязательных этапа: род, племя, народность, нация.

6. Национальный менталитет - это образ мышления, свойственный конкретной этнической общности.

7. Национальный этикет был закреплен в нормативных правовых актах во второй половине XIX века.


Ответ: ________________________________________________________________

За каждую верную позицию-1 балл.

5. Установите соответствия между авторами и разработанными ими теориями.


Автор


Теория

А.

Аристотель,

Р. Фильмер,

Н.К. Михайловский

1.

Государство возникает в результате сознательного творчества, заключения общественного договора, благодаря которому происходит передача людьми части своих прав органу, специально созданному для их защиты и защиты общественного порядка.

Б.

К.Каутский,

Е.Дюринг,

Л. Гумплович


2.

Государство возникает в результате разрастания из поколения в поколение семьи. Главой государства становится отец семьи (патриарх), чья власть считается неограниченной, так как изначально признается божественное происхождение власти "патриарха".

Г.

Г.Гард,

Л.И.Петражицкий, З. Фрейд

4.

Государство возникает в результате порабощения одних племен другими. Его возникновение рассматривается, как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

А

Б

В

Г




.

За каждый верный ответ- 1 балл. Всего- 4 балла.


6. Решите логическую задачу.

В городе N. завершился конкурс «Юные пианисты». Он проходит раз в три года. В этом году в конкурсе приняли участие более 80 человек. Александр И., Наталья Ш. и Михаил Н. дружат с детства, и тоже участвовали в этом конкурсе. Они понимали, что займут призовые места, так как каждый из них выступил очень хорошо. Накануне награждения ребята предположили, кто из них займет 1-ое, 2-е или 3-е место. Саша сказал: «Второе место займу я или Миша». Наташа ответила: «Саша займет третье место». Миша сказал, что «Наташа займет первое место». Как показали результаты конкурса, только один из них ошибся, но именно этот человек и занял первое место. Определите, кто какое место занял. Обоснуйте свой ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________За верный ответ- 2 балла, за пояснение решения- 3 балла. Всего- 5 баллов.

7. Проанализируйте предоставленную ниже диаграмму и выполните предложенные задания.

7.1. Дайте определение иммиграции, назовите четыре её вида. (За определение- 1 балл, за каждый верно названный вид по 1 баллу. Всего- 5 баллов).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2. Назовите три причины иммиграции, приведите примеры. (за каждую верно указанную причину- 1 балл, по 1 баллу за каждый уместно приведенный пример. Всего - 6 баллов).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.3. В приведенный ниже текст вставьте по смыслу пропущенные слова из нижеприведенного списка понятий. Одно и то же понятие, слово может употребляться несколько раз в зависимости от необходимости и содержания отрывка. (1-2 верно выбранных понятия- 1 балл, 3-5 верно выбранных понятий- 2 балла, 6 верно выбранных понятий- 3 балла. Всего - 3 балла).
Эмиграция, иммиграция, сальдо, миграция, внешний, внутренний. 
________(А)- перемещение населения с целью изменения места жительства. Она может быть ________(Б) (перемещение в другое государство) и __________(В) (в пределах своей страны). Лица, переселившиеся за пределы страны- _______ (Г), переселившиеся в данную страну - ________(Д). Разница между численностью первых и вторых - миграционное ______(Е), которое влияет на численность населения страны. 

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всего- 14 баллов.

8. Напишите эссе по одной из предложенных тем (всего-40 баллов)

  1. «Как бы богато мы ни были одарены, нам постоянно не хватает чего-нибудь, и лучшие из нас чувствуют свое несовершенство». (Эмиль Дюркгейм)

  2. «Мудрый человек не имеет собственного сердца. Его сердце состоит из сердец народа». (Лао- цзы).

  3. «Религия — не просто часть культуры, звено человечества, но центр всех остальных, повсюду первое и высшее, всецело изначальное». (Фридрих Шлегель)

  4. «Для искусства опасны не поджигатели, а пожарные». (Бернар Бюффе)

  5. «Тиран — это разбойник, не боящийся ни суда, ни наказаний. Это — палач без судьи и закона. Это — человек, отвергший все человечес­кое». (Юрий Крижанич).

  6. «Среди того, что ведет к деградации и деморализации человека, власть — самая постоянная и активная сила». ( Лорд Актон)

  7. «Массы сами хотят, чтобы ими руководили, и массы ищут твердого руководства. Но массы хотят, чтобы руководство было не формаль­ное, не бумажное, а действительное, понятное для них». (Иосиф Сталин)

  8. «Очевидные преимущества писаного права— его определенность и всеобщая о нем осведомленность». (Федерико Шабо)

  9. «Кара входит в сердце человека в минуту совершения им преступления». (Гесиод)

  10. «Экономическая конкуренция ведет к тому, чтобы производство осуществлялось самым рациональным способом». ( Людвиг фон Мизес).


Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по критериям:

  1. Интерпретация проблемы, поднятой автором высказывания.

  2. Актуальность проблемы.

  3. Обоснование выбора темы.

  4. Наличие собственной точки зрения при раскрытии темы.

  5. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне: авторы и их научные теории, основные научные понятия.

  6. Аргументация собственной точки зрения с опорой на исторический, современный социальный и личный опыт.

  7. Свободная композиция повествования.

  8. Четкость выводов, их соответствие задачам, поставленным автором.


Члены жюри: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«2017г. задания 11 класс»

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

11 класс

Школьный этап

2017-2018 учебный год

Максимальный балл- 100


Фамилия, имя___________________________________________Класс_______________________

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1 Что выступает формой чувственного познания?

а) гипотеза

б) восприятие

в) суждение

г) представление

д) ощущение

1.2.Элементы политической элиты современного общества:

а) министры

б) лидеры гражданских объединений

в) глава государства

г) руководители крупнейших предприятий

1.3. Отличительными чертами человеческой деятельности от животного являются:

а) способность преобразовывать окружающую действительность

б) ориентируется исключительно на удовлетворение физических потребностей

в) способность к целеполаганию

г) способность приспосабливаться к окружающей среде

1.4.Источниками права являются:

а) юридический прецедент

б) судебный прецедент

в) брачный договор

1.5.Подсистемами политической системы являются:

а) институциональная

б) фискальная

в) коммуникативная

г) нормативная

д) религиозная

1.6.К особенностям демократического политического режима относятся:

а) директивное планирование

б) однопартийность

в) запрет частной собственности

г) выборность основных органов власти

д) признание народа источником власти

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

.






По 1 баллу за каждую верно указанную позицию.

2. «Да или нет?» Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если «Нет», внесите свои ответы в табличку.
1. Религиозная картина мира характеризуется теоцентричностью.
2. Траст – право собственника передавать право управления своим имуществом другому лицу, без права вмешательства в его действия.
3. Одной из форм выражения права является диспозиция.
4. В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности.
5. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества.
6. Конвенции и декларации относятся к международному праву.
7. Сословное деление общества выражает особенность политической системы.
8. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть».
9. Современный тип союза науки и искусства представлен школой «научного креационизма».
10. Основная цель фискальной политики государства – стабилизация уровня совокупного спроса.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

.










По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего- 10 баллов.

3. Установите соответствие:
3.1 Между видами источников права и их сущностью:


Наименование вида


Его сущность

1

Нормативный правовой договор

А

Нормы, одобренные государством, которое выступает в качестве источника права, но сложившийся в обществе без участия государства.

2

Правовая доктрина

Б

Правовой акт, представляющий собой решение конкретного дела, впоследствии становится правилом для решения аналогичных дел.

3

Правовой обычай

В

Документ, изданный органом государственной власти, регулирующий общественные отношения.

4

Судебный прецедент

Г

Изложение правовых принципов представителями власти и юридической науки.



Д

Документ, выражающий взаимное принятие юридических обязанностей по воле сторон.

1

2

3

4





3.2 Установите соответствие между авторами и их высказываниями:


Автор


Цитата

1

В. Гюго

А

Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более право над ним, какое ему закон над преступниками

2

А.Н. Радищев

Б

Научное понятие диктатуры означает ничто иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть.

3

В.И. Ленин

В

Высший суд - суд совести

4

Ф-М-Вольтер

Г

Угрызение совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников


1

2

3

4





По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего- 8 баллов

4. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

1) агностицизм, чувственное познание, рационализм, получение знания

_____________________________________________________________________________

2) отсутствие безработицы, директивное планирование, расточительное отношение к ресурсам

_____________________________________________________________________________

3) огромное число последователей во всем мире, выполнение терапевтической функции, равенство людей

_____________________________________________________________________________

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего-3 балла.

5. На основании текста укажите номера верных выводов, предложенных автором.

Культура изучается такой дисциплиной, как культурология. Культурологи понимают культуру только как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. Культурологи выделяют два вида культуры: материальную и духовную, однако это деление достаточно условно. Культура выступает одним из агентов социализации, который формирует духовный мир человека, дополняющий его личность, и духовный мир общества, являющийся надиндивидуальной реальностью, состоящий из ценностей, определяющих содержание, качество и направленность социального бытия. Элементами духовной жизни являются ценности, потребности и отношения. С момента возникновения культура делится на народную, элитарную и массовую, отличающиеся по содержанию, аудитории и порогу входа.

Одними из составляющих культуры является субкультура, представляющая собой систему ценностей, присущей определённой группе. Большинство субкультур являются молодёжными, развивающимися чаще всего на основе стилей музыки одежды. Её представители стараются сформировать свой образ жизни и выработать отличные от остальных культурные основы существования.

Выводы:

1. Также существует понимание культуры в узком смысле как процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

2. Деление на материальную и духовную культуру не является условным; эти две сферы никогда не пересекаются.

3. Духовный мир человека неотделим от его личности

4. Духовный мир общества состоит также из духовных потребностей и духовного потребления.

5. Народная, элитарная и массовая культуры возникли в разное время.

6. Субкультура не является частью общей культуры, а противопоставляет себя ей.

Ответ:_______________________________________________________________________

За каждую верную позицию по 1 баллу.

6. Решите задачи:

6.1 Решите правовую задачу. Гражданин К. устроился в фирму на испытательный срок, проработав четыре дня, он пришел к тому, что данная работа ему не по душе. За три дня до своего ухода К. сообщил начальству о том, что хочет уволиться на испытательном сроке по собственному желанию.

Руководитель ответил: для того, чтобы уволиться, придётся отработать ещё две недели.
Правомерен ли указ руководителя?
Какой срок нужно отработать гражданину К. по закону? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2 Решите логическую задачу:

Во время путешествия четверо друзей из разных стран на память обменялись брелками и футболками, (при чём ни один из них не получил брелок и футболку от одного и того же человека). Брелок Генри получил тот, кому досталось футболка Яна. Брелок Марка получил Михель. Яну достался брелок того, чью футболку взял Генри.

Определите, кто кому отдал свои вещи. Обоснуйте свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За каждый верно указанный ответ- 2 балла, за каждое пояснение решения- 3 балла. Всего- 10 баллов.


7. Проанализируйте представленные ниже данные и выполните предложенные задания, связанные с их анализом








7.1) Оцените динамику изменения ВВП России за последние десять лет. ( 2 балла)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7.2) Какие 2 вывода можно сделать, если сопоставить график абсолютного ВВП и ВВП на душу населения? (за каждый верный вывод- 1 балл)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.3) Дайте определение ВВП ( 1 балл)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7.4) Объясните разницу между ВВП и ВНП (1 балл)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7.5) Назовите методы расчёта ВВП и приведите формулу к каждому из них:

а) по доходам(1 балл)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) по расходам(1 балл)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


в) по добавленной стоимости( 1 балл)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Всего - 9 баллов.


8.Напишите эссе по одной из предложенных тем ( всего – 40 баллов)

1) «Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться» (Анри Бергсон)

2) «Ничто в свете не заслуживает такого удивления, как человек, умеющий мужественно переносить несчастья» (Сенека)

3) «Стоит приглядеться нам к своей жизни, мы найдем достаточно оснований удивляться и стыдиться своих поступков» (Альбер Камю).

4) «Высочайшее искусство состоит в том, чтобы скрывать его» (Дени Дидро)

5) «Государство есть отношение господства людей над людь­ми, опирающееся на легитимное насилие как средство» (Макс Вебер)

6) «Великий повелитель не обязан соблюдать данное им слово или клят­ву, если он ограничивает ими свою власть» (Шарль Монтескье)

7) «Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней, не бывает развития» (Йозеф Шумпетер).

8)«Безработица как таковая, пусть обеспеченная или затопленная частными и государственными субсидиями, унижает человека и делает его несчастным» (Иван Ильин)

9) « Идея судебного процесса заключается в том, что, если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, то правда всплывет наружу» (Бернард Шоу)

10) «Законы точно паутина, в которую попадает мелкая мошкара, но через которую прорываются шершни и осы» ( Джонатан Свифт).


Жюри при проверке будет руководствоваться

оценкой работы по следующим критериям:

  1. Интерпретация проблемы, поднятой автором высказывания.

  2. Актуальность проблемы.

  3. Обоснование выбора темы.

  4. Наличие собственной точки зрения при раскрытии темы.

  5. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне: авторы и их научные теории, основные научные понятия.

  6. Аргументация собственной точки зрения с опорой на исторический, современный социальный и личный опыт.

  7. Свободная композиция повествования.

  8. Четкость выводов, их соответствие задачам, поставленным автором.


Члены жюри: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«2017г. задания 7-8 класс»

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

7-8 класс

Школьный этап

2017-2018 учебный год

Максимальный балл- 100



Фамилия, имя___________________________________________Класс_______________________


1. «Да или нет?» Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если «Нет», внесите свои ответы в табличку.

1) Личность – отдельно взятый представитель всего человеческого рода, совокупность врожденных черт, присущих Homo Sapiens.

2) Способом производства в традиционном обществе являются сельское хозяйство, народные промыслы, ручное производство.

3) Обществом можно считать обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней част мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

4) Современное общество зависит от природы, т.к. обеспеченность природными ресурсами является единственным фактором общественного развития.

5) Деятельность - присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.

6) Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма.

7) Труд врача, учителя и менеджера — пример производительного труда.

8) Рост цен является глобальной проблемой современного общества

9) Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую.

10) Термин «постиндустриальное общество» ввел в научный оборот в середине XX века Освальд Шпенглер.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











По 2 балла за каждую верную позицию. Всего-20 баллов



2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свои ответы в таблицу.


2.1 Кто из указанных граждан имеет право баллотироваться в президенты?

а) восемнадцатилетний К. студент ВУЗа.
б) двадцатипятилетний выпускник юридического факультета.
в) сорокалетний депутат Государственной Думы РФ.
г) тридцатишестилетняя гражданка РФ, которая привлечена к административной ответственности за мелкие кражи.
д) гражданин РФ предпенсионного возраста, работающий на промышленном предприятии .
е) гражданкаМ., получившая гражданство РФ 3года назад .

ж )гражданка Н., отслужившая 30 лет в органах МВД.


2.2 К полномочиям Государственной Думы РФ не относится: 

а) объявление амнистии;
б) решение вопросов предоставления гражданства;
в) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
г) объявление войны иностранному государству;
д) принятие решения об отставке Правительства РФ;
е) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

ж) осуществление помилования уголовных преступников.


2.3 Что из перечисленного характеризует постиндустриальное общество? 

а) развитие глобальных компьютерных сетей;
б) земля - основной фактор производства ;
в) непрерывное образование
г) ведущая роль науки в обществе ;
д) серийное производство товаров массового потребления;
е) появление массовой культуры.


2.1

2.2

2.3





По 2 балла за каждую верную позицию.



3. Решите социологическую задачу.

Ученикам одной из школ было задано коллективное задание. Все они собрались после уроков, чтобы выполнить его, за исключением одного мальчика по имени "Н". Дети встретили "Н" гуляющего на улице с друзьями, он сделал вид, что даже не заметил их. На следующий день, когда учительница проверяла выполненное задание, "Н" сообщил, что помогал бабушке и именно поэтому не смог собраться вместе с ребятами. Дети промолчали. После уроков все ученики ждали "Н" на школьном дворе, чтобы узнать причину, по которой он посмел соврать учителю. Мальчик не сознавался в содеянном, а лишь доказывал свою точку зрения. Спор вышел за рамки дозволенного, и дети перешли на личные оскорбления в адрес друг друга. После долгой ссоры "Н" пообещал, что расскажет учительнице правду. Все ученики разошлись по домам.

1)О каком конфликте идет речь?

2)Назовите стадии его развития и проиллюстрируйте их фрагментами из текста.

3)Какой путь решения конфликта выбрали ребята в данной ситуации?

____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


За верно указанный конфликт-1 балл, за каждую верно указанную стадию- 1 балл, за каждую иллюстрацию фрагмента из текста- 1 балл, за верно указанный путь решения- 1 балл. Всего- 10 баллов.



4. Используя ВСЕ приведённые слова, составьте определение двух обществоведческих понятий. Запишите в таблицу термины и рядом запишите составленные вами определения. 

1)направленная,человека,эстетических,создание,деятельность,и,ценностей,освоение,на
2)знаний ,это, людей, направленная,их, духовная, на,и , получение, деятельность, обоснования.

Термин

Определение






По 2 балла за каждое верное понятие, по 3 балла за каждое верное определение. Всего- 10 баллов.



5. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.


Индивидуальное предпринимательство - это индивидуальная трудовая деятельность физического лица, формально закрепленная в местных органах власти. основанная на его (1), ответственности и (2). Основной целью предпринимательской деятельности является систематическое получение (3). Малый (4) во всем его многообразии развивает рыночную (5). Индивидуальное предпринимательство способствует демонополизации рынка. Данная организационно-правовая форма деятельности отличается упрощенной системой регистрации и налогообложения. В обязанности индивидуального предпринимателя входят своевременное представление налоговой отчетности, уплата (6). Деятельность индивидуального предпринимателя может прекратиться в судебном порядке. (7) вправе прекратить индивидуальную деятельность в случае признания предпринимателя (8) или нарушителем действующего законодательства.


А) самостоятельность Б) инвестиции В) бизнес Г) Суд Д) качество Е) налоги Ж) риск

З) банкрот И) менеджмент К) собственность Л) государство М) прибыль

Н) конкуренция О) госбюджет П) демонополизация Р) индивидуальная


1

2

3

4

5

6

7

8









По 2 балла за каждую верную позицию. Всего-16 баллов.



6. Гражданка К. и гражданин М. вступили в брак. В самом начале своей семейной жизни молодожены выяснили, что их мнения относительно некоторых вопросов различны. Например, К. хотела уехать из маленького родного городка, а М. считал, что им с женой будет гораздо лучше жить вдали от больших городов. М. настаивал на том, что жена должна развиваться и работать по своей профессии, а К. хотела заниматься исключительно собой.

1)Как называется основной нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)Укажите основные принципы, регулирующие семейные отношения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За верно названный нормативный правовой акт- 2 балла, за верно указанные 1-2 принципа- 1 балл, за верно у казанные 3-4 принципа- 2 балла, за верно указанные 5 и более принципов- 3 балла. Всего- 5 баллов.



7. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

  1. Способность к познанию и логическому мышлению особенно важна в нестандартных ситуациях, когда надо решать новую задачу, а старые способы не годятся.

  2. В развитых странах прилагаются усилия по регулированию процесса увеличения доли городского населения.

3) Совершенное правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения.

4) Ко всем людям нужно относиться с уважением, пониманием, доброжелательно и терпимо.

5) Процесс роста цен и падения покупательной способности денег имеет неоднозначные последствия.


1

2

3

4

5







За каждый верно указанный термин- 2 балла. Всего- 10 баллов.







8. Решите логическую задачу.

У Коровина и Медведева по два сына. Все они младше 9 лет. Имена мальчиков - Алексей, Захар, Иван и Слава. Алексей на 3 года моложе своего брата. Захар – самый старший среди мальчиков. Иван вдвое младше младшего сына Коровина. Слава на 5 лет старше младшего сына Медведева. 5 лет назад разница между суммами лет сыновей в одной семье и другой семье была такая же, как сейчас. 

Назовите имена и фамилии мальчиков. 
Сколько лет каждому из них? 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За верный ответ-2 балла, за обоснованное решение- 3 балла. Всего- 5 баллов.



Члены жюри: _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«2017г. задания 9 класс»

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

9 класс

Школьный этап

2017-2018 учебный год

Максимальный балл- 100


Фамилия, имя___________________________________________Класс_______________________

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Выберите из приведенного ниже списка негативные последствия глобализации:

А) Зависимость экономики одной страны от других

Б) Возникновение социокультурного единства человечества

В) Ослабление специфических национальных особенностей

Г) Снижение уровня отечественного производства

Д) Потеря этносом своей идентичности

Е) Неконтролируемая миграция

1.2. Основными социальными лифтами можно назвать:

А) Школа

Б) Церковь

В) Субкультура

Г) Армия

Д) Спорт

1.3. Социальная мобильность бывает:

А) Круговая

Б) Восходящая

В) Прямая

Г) Горизонтальная

Д) Вертикальная

Е) Организованная добровольная

1.4. Лиц, выпавших из социальной структуры общества и занимающих промежуточное положение между слоями, можно назвать:

А) Люмпены

Б) Нигилисты

В) Маргиналы

Г) Либералы

1.5. Либерально – демократический политический режим предполагает:

А) Признание народа единственным источником власти

Б) Господство одной официальной идеологии

В) Разнообразие форм собственности, рыночная экономика

Г) Концентрация реальной власти в руках политического лидера или политической группы, возможность проникновения в которую строго ограничена

Д) Влиятельное гражданское общество

1.6. Выберите из приведенного ниже списка этапы чувственного познания:

А) Понятие

Б) Восприятие

В) Ощущение

Г) Суждение

Д) Представление

Е) Умозаключение

Ответ:

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6







За каждый верно указанную позицию -1 балл.

2. "Да" или "нет"? Если вы согласны с утверждением ,напишите "Да", если не согласны-"Нет". Внесите ответы в таблицу.
1) Федеративное государство не может быть демократическим.
2) Безработица бывает фрикционной ,коллективной и циклической.
3) Один из путей формирования мировоззрения называется стихийным.
4) Внешние постоянные издержки не зависят от количества выпускаемой продукции.
5) Если в обществе ведущую роль играет наука, то это государство является индустриальным.
6) Культура, направленная на коммерческую деятельность -элитарная культура.

7) Политическая партия выражает интересы всего населения и направлена на завоевание власти.

8) Одна из коллективных форм предпринимательской деятельности - производственный кооператив .

9) Такая ценная бумага как вексель, относится к долевым ценным бумагам.

10) Испытательный срок является обязательным при приеме на работу.

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











За каждый верный ответ- 2 балла. Всего- 20 баллов.


3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. Дайте определение понятиям.

  1. Искусственно созданный объект, символическое значение, произведения искусства, фольклор, суеверия, научные теории, вещи, предметы, представляет известную ценность для группы или общества.

  2. Узкий круг лиц, «искусство для искусства», сложность восприятия, живопись литература, скульптура, архитектура.

  3. Стремление к обособлению, новое государственное образование, автономия, нарушение территориальной целостности, возможность разделения территории.

  4. Формирование слоя частных собственников, передача государственной собственности, возмездная или безвозмездная основа.

  5. Привлечение к ответственности, предание суду, преступления высших должностных лиц, отстранение от должности.

Ответ:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________За каждое верное указанное понятие- 2 балла, за каждое верное определение этого понятия- 2 балла. Всего- 20 баллов.


4. На основании предложенного текста укажите номера верных выводов, предложенных автором.

Человек является биосоциальным существом. Это означает, что в нем соединились биологическое и социальные начала в одно целое. Биологические свойства жестко запрограммированы в человеке, и они оказывают колоссальное влияние на формирование сущности человека. Как известно, деятельность человека отличается от активности животного. Но можно выделить схожие черты, среди которых: потребительский характер деятельности и наличие целеполагания. Существуют следующие характеристики человека: индивид, индивидуальность, личность. Индивид - единичный представитель человеческого рода. Говоря об индивидуальности, мы имеем виду общие свойства, присущие всем людям. По мнению психологов, личность имеет комплекс устойчивых компонент: темперамент, характер, способности, мотивация. Каждый человек с рождения уже является личностью. В обществе он может занимать несколько статусов, чья совокупность называется "ролевым набором".

Выводы:

  1. Одним из важнейших биологических инстинктов человека является стремление к свободе.

  2. Биологические свойства или процессы жестко не запрограммированы, так как именно это дает возможность человеку приспосабливаться к различным условиям.

  3. Животные, находящиеся в постоянном контакте с человеком, стараются брать с него пример в подчинении природной формы бытия.

  4. Потребительский характер деятельности свойственен только животным, так как они не создают ничего нового по сравнению с тем, что дает нам природа. А наличие целеполагания свойственно только человеку, так как только человек ставит перед собой цель и пытается ее достичь.

  5. Говоря об индивидуальности, необходимо иметь ввиду отличительные свойства конкретного человека.

  6. Личностью становятся в процессе социализации.

  7. Совокупность статусов называется «статусным набором».

Ответ: ________________________________________________________

За каждую верную позицию-1 балл.


5. Используя все приведенные ниже термины, заполните схемы.
Элементы, человек, экономическая, социальная группа, общество, политическая, традиционное, сферы, социальная, социальный институт, типы, постиндустриальное, духовная, индустриальное.

































За каждый верно указанный ответ- 1 балл. Всего-14 баллов.


6. Решите логическую задачу.

Школьники выясняли, какой сейчас месяц. Никита говорит, что через месяц будет февраль. Света говорит, что два месяца назад был октябрь. Лиза говорит, что прошлым месяцем был февраль. Яша говорит, что неделю назад был февраль. 
Яна говорит, что через пять недель будет февраль. 

Какой сейчас месяц? Определите, кто говорит правду, а кто лжет.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За верный ответ-2 балла, за пояснение решения-3 балла. Всего- 5 баллов.


7. Прочитайте притчу и ответьте на вопросы.

В Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была……………: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой. Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси. Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его: — Почему вы не вызвали его на бой? Неужели…………….? Старый самурай ответил: — Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок? —…………., – ответил один из учеников. — Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

1) Как называется прием, который использовал молодой боец?

2) Какова причина уклонения от боя мудрого самурая, по мнению его учеников?

3) Как вы думаете, что ответил ученик на вопрос «если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За верный ответ на первый вопрос -1 балл, за верный ответ на второй вопрос -2 балла, за верный ответ на третий вопрос- 2 балла. Всего- 5 баллов.


8. Прочитайте ниже предложенный текст и выполните все задания.

Жило-было на свете семейство. Оно было не простым. Более 100 человек насчитывалось в нем. И занимало оно целое село. Так и жили всем семейством и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что это было особым – мир и лад царили в нем и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этом семействе до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семейства; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира среди своих близких. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякого хорошего семейства. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

8.1. Какое социологическое понятие скрыто в предложенном тексте?(1 балл)

_____________________________________________________________________________

8.2. Дайте определение этому понятию (1 балл).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.3. Приведите две характеристики этого понятия, опираясь на данный текст, поясните их. (За каждую верную характеристику -1 балл, за каждое верное пояснение-1 балл. Всего- 4 балла).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



8.4. Определите групповую направленность этого понятия. Укажите 3 признака этого понятии. (2 балла за верно указанную групповую направленность, за каждый признак по 1 баллу).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Всего-11 баллов.





Члены жюри: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«2017г. ответы 10 класс»

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 10 класс

Школьный этап 2017-2018 учебный год

Максимальный балл- 100

ОТВЕТЫ

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.


1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

АВД

В

АГ

БГД

АВГД

БГ

По 1 баллу за каждую верную позицию. Всего-15 баллов.


2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «Нет») и занесите ответы в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Да

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего- 10 баллов.


3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

  1. Основные признаки права.

  2. Функции денег.

  3. Рыночная экономика.

  4. Методы научного познания

За каждый верный ответ- 2 балла. Всего- 8 баллов.


4. На основании текста укажите номера верных выводов, предложенных автором.

Ответ: 1, 3, 4, 6. За каждую верную позицию-1 балл.


5. Установите соответствия между авторами и разработанными ими теориями.

А

Б

В

Г

2

4

1

3

За каждый верный ответ- 1 балл. Всего- 4 балла.


6. Решите логическую задачу.

Ответ: Наташа-1 место, Саша-2 место, Миша- 3 место.

Решение:

  1. Допустим, что ошибся Александр. Тогда ни он, ни Михаил не заняли второе место. Значит, второе место заняла Наталья. Однако тогда ошибся и Михаил, заявивший, что Наталья займет 1 место. Согласно условию, ошибся только один. Противоречие. Следовательно, Александр сказал правду, а значит, он не занял первое место.

  2. Допустим, что ошиблась Наталья. То есть, именно она заняла первое место. Александр не занял 3 место (вопреки ошибочному прогнозу Наташи). Следовательно, он занял 2 место. Тогда Миша, не ошибившийся в том, что 1 место займет Наташа, занял 3 место. Саша тоже говорит правду, ведь он утверждал, что он сам или Миша займет 2 место( а так и вышло).

  3. Допустим, что ошибся Миша. Значит, 1 место занял он. Наташа, таким образом, 1 место не заняла(вопреки ошибочному прогнозу Михаила). Следовательно, Наташа и Саша в своих прогнозах не ошиблись (по усл.).

  4. Далее возможны следующие два равноценных рассуждения:

А) Поскольку Наташа не солгала, значит, согласно ее прогнозу, Саша занял 3 место. Однако это противоречит (правдивому) утверждению Саши о том, что он (занявший 3 место) или Миша(занявший 1 место) займет 2 место. Противоречие. Следовательно, Миша не ошибся в своем прогнозе.

Б) Поскольку Саша не солгал, он занял 2 место ( ведь Миша уже занял 1 место-п.3).Тогда так же не солгавшая Наташа ошибается, утверждая, что Саша занял 3 место. Противоречие. Следовательно, Миша не ошибся в своем прогнозе.

5. Таким образом, верен только второй случай- Наташа ошиблась в своем прогнозе. Она заняла 1 место, Саша-2 место, а Миша- 3 место.

За верный ответ- 2 балла, за пояснение решения- 3 балла. Всего- 5 баллов.


7. Проанализируйте предоставленную ниже диаграмму и выполните предложенные задания.

7.1. Дайте определение иммиграции, назовите четыре её вида. (За определение- 1 балл, за каждый верно названный вид по 1 баллу. Всего- 5 баллов).

Иммиграция- это процесс смены страны постоянное проживания, не связанный с невозможностью дальнейшего пребывания в ней из-за угрозы жизни, возникшей в результате преследований по религиозным, расовым, национальным, этническим, общественным или политическим мотивам. 
Виды: экономическая, политическая, легальная, нелегальная. 
7.2. Назовите три причины иммиграции, приведите примеры. (за каждую верно указанную причину- 1 балл, по 1 баллу за каждый уместно приведенный пример. Всего- 6 баллов).
Причины: 
1. Экономические. Пример: привлечение рабочей силы.
2. Политические. Пример: бегство от преследований по политическому, национальному, расовому или религиозному признакам.
3. Военные. Пример: насильственное присоединение чужой территории и ее колонизация.
7.3. В приведенный ниже текст вставьте по смыслу пропущенные слова из нижеприведенного списка понятий. Одно и то же понятие, слово может употребляться несколько раз в зависимости от необходимости и содержания отрывка. (1-2 верно выбранных понятия- 1 балл, 3-5 верно выбранных понятий- 2 балла, 6 верно выбранных понятий- 3 балла. Всего- 3 балла)
Ответ: А-миграция. Б-внешняя. В-внутренняя. Г-эмигранты. Д-иммигранты. Е-сальдо.

Всего- 14 баллов.


8. Напишите эссе по одной из предложенных тем( всего-40 баллов)

Жюри при проверке будет руководствоваться

оценкой работы по следующим критериям:

  1. Интерпретация проблемы, поднятой автором высказывания.

  2. Актуальность проблемы.

  3. Обоснование выбора темы.

  4. Наличие собственной точки зрения при раскрытии темы.

  5. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне: авторы и их научные теории, основные научные понятия.

  6. Аргументация собственной точки зрения с опорой на исторический, современный социальный и личный опыт.

  7. Свободная композиция повествования.

  8. Четкость выводов, их соответствие задачам, поставленным автором.




Просмотр содержимого документа
«2017г. ответы 11 класс»

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 11 класс

Школьный этап 2017-2018 учебный год

Максимальный балл- 100


ОТВЕТЫ

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

БГД

АВД

АВ

БВГ

АВГ

ГД

По 1 баллу за каждую верно указанную позицию. Всего- 16 баллов.


2. «Да или нет?» Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если «Нет», внесите свои ответы в табличку.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

да

нет

да

да

да

нет

да

нет

да

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего- 10 баллов.


3. Установите соответствие:
3.1 Между видами источников права и их сущностью

1

2

3

4

Д

Г

А

Б

3.2 Установите соответствие между авторами и их высказываниями

1

2

3

4

В

А

Б

Г

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего- 8 баллов


4. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

1) Ответ: Познавательная деятельность

2) Ответ: Плановая экономика (Командно-административная)

3) Ответ: Мировая религия

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего-3 балла.


5. На основании текста укажите номера верных выводов, предложенных автором.

Ответ:1, 3, 4, 5

За каждую верную позицию по 1 баллу.


6. Решите задачи .

6.1 Решите правовую задачу.

Правомерен ли указ руководителя?
Какой срок нужно отработать гражданину К. по закону? Почему?

Ответ:

Указ руководителя неправомерен. 
Гражданину нужно отработать срок три дня. Часть 4 статьи 71 тк РФ гласит :"если в период испытания работник придёт к выводу что предложенная работа не является для него подходящий, то при таком увольнении отработка на испытательном сроке составит три дня.

6.2 Решите логическую задачу.

Определите, кто кому отдал свои вещи. Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

Марк получил брелок Генри и футболку Яна.
Михель получил брелок Марка и футболку Генри.
Ян получил брелок Михеля и футболку Марка. 
Генри получил брелок Яна и футболку Михеля.

За каждый верно указанный ответ- 2 балла, за каждое пояснение решения- 3 балла. Всего- 10 баллов.


7. Проанализируйте представленные ниже данные и выполните предложенные задания, связанные с их анализом

7.1) Оцените динамику изменения ВВП России за последние десять лет.( 2 балла)

Экономическое развитие России в последние десять лет оказалось разделено на две части мировым экономическим кризисом. В 2005-2007 год ВВП России показывало приличные показатели роста, однако уже в предкризисный показатель роста уменьшился, как и по всему миру. 2009 год оказался пиком кризиса, ВВП очень сильно обвалился. В 2010-2012 ВВП показывал неплохие показатели роста, однако новая волна кризиса снова уменьшила объёмы роста, сведя его в минус в 2015 году.

7.2) Какие 2 вывода можно сделать, если сопоставить график абсолютного ВВП и ВВП на душу населения? (за каждый верный вывод- 1 балл)

Уровень жизни, выражающийся в показателе ВВП на душу населения, не всегда соотносится с показателем абсолютного ВВП. Определяющим фактором является распределение ВВП от различным отраслям экономики.

7.3) Дайте определение ВВП( 1 балл)

ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

7.4) Объясните разницу между ВВП и ВНП ( 1 балл)

ВВП учитывает все товары и услуги, произведенные на территории данной страны, а ВНП учитывает все товары и услуги, произведенные национальными предприятиями независимо от места производства. На основе ВНП или ВВП можно рассчитать ряд важных макроэкономических показателей, таких как чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход и располагаемый доход .

7.5) Назовите методы расчёта ВВП и приведите формулу к каждому из них:

а)по доходам(1 балл)

ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги— субсидии— чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)), где: Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций

б) по расходам (1 балл)

ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму, то есть покупка станков, оборудования, запасов, места производства) + Государственные расходы + Чистый экспорт (экспорт— импорт; может быть как положительным, так и отрицательным)

в) по добавленной стоимости (1 балл)

ВВП = сумма добавленных стоимостей. Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги. Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска— общая ценность промежуточной продукции. Всего - 9 баллов.


8.Напишите эссе по одной из предложенных тем ( всего – 40 баллов)

Критерии:

  1. Интерпретация проблемы, поднятой автором высказывания.

  2. Актуальность проблемы.

  3. Обоснование выбора темы.

  4. Наличие собственной точки зрения при раскрытии темы.

  5. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне: авторы и их научные теории, основные научные понятия.

  6. Аргументация собственной точки зрения с опорой на исторический, современный социальный и личный опыт.

  7. Свободная композиция повествования.

  8. Четкость выводов, их соответствие задачам, поставленным автором.

Максимальный балл по каждому критерию – 5.



Просмотр содержимого документа
«2017г. ответы 7-8 класс»

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

7-8 класс

Школьный этап

2017-2018 учебный год

Максимальный балл- 100



Фамилия, имя___________________________________________Класс_______________________


1. «Да или нет?» Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если «Нет», внесите свои ответы в табличку.

1)Личность – отдельно взятый представитель всего человеческого рода, совокупность врожденных черт, присущих Homo Sapiens.

2)Способом производства в традиционном обществе являются сельское хозяйство, народные промыслы, ручное производство.

3)Обществом можно считать обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней част мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

4)Современное общество зависит от природы, т.к. обеспеченность природными ресурсами является единственным фактором общественного развития.

5)Деятельность- присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.

6) Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма.

7) Труд врача, учителя и менед­жера — пример производительного труда.

8) Рост цен является глобальной проблемой современного общества

9) Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капита­листическую.

10) Термин «постиндустриальное общество» ввел в научный оборот в середине XX века Освальд Шпенглер.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

да

да

нет

да

да

нет

нет

нет

нет

По 2 балла за каждую верную позицию. Всего-20 баллов



2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свои ответы в таблицу.

2.1 Кто из указанных граждан имеет право баллотироваться в президенты?

а) восемнадцатилетний К. студент ВУЗа.
б) двадцатипятилетний выпускник юридического факультета.
в) сорокалетний депутат Государственной Думы РФ.
г)тридцатишестилетняя гражданка РФ, которая привлечена к административной ответственности за мелкие кражи.
д)гражданин РФ предпенсионного возраста, работающий на промышленном предприятии .
е)гражданкаМ., получившая гражданство РФ 3года назад .

ж)гражданка Н., отслужившая 30 лет в органах МВД



2.2 К полномочиям Государственной Думы РФ не относится: 

а)объявление амнистии ;
б)решение вопросов предоставления гражданства ;
в)решение вопроса о доверии Правительству РФ ;
г) объявление войны иностранному государству
д) принятие решения об отставке Правительства РФ ;
е)утверждение изменения границ между субъектами РФ.

ж) осуществление помилования уголовных преступников



2.3 Что из перечисленного характеризует постиндустриальное общество? 

а)развитие глобальных компьютерных сетей;
б)земля- основной фактор производства ;
в) непрерывное образование
г)ведущая роль науки в обществе ;
д)серийное производство товаров массового потребления;
е)появление массовой культуры.


2.1

2.2

2.3

вгдж

бгдеж

авг

По 2 балла за каждую верную позицию. Всего- 24 балла.



3. Решите социологическую задачу.

Ученикам одной из школ было задано коллективное задание. Все они собрались после уроков, чтобы выполнить его, за исключением одного мальчика по имени "Н". Дети встретили "Н" гуляющего на улице со всеми друзьями, он сделал вид, что даже не заметил их. На следующий день, когда учительница проверяла выполненное задание, "Н" сообщил, что помогал бабушке и именно поэтому не смог собраться вместе с ребятами. Дети промолчали. После уроков все ученики ждали "Н" на школьном дворе, чтобы узнать причину, по которой он посмел соврать учителю. Мальчик не сознавался в содеянном, а лишь доказывал свою точку зрения. Спор вышел за рамки дозволенного, и дети перешли на личные оскорбления в адрес друг друга. После долгой ссоры "Н" пообещал, что расскажет учительнице правду. Все ученики разошлись по домам.

1)О каком конфликте идет речь?

2)Назовите стадии его развития и проиллюстрируйте их фрагментами из текста.

3)Какой путь решения конфликта выбрали ребята в данной ситуации?



Ответ:

1)Межличностный конфликт

2)Скрытая стадия – дети увидели мальчика, который гулял со своими друзьями, вместо того, чтобы делать с ними домашнее задание.

Стадия напряженности – дети промолчали, когда мальчик лгал.

Стадия противостояния – ребята перешли на личные оскорбления в адрес друг друга.

Стадия завершения – мальчик пообещал рассказать правду, дети разошлись.

3) В данной ситуации ребята договорились между собой об оптимальном решении конфликта через процедуру переговоров.

За верно указанный конфликт-1 балл, за каждую верно указанную стадию- 1 балл, за каждую иллюстрацию фрагмента из текста- 1 балл, за верно указанный путь решения- 1 балл. Всего-10 баллов.




4. Используя ВСЕ приведённые слова , составьте определение двух обществоведческих понятий. Запишите в таблицу термины и рядом запишите составленные вами определения. 

1)направленная,человека,эстетических,создание,деятельность,и,ценностей,освоение,на
2)знаний ,это, людей, направленная ,их, духовная, на ,и , получение, деятельность, обоснования.


Ответ:
1) Искусство - деятельность человека ,направленная на освоение и создание эстетических ценностей.

2) Наука -это духовная деятельность людей ,направленная на получение знаний и их обоснования.

По 2 балла за каждое понятие, по 3 балла за каждое определение. Всего- 10 баллов.



5. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.


Индивидуальное предпринимательство - это индивидуальная трудовая деятельность физического лица, формально закрепленная в местных органах власти. основанная на его (1), ответственности и (2). Основной целью предпринимательской деятельности является систематическое получение (3). Малый (4) во всем его многообразии развивает рыночную (5). Индивидуальное предпринимательство способствует демонополизации рынка. Данная организационно-правовая форма деятельности отличается упрощенной системой регистрации и налогообложения. В обязанности индивидуального предпринимателя входят своевременное представление налоговой отчетности, уплата (6). Деятельность индивидуального предпринимателя может прекратиться в судебном порядке. (7) вправе прекратить индивидуальную деятельность в случае признания предпринимателя (8) или нарушителем действующего законодательства.


А) самостоятельность Б) инвестиции В) бизнес Г) Суд Д) качество Е) налоги Ж) риск

З) банкрот И) менеджмент К) собственность Л) государство М) прибыль Н) конкуренция О) госбюджет П) демонополизация Р) индивидуальная


1

2

3

4

5

6

7

8

А

Ж

М

В

Н

Е

Г

З

По 2 балла за каждую верную позицию. Всего-16 баллов.



6. Гражданка К. и гражданин М. вступили в брак. В самом начале своей семейной жизни молодожены выяснили, что их мнения относительно некоторых вопросов различны. Например, К. хотела уехать из маленького родного городка, а М. считал, что им с женой будет гораздо лучше жить вдали от больших городов. М. настаивал на том, что жена должна развиваться и работать по своей профессии, а К. хотела заниматься исключительно собой.

1)Как называется основной нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения?

2)Укажите основные принципы, регулирующие семейные отношения.

Ответ: 1) Семейный кодекс РФ

2)Могут быть указаны следующие принципы:

  1. Признание брака, заключенного только в органах загса.

  2. Религиозный обряд брака (венчание) и фактические брачные отношения не имеют правового значения и не влекут взаимных прав и обязанностей супругов.

  3. Добровольность брачного союза.

  4. Равенство супругов в семье.

  5. Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

  6. Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов.

  7. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.

  8. Единобрачие (моногамия).

  9. Свобода расторжения брака под контролем государства.

За верно названный нормативный правовой акт- 2 балла, за верно указанные 1-2 принципа- 1 балл, за верно указанные 3-4 принципа- 2 балла, за верно указанные 5 и более принципов- 3 балла. Всего- 5 баллов.


7. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

  1. Способность к познанию и логическому мышлению особенно важна в нестандартных ситуациях, когда надо решать новую задачу, а старые способы не годятся.

  2. В развитых странах прилагаются усилия по регулированию процесса увеличения доли городского населения.

3)Совершенное правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения.

4)Ко всем людям нужно относиться с уважением, пониманием, доброжелательно и терпимо.

5)Процесс роста цен и падения покупательной способности денег имеет неоднозначные последствия.


1

2

3

4

5

Интеллект

Урбанизация

Юридическая ответственность

Толерантно(толерантность)

Инфляция

За каждый верно указанный термин- 2 балла. Всего- 10 баллов.



8. Решите логическую задачу.

У Коровина и Медведева по два сына. Все они младше 9 лет. Имена мальчиков - Алексей, Захар, Иван и Слава. Алексей на 3 года моложе своего брата. Захар – самый старший среди мальчиков. Иван вдвое младше младшего сына Коровина. Слава на 5 лет старше младшего сына Медведева. 5 лет назад разница между суммами лет сыновей в одной семье и другой семье была такая же, как сейчас. 
Назовите имена и фамилии мальчиков. 
Сколько лет каждому из них? 

Ответ: Захару Медведеву 8 лет; Славе Коровину 7 лет; Алексею Коровину 4 года; Ивану Медведеву 2 года.

Решение: 
Предположим: 
1. Иван вдвое младше младшего сына Коровина. Отсюда следует, что Иван - Медведев самый младший из всех. Пусть ему 1 год. 
2. Слава на пять лет старше младшего сына Медведева. Отсюда следует, что Слава - Коровин ему 1+5 = 6 лет 
3. Алексей на три года моложе своего брата. Отсюда следует что он не брат Ивана, т.к. Ивану 1 год , а значит он не Медведев, следовательно он Коровин, брат Славы, которому 6 лет.... Алексею 6-3=3 года... В этом случае не выполняется условие: Иван вдвое младше младшего сына Коровина. 
Отсюда следует: Ивану не 1 год. 
1. Пусть Ивану 2 года. 
2. Тогда Славе 2+5 = 7 лет 
3. Тогда Алексею 7-3=4 года 
4. 2. Захар самый старший. Следовательно, он старше Славы, которому 7 лет. Единственный вариант Захару может быть 8 лет только. 
Если Ивану 2 года: 
Сейчас: (8+2)-(7+4) = -1 
5 лет назад: (3-3)-(2-1) = - 1 
-1=-1 верно 
Отсюда следует: Ивану 2 года. 
Другие варианты не могут быть рассмотрены, т.к. Захару не может быть больше 8 лет. 

За верный ответ-2 балла, за обоснованное решение- 3 балла, всего- 5 баллов.



Член жюри: ________________________(__________)



Просмотр содержимого документа
«2017г. ответы 9 класс»

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 9 класс

Школьный этап 2017-2018 учебный год

Максимальный балл- 100

ОТВЕТЫ.

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

АВГДЕ

АБГД

БГДЕ

В

АВД

БВД

За каждый верно указанную позицию -1 балл. Всего- 20 баллов.

2. "Да" или "нет"? Если вы согласны с утверждением ,напишите "Да", если не согласны-"Нет". Внесите ответы в таблицу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

нет

да

да

нет

нет

да

да

нет

нет

За каждый верный ответ- 2 балла. Всего- 20 баллов.

3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. Дайте определение понятиям.

1) Артефакт- какой-либо искусственно созданный носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации; предмет культуры в трёх основных сферах её бытия: культура материальная, духовная, человеческих отношений.

2) Элитарная форма культуры- разновидность духовной культуры, направленной на узкий круг специалистов в области искусства, например – балете, некоммерческом кино, абстрактной живописи, классической музыки.

3) Сепаратизм- стремление части (субъекта) федерации, территории страны выйти из состава государства, создать собственное независимое государство.

4) Приватизация- передача (продажа) государственного имущества в собственность частных лиц.

5) Импичмент- процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с последующим их отстранением от должности.

За каждое верное указанное понятие- 2 балла, за каждое верное определение этого понятия - 2 балла. Всего- 20 баллов.

4. На основании предложенного текста укажите номера верных выводов, предложенных автором.

Ответ: 2,4,5,6,7. За каждую верную позицию-1 балл.

5. Используя все приведенные ниже термины, заполните схемы.

Общество




элементы

человек


индустриальное

сферы




Социальная группа


типы

социальная



политическая


Социальный институт



духовная


экономическая


традиционное



постиндустриальное




За каждый верно указанный ответ- 1 балл. Всего-14 баллов.

6. Решите логическую задачу.

Ответ:

сейчас декабрь. Никита, Света, Яна говорят правду.
Лиза и Яша врут.

 Пояснение: Никита говорит, что через месяц будет февраль, значит он за декабрь
Света говорит, что октябрь был два месяца назад, значит она за декабрь
Лиза говорит, что прошлый месяц был февраль, значит она в марте-ложь. 
Яша говорит, что неделю назад был февраль- он тоже за март-ложь
Яна говорит, что только через пять недель будет февраль-она за декабрь.
Ну и 3 голоса против двух, значит у них декабрь.

За верный ответ-2 балла, за пояснение решения-3 балла. Всего- 5 баллов.

7. Прочитайте притчу и ответьте на вопросы.

1)Провокация

2) Испугался поражения (возможен другой, близкий по смыслу, вариант ответа)

3) Он ответил: «Своему прежнему хозяину».

За верный ответ на первый вопрос -1 балл, за верный ответ на второй вопрос -2 балла, за верный ответ на третий вопрос- 2 балла. Всего- 5 баллов.

8. Прочитайте ниже предложенный текст и выполните все задания.

8.1. Какое социологическое понятие скрыто в предложенном тексте? (1 балл)

Понятие Семья

8.2. Дайте определение этому понятию.( 1 балл)

Семья - это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга, основанный на браке или кровном родстве.

8.3. Приведите две характеристики этого понятия, опираясь на данный текст, поясните их.(За каждую верную характеристику-1 балл, за каждое верное пояснение-1 балл. Всего- 4 балла)

Характеристика №1 Расширенная (многопоколенная) семья. Такие семьи объединяют под одной крышей два-три поколения.

Характеристика №2 Традиционная, или патриархальная семья. Такая семья предполагает главенство мужчины. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и воспитатель детей.

8.4. Определите групповую направленность этого понятия. Укажите 3 признака этого понятии. ( 2 балла за верно указанную групповую направленность, за каждый признак по 1 баллу)

Групповая направленность: ориентированность на ценности нравственно-психологического характера: воспитание детей в атмосфере любви и взаимопонимания; уверенность в прочности брака; интересный досуг.

Могут быть указаны следующие признаки:

  1. союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона; вступление в брачные отношения на добровольных началах;

  2. общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей; моральное, психологическое и нравственное единство;

  3. вступление в близкие, интимные отношения;

  4. рождение, воспитание и социализация детей.

Всего-11 баллов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!