Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
11 класс
Школьный этап
2017-2018 учебный год
Максимальный балл- 100
Фамилия, имя___________________________________________Класс_______________________
1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.
1.1 Что выступает формой чувственного познания?
а) гипотеза
б) восприятие
в) суждение
г) представление
д) ощущение
1.2.Элементы политической элиты современного общества:
а) министры
б) лидеры гражданских объединений
в) глава государства
г) руководители крупнейших предприятий
1.3. Отличительными чертами человеческой деятельности от животного являются:
а) способность преобразовывать окружающую действительность
б) ориентируется исключительно на удовлетворение физических потребностей
в) способность к целеполаганию
г) способность приспосабливаться к окружающей среде
1.4.Источниками права являются:
а) юридический прецедент
б) судебный прецедент
в) брачный договор
1.5.Подсистемами политической системы являются:
а) институциональная
б) фискальная
в) коммуникативная
г) нормативная
д) религиозная
1.6.К особенностям демократического политического режима относятся:
а) директивное планирование
б) однопартийность
в) запрет частной собственности
г) выборность основных органов власти
д) признание народа источником власти
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 |
. | | | | | |
По 1 баллу за каждую верно указанную позицию.
2. «Да или нет?» Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если «Нет», внесите свои ответы в табличку.
1. Религиозная картина мира характеризуется теоцентричностью.
2. Траст – право собственника передавать право управления своим имуществом другому лицу, без права вмешательства в его действия.
3. Одной из форм выражения права является диспозиция.
4. В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности.
5. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества.
6. Конвенции и декларации относятся к международному праву.
7. Сословное деление общества выражает особенность политической системы.
8. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть».
9. Современный тип союза науки и искусства представлен школой «научного креационизма».
10. Основная цель фискальной политики государства – стабилизация уровня совокупного спроса.
По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего- 10 баллов.
3. Установите соответствие:
3.1 Между видами источников права и их сущностью:
| Наименование вида | | Его сущность |
1 | Нормативный правовой договор | А | Нормы, одобренные государством, которое выступает в качестве источника права, но сложившийся в обществе без участия государства. |
2 | Правовая доктрина | Б | Правовой акт, представляющий собой решение конкретного дела, впоследствии становится правилом для решения аналогичных дел. |
3 | Правовой обычай | В | Документ, изданный органом государственной власти, регулирующий общественные отношения. |
4 | Судебный прецедент | Г | Изложение правовых принципов представителями власти и юридической науки. |
| | Д | Документ, выражающий взаимное принятие юридических обязанностей по воле сторон. |
3.2 Установите соответствие между авторами и их высказываниями:
| Автор | | Цитата |
1 | В. Гюго | А | Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более право над ним, какое ему закон над преступниками |
2 | А.Н. Радищев | Б | Научное понятие диктатуры означает ничто иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть. |
3 | В.И. Ленин | В | Высший суд - суд совести |
4 | Ф-М-Вольтер | Г | Угрызение совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников |
По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего- 8 баллов
4. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.
1) агностицизм, чувственное познание, рационализм, получение знания
_____________________________________________________________________________
2) отсутствие безработицы, директивное планирование, расточительное отношение к ресурсам
_____________________________________________________________________________
3) огромное число последователей во всем мире, выполнение терапевтической функции, равенство людей
_____________________________________________________________________________
По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего-3 балла.
5. На основании текста укажите номера верных выводов, предложенных автором.
Культура изучается такой дисциплиной, как культурология. Культурологи понимают культуру только как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. Культурологи выделяют два вида культуры: материальную и духовную, однако это деление достаточно условно. Культура выступает одним из агентов социализации, который формирует духовный мир человека, дополняющий его личность, и духовный мир общества, являющийся надиндивидуальной реальностью, состоящий из ценностей, определяющих содержание, качество и направленность социального бытия. Элементами духовной жизни являются ценности, потребности и отношения. С момента возникновения культура делится на народную, элитарную и массовую, отличающиеся по содержанию, аудитории и порогу входа.
Одними из составляющих культуры является субкультура, представляющая собой систему ценностей, присущей определённой группе. Большинство субкультур являются молодёжными, развивающимися чаще всего на основе стилей музыки одежды. Её представители стараются сформировать свой образ жизни и выработать отличные от остальных культурные основы существования.
Выводы:
1. Также существует понимание культуры в узком смысле как процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
2. Деление на материальную и духовную культуру не является условным; эти две сферы никогда не пересекаются.
3. Духовный мир человека неотделим от его личности
4. Духовный мир общества состоит также из духовных потребностей и духовного потребления.
5. Народная, элитарная и массовая культуры возникли в разное время.
6. Субкультура не является частью общей культуры, а противопоставляет себя ей.
Ответ:_______________________________________________________________________
За каждую верную позицию по 1 баллу.
6. Решите задачи:
6.1 Решите правовую задачу. Гражданин К. устроился в фирму на испытательный срок, проработав четыре дня, он пришел к тому, что данная работа ему не по душе. За три дня до своего ухода К. сообщил начальству о том, что хочет уволиться на испытательном сроке по собственному желанию.
Руководитель ответил: для того, чтобы уволиться, придётся отработать ещё две недели.
Правомерен ли указ руководителя?
Какой срок нужно отработать гражданину К. по закону? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2 Решите логическую задачу:
Во время путешествия четверо друзей из разных стран на память обменялись брелками и футболками, (при чём ни один из них не получил брелок и футболку от одного и того же человека). Брелок Генри получил тот, кому досталось футболка Яна. Брелок Марка получил Михель. Яну достался брелок того, чью футболку взял Генри.
Определите, кто кому отдал свои вещи. Обоснуйте свой ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За каждый верно указанный ответ- 2 балла, за каждое пояснение решения- 3 балла. Всего- 10 баллов.
7. Проанализируйте представленные ниже данные и выполните предложенные задания, связанные с их анализом
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/27/s_5a9576e21866b/s844369_1_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/27/s_5a9576e21866b/s844369_1_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/27/s_5a9576e21866b/s844369_1_3.png)
7.1) Оцените динамику изменения ВВП России за последние десять лет. ( 2 балла)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.2) Какие 2 вывода можно сделать, если сопоставить график абсолютного ВВП и ВВП на душу населения? (за каждый верный вывод- 1 балл)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.3) Дайте определение ВВП ( 1 балл)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.4) Объясните разницу между ВВП и ВНП (1 балл)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.5) Назовите методы расчёта ВВП и приведите формулу к каждому из них:
а) по доходам(1 балл)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) по расходам(1 балл)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) по добавленной стоимости( 1 балл)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего - 9 баллов.
8.Напишите эссе по одной из предложенных тем ( всего – 40 баллов)
1) «Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться» (Анри Бергсон)
2) «Ничто в свете не заслуживает такого удивления, как человек, умеющий мужественно переносить несчастья» (Сенека)
3) «Стоит приглядеться нам к своей жизни, мы найдем достаточно оснований удивляться и стыдиться своих поступков» (Альбер Камю).
4) «Высочайшее искусство состоит в том, чтобы скрывать его» (Дени Дидро)
5) «Государство есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство» (Макс Вебер)
6) «Великий повелитель не обязан соблюдать данное им слово или клятву, если он ограничивает ими свою власть» (Шарль Монтескье)
7) «Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней, не бывает развития» (Йозеф Шумпетер).
8)«Безработица как таковая, пусть обеспеченная или затопленная частными и государственными субсидиями, унижает человека и делает его несчастным» (Иван Ильин)
9) « Идея судебного процесса заключается в том, что, если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, то правда всплывет наружу» (Бернард Шоу)
10) «Законы точно паутина, в которую попадает мелкая мошкара, но через которую прорываются шершни и осы» ( Джонатан Свифт).
Жюри при проверке будет руководствоваться
оценкой работы по следующим критериям:
Интерпретация проблемы, поднятой автором высказывания.
Актуальность проблемы.
Обоснование выбора темы.
Наличие собственной точки зрения при раскрытии темы.
Раскрытие проблемы на теоретическом уровне: авторы и их научные теории, основные научные понятия.
Аргументация собственной точки зрения с опорой на исторический, современный социальный и личный опыт.
Свободная композиция повествования.
Четкость выводов, их соответствие задачам, поставленным автором.
Члены жюри: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________