СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вспомогательные материалы для учителей алгебры на тему "Приемы быстрого счета"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вспомогательные материалы для учителей математики на тему "Приемы быстрого счета"

Просмотр содержимого документа
«Вспомогательные материалы для учителей алгебры на тему "Приемы быстрого счета"»

.Приёмы быстрого счёта


1. Сложение и вычитание

Сложение двузначных чисел

Если последняя цифра двузначного числа больше пяти, округляем его в сторону увеличения. Выполняем сложение, из полученной суммы вычитаем «добавку».

Например: 34 + 29 = 34 + 30 – 1 = 63

46 + 58 = 46 + 60 – 2 = 104

25 + 76 = 25 + 80 - 4 =101

Если последняя цифра двузначного числа меньше пяти, то складываем по разрядам: сначала складываем десятки, затем - единицы.

Например: 67 + 22 = 67 + 20 + 2 = 89

59 + 44 = 59 + 40 + 4 = 103


Сложение трехзначных чисел

Необходимо разобрать трехзначные числа на сотни, десятки, единицы и поочередно их сложить.

Например: 333 + 666 = (300 + 600) + (30 + 60) + (3+6) = 999

234 + 321 = (200 + 300) + (30 + 20) + (4 + 1) = 555


Вычитание многозначных чисел

Если число единиц каждого разряда уменьшаемого больше, то вычитаем поразрядно и результаты складываем.

Например: 654 – 323 = (600 - 300) + (50 - 20) + (4 - 3) = 300 + 30 + 1 = 331.

Если меньше, то занимаем у высшего разряда.

Например: 647 – 256 = (600 - 200) + (140 - 50) + (7 - 6) = 300 + 90 + 1 = 391.








2.1. Умножение



Умножение на 4

Это очень простой прием, хотя очевиден лишь для некоторых. Хитрость в том, что нужно просто умножить на 2, а затем опять умножить на 2.

Например: 156 * 4 = (156 * 2) + (156 * 2) = 312 + 312 = 624

214 * 4 = (214 * 2) + (214 * 2) = 428 + 428 = 856


Умножение на 5

Чтобы число умножить на 5, нужно умножить его на 10 и разделить на 2.

Например: 123 * 5 = (123 * 10) : 2 = 1230 : 2 = 615

527 * 5 = (527 * 10) : 2 = 5270 : 2 = 2635


Умножение на 9 чисел от 1 до 9

Чтобы умножить любое число от 1 до 9 на 9, необходимо посмотреть на руки. Загните палец, который соответствует умножаемому числу (например, 9×4 – загните четвёртый палец), посчитайте пальцы до загнутого пальца (в случае 9×4 – это 3), затем посчитайте после загнутого пальца (в нашем случае – 6). Ответ – 36. (Приложение 1)



Умножение любого числа на 9

Для решения таких примеров достаточно умножить нужное значение на 10 и вычесть из получившегося ответа это же число.

Например: 17* 9 = 17 * 10 – 17 = 170 – 17 = 153

367 * 9 = 367 * 10 – 367 = 3670 – 367 = 3303


Умножение любого числа на 11

Похожим образом выглядит умножение любого значения на 11: мы находим произведение нашего числа и 10, а затем прибавляем к получившемуся выражению наше число.

Например: 53* 11 = 53 * 10 + 53 = 530 + 53 = 583

478 * 11 = 478 * 10 + 478 = 4780 + 478 = 5258




Умножение на 22; 33; 44; 55; 66; 77; 88; 99

Чтобы умножить двузначное число на 22; 33; 44; 55; 66; 77; 88; 99, необходимо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа на 11. Выполнить умножение сначала на однозначное число, а затем на 11.

Например: 16 * 33 = 16 * 3 * 11 = 48 * 11 = 528

25 * 55 = 25 * 5 * 11 = 1375


Умножение двузначного числа на однозначное

Проще всего производить такую операцию методом разбора множителей на десятки и единицы.

Например, нам требуется перемножить 46 и 8. Для этого мы разделяем 56 на составные части, получается 40 и 6. Теперь мы отдельно перемножаем наши десятки и единицы на однозначное число и ищем их сумму. Получается 40 * 8 + 6 * 8 = 320 + 48 = 368


Умножение двузначного числа на двузначное (1 способ)

Нахождение результата умножения двузначных чисел похоже на предыдущий метод. К примеру, необходимо найти произведение 34 и 25. Для этого мы разбиваем одно из чисел на десятки и единицы и перемножаем их на наш множитель, а затем складываем полученные выражения: 30 * 25 + 4 * 25 = 750 + 100 = 850. Чем больше каждое из чисел, тем сложнее находить результат умножения.


Умножение двузначного числа на двузначное (2 способ)

Берём разницу первого числа и 100, прибавляем к нему разницу второго числа и 100, затем вычитаем из ста полученную сумму — это будет первые две цифры ответа, затем перемножаем первые две разницы между собой — это последние две цифры ответа.

(Приложение 2)

Например: 97 * 96

1) 100 – 97 = 3

2) 100 – 96 = 4

3) 100 – (3 + 4) = 93 – первые две цифры ответа

4) 3 * 4 = 12 – последние две цифры ответа

Ответ: 9312



2.2. Степени и корни


Возведение в квадрат числа, оканчивающегося цифрой 5

Чтобы возвести в квадрат число, оканчивающееся цифрой 5, умножают число, образованное цифрами, стоящими до 5 на следующее за ним при счете, и дописывают 25.

Например: 452 = 2025: 4 * 5 = 20

752 = 5626: 7 * 8 = 56


Кубический корень

Кубы чисел 0,1,4,5,6,9 оканчиваются той же цифрой (93 729), а числа 2 и 8, 3 и 7 образуют пары, в которой куб одной цифры оканчивается другой.

03

13

23

33

43

53

63

73

83

93

0

1

8

27

64

125

216

343

512

729


Например:

474 лежит между 343 и 512. Следовательно, цифра десятков равна 7 (т.к. ближе к 7, чем к 8). Последняя цифра 2 получается при возведении в 83. Значит, цифра единиц равна 8.

Ответ: 78





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!