СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Встреча словарей»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Встреча словарей»»

Разработка занятия по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления на тему:

«Встреча словарей»

Пояснительная записка

В современных условиях развития науки и техники, в условиях быстрого накопления информации, невозможно обучать человека чему-то, не заронив в нем интереса к накоплению знаний, не развивая творческую инициативу, не повышая интеллектуальный уровень, не научив учиться.

А что такое интеллект? В толковом словаре об этом говориться так: ИНТЕЛЛЕКТ – это мыслительные способности человека, ум, рассудок, разум, уровень умственного развития.

Внеурочная деятельность дает педагогу большие возможности повышения интеллекта учащихся, формируя у них нравственные качества. Все это необходимо современному человеку-нашему подрастающему поколению.

Современное общество любого государства, любой страны заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны мыслить самостоятельно, активно действовать, принимать решения, чтобы они обладали высоким интеллектом. В связи с этим перед школой стоят задачи подготовить выпускников способных:

- самостоятельно мыслить, решать проблемы, творчески использовать свои знания.

- уметь анализировать, делать выводы

- быть общительным, контактным с различными людьми, в различных ситуациях

- самостоятельно работать над своей духовной культурой

Перед учителем встают задачи формирования интереса к предмету, к обучению, воспитания творческой личности, обладающей высоким интеллектом.

Чтобы повысить результативность усвоения учебного материала, повысить интеллект учащихся, развивая самостоятельность, любознательность необходимо много внимания уделять внеурочной деятельности ребят. Для этого можно использовать различные виды работ: это и лекции-концерты, зачеты в игровой форме Что? Где? Когда?, конкурсы, заседания, викторины, различные приемы.

Существуют различные виды внеурочной деятельности. Например, лекции-концерты, как правило, насыщены большим объёмом информационного материала, которые излагает учитель, или сильные ученики, либо учащиеся старших классов. В ходе данных занятий можно вводить короткие сообщения учащихся, работу в малых группах, чтение стихов наизусть. Подобного типа мероприятия помогают закрепить у учащихся определенные навыки, такие как попутное составление планов, умение конспектировать, вести поисковую работу. Концерты дают возможность почерпнуть много нового и интересного. Зачетные мероприятия, которые тесно связаны с уроками содержат различные формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные. Данные мероприятия предусматривают разнообразие заданий: опережающие задания, заучивание наизусть стихотворений, отрывков из произведений, составление литературных кроссвордов, ребусов, подготовка сообщений, докладов. Можно использовать презентации различного характера и различные приемы: «снежный ком», эссе, литературные диктанты, поисковые задания по словарям, побуждающий к поискам диалог.

Практика показывает, что данные мероприятия делают ребят более собранными, а дифференцированные задания помогают всем учащимся принять участие в процессе обучения, выявления новых знаний, повышение интереса к предмету и, конечно, повышению интеллекта.

Игровые занятия, конечно же, одни из самых увлекательных, эмоциональных видов внеурочной деятельности. Игра вовлекает в процесс обучения незаметно, ненавязчиво, даже слабоуспевающие и пассивные дети стараются не подвести ребят из своей группы, команды., прилагают все усилия, знания, чтобы ответить на вопросы. Игры могут носить различный характер. Это может быть игра «Эрудит», «Соколиный глаз», ассоциации, корректор. Дидактические игры помогают как в процессе обучения, так и в процессе воспитания.

Трудно ответить на вопрос какими должны быть внеурочные мероприятия, пробуждающие интерес к русскому языку, к литературе, воспитывающие в учащихся нравственные качества, формирующие творческое начало, повышая интеллект. Но хочется верить, что вся эта работа поможет ребятам овладеть навыками и умениями, которые прежде им казались недосягаемыми

















Тема: «Встреча словарей». Работа со словарями на материале «Лексика

и фразеология».

Тип занятия: исследовательский

Формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная,

групповая.

Цели:

Обучающая: Закрепить навыки работы со словарями, расширить словарный запас учащихся, закрепить навыки употребления фразеологизмов в своей речи.

Развивающая: Развить познавательные способности детей, развить логическое мышление и формировать умение самостоятельного мышления.

Воспитательная: Формировать интерес к русскому языку, воспитать чувство правдивости, формировать нравственные качества, воспитать бережное отношение к книгам.

Планируемые результаты и формирование УУД:

Познавательные:

- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

- самостоятельное создание способов решения проблемы;

- умение делать выводы в результате совместной работы.

Личностные:

- формирование адекватной самооценки, самоуважения и самопринятия;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-учиться формулировать свое мнение и позицию;

- формирование границ собственного знания и «незнания»;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- различать способ и результат действия;

- умение отличать верно выполненное задание от неверного;

- учитывать выделенные ориентиры действий

в новом материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

- понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственных, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь взаимодействовать со сверстниками,

поддерживать доброжелательные отношения;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.



Оборудование: словари: «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля: «Словарь русского языка» (1949) Ожегова, «Орфографический словарь» Д. И. Ушакова и С. Е. Крючкова; «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова; «Толковый словарь иностранных слов» Л.П. Крысина, «Словарь синонимов русского языка» Александрова 3.Е., «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова, карточки, игры: фразеологическое лото, лото антонимов, таблицы, мультимедийная презентация.



Организационный момент:

Вступительное слово учителя.

Русский язык – это язык Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого, Чехова, Горького. Русский язык – один из богатейших и красивейших языков мира. Помочь овладеть им в полной мере помогут нам книги, словари. Ребята, сегодня мы вспомним все, что вы знаете о словарях, узнаем о том, как работать со словарями. Чтобы нам было легче работать, привлечем помощников. Кто же они? Это ваши знания по теме «Лексика и фразеология», это книги, это словари. Богатая лексика собралась в словарях. Сейчас давайте выясним:

- Какие словари существуют?

Орфографический словарь

Словарь синонимов

Словарь антонимов

Фразеологический словарь

Этимологический словарь

Толковый словарь

И множество других словарей.

( слайд)

2.Какой словарь поможет нам узнать о лексическом значении слова?

Толковый словарь

(слайд)

3. Какие толковые словари есть у нас в русском языке? Кто их составители?

Словарь XIX века. В.И.Даль. 200 тыс слов и 30 тыс пословиц и поговорок (два тома)

Словарь Ушакова (4 тома) 35-40 гг

Словарь Ожегова изд 1953 г. 52 тыс слов.( самая удобная книга, потому что он однотомный и имеет большое количество слов)



Основная часть занятия.

Работа со словарями.

Сначала познакомимся со словарем Ожегова «Словарь русского языка». Сам автор пишет в своем словаре:

«…Настоящий словарь русского языка представляет собой общедоступное пособие, которое призвано содействовать культуре речи, изучению и пониманию современного русского литературного языка…». В статье «Сведения, необходимые для пользующихся словарем» автор продолжает: «Однотомный словарь русского языка является руководством к правильному употреблению слов, к правильному образованию их форм, к правильному произношению, а также к правильному написаю слов в современном русском литературном языке».

Ребята, давайте поработаем в группах, узнаем о словах по различным словарям.

Задание 1

Найти в словаре слово ПРАВДА и ДОБРО . Выписать сведения о них.

Эти слова многозначные, каковы же их значения?

( Даются комментарии как правильно искать слова:

– по алфавиту ищем слово

- читаем полностью все его значения,

- выписываем кратко несколько значений)



1 группа: ( словарь Ожегова) (слайд)

ДОБРО́, -а, ср.

1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла (посл.). Д. должно быть с кулаками (афоризм).

2. Имущество, вещи (разг.). Чужое д. Накопить добра.

3. О ком-чём-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром не надо.

ПРА́ВДА, -ы, жен.

1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет (посл.).

2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду. П. на твоей стороне. Счастье хорошо, а п. лучше (посл.).

3. То же, что правота (разг.). Твоя п. (ты прав). Бог правду видит, да не скоро скажет (посл.).

4. вводн. Утверждение истинности, верно, в самом деле. Я, п., не знал этого.

5. союз. Хотя и, следует признать, что (разг.). Погуляли хорошо, п. устали.

6. частица. Выражает утверждение, уверенное подтверждение. Я правда уезжаю. Говорят, ты женишься?



2 группа (словарь Даля) (слайд)

ДОБРО

ср. вещественно, все доброе ср. имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. движимость. Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах.

| В духовном ·знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.

| Название буквы Д.

| нареч. хорошо, ладно. Приходи же. Добро, приду.

| Ладно, кстати, впору. Аль ужь добро идти? пора.

| твер. ненужно, непочто. Мне туда ехать добро, не надо.

| Угроза: ужо, воть я тебя. Добро, попадешься ты мне!

| С частицей бы, если бы, когда б, пусть бы. Добро бы путный был, а то шатун. Сладить с кем добром, без ссоры, кары, мирно. С ним добром (по добру) не разделаешься. Убирайся по добру, по здорову.

ПРАВДА

жен. истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость. Творите суд и правду. Стоят за правду. Нет правды на свете суда по правде. Истина от земли воссия, и правда с небесе приниче, Псалтирь..правосудие свыше.

| Неумытность, честность, неподкупность, добросовестность. Ходяй непорочен и делаяй правду, Псалтирь. Он живет по правде, противоп. по кривде кривдою. Правдою жить, палат каменных не нажить.

| Правдивость, как качество человека, или как

| принадлежность понятия, или рассказа, описания чего словами, полное согласие слова и дела, истина, противоп. ложь. В зтом человеке, одна правда, нет лжи. Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи! Грибоедов. В словах его много правды, он прав, говорит правду. Рассуди ты его правду, а мою кривду! шуточн.

| Праведность, законность, безгрешность. Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не впадете в царствие небесное, Матф.

| По первому коренному знач., правдой зовется судебник, свод законов, кодекс. Русская Правда и Правда Ярославлева, сборник узаконений, уставник.

Задание 2

Теперь поработаем со словарем В.И.Даля. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Обе группы читают и объясняют значение пословиц.



1 группа

Добро и во сне хорошо.

Доброму делу не кайся.

доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Добрым делом не кори.



2 группа

Без правды жить легче, да помирать тяжело.

Правда- свет разума.

Кто правдой живет, тот добро наживет.

Не ищи правду в других, если в тебе ее нет.



Задание 3

Работа со словарем синонимов.

Какой словарь поможет собрать друзей слов «правда» и «добро»? Какие слова близки по своему значению к этому слову? Найдите эти слова в словаре синонимов.

Правда

истина,

справедливость.

Добро

Благо

Собственность



(Сообщение словаря синонимов делает ученик, который подготовился заранее)

Синонимом слова «правда» является слово «истина», но синонимы они до тех пор, пока находятся в словаре. В живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно как сказать, т.е. есть какие-то нюансы, которые различают эти два слова. Нельзя, например, сказать конь или лошадь, ребенок или дитя, дорога или путь в разных контекстах. То же самое можно сказать о словах «правда» и «истина». Михаил Пришвин пишет: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться - истину надо искать»



Задание 4.

Работа со словарем антонимов.

Мы узнали о близких по значению словах. А есть ли противники у слов «Правда» и «добро»? Такие слова называются антонимами. В каком словари мы можем их найти? И какие эти слова?

Конкурс «Кто больше?»

Дети сначала сами приводят примеры любых антонимов.

-Найдите в словаре антонимы слов:

Правда

Ложь

Обман

Вранье(разг)

Кривда (народно-поэтич)

Добро

Худо

Зло



Сообщение словаря антонимов



– Скажи мне, друг, что будет, если

Столкнутся Ложь и Правда вместе?

– Итог заранее известен:

«До» – ты на троне, «после» – в кресле.

( Баракин.Д)



…Но как же остро хочется порою,

Устав от лжи бесчувственно-пустой,

Пробыть хоть час с открытою душой,

Где, словно луч с хрустальною водою,

Сверкает правда рыбкой золотой

(Э.Асадов)



- Какие слова-антонимы встретились в этих стихотворениях?



Задание 5

Работа со словообразовательным словарем

Словарь, который рассказывает о том, как образовались слова – это словообразовательный словарь.

. Какие слова можно образовать от слов «правда» и «добро»?

1 группа:

Правд(а)  правдивый  правдивО

правдАшний  ПО-правдашнЕМУ

Неправда

2 группа:



Добр(о)  добрЫЙ  НЕдобрый

доброТа

добрЕЙШий  НАИдобрейший



Задание 6.

Работа с фразеологическим словарем.

Фразеологических словарей очень много. В них большое количество устойчивых словосочетаний. Давайте поищем фразеологизмы со словами «правда» и «добро»

(По 4 человека)

Верой и правдой служить

Всеми правдами и неправдами

По правде говоря

Смотреть правде в глаза.



Помнить добро

До добра не доведет

От добра добра не ищут

Дать добро



Мини-конкурс знатоков фразеологизмов.

1.Придумать предложения или ситуации с данными фразеологизмами.

( например « Сегодня ученик Коля Иванов прогулял урок. Такое поведение до добра не доведет.»)



2.Найти в словаре фразеологизмы, связанные с хорошими, добрыми словами ( правда, честь, справедливость, дружба и т.д)

(В зависимости от количества словарей задания даются 4-5 ученикам)



Задание 7

Работа с орфографическим словарем.

Ребята, какой словарь поможет нам в правописании слов? Конечно же- это тот самый словарь, который чаще всех встречается у вас на партах во время уроков, дома. Это орфографический словарь. И в этом словаре мы найдем правописание слов правда, честность, справедливость, именно такие хорошие слова мы должны употреблять каждый день в нашей речи.

- Выписать 5 вежливых, добрых, хороших слов.

Задание 8

Работа со словарем иностранных слов.

«Иностранных слов словарь каждый в руки брать привык,

Пожелав узнать откуда слово в наш пришло язык»

Мы познакомились со многими словарями, а теперь попадаем в справочное бюро. Тут мы узнаем из каких языков пришли к нам некоторые слова. Словарь иностранных слов нам поможет.

-Найдите в словаре значения слов

Портфель

эпитет

абажур

магнит

таблетка

лабиринт

кабинет



Давайте для закрепления поиграем.

Карточки.

(Либо каждому ученику, либо, если мало карточек, то поделиться на пары или тройки)

Как это все можно назвать одним словом?

Составная часть чего-либо (компонент, колорит, комфорт)

Сплотить кого-либо для усиления деятельности (конспирировать, консолидировать, конкурировать) и т.д.



«Фразеологическое лото».

Одного поля ягоды – одинаковые

Ломать голову – думать

Семь пядей во лбу- умный

Держать в голове – помнить

Выйти из себя – рассердить

Спустя рукава – плохо

Бить баклуши - бездельничать



Лото антонимов:

Слабый – сильный.

Умный – глупый

Черный-белый

Большой-маленький

Громкий-тихий

Добро-зло

Сложный- простой

Рефлексия занятия и самооценка деятельности:

Подведение итогов занятия.

Какая информация для вас была открытием?

На какую ступень познания школьной лесенки вы поднялись сегодня?

Мы присутствовали на встрече со словарями и узнали каково значение каждого из них.



Конечно, тайны языка

Не все открыли мы пока,

Но это замечательно,

И очень увлекательно

У всех давно известных слов

Вдруг открывать секреты,

Читать, исследовать, искать.

И находить ответы!



Задания для самостоятельного выполнения к следующему занятию.

- Составить, придумать свои собственные словари. Например «Словарь вежливых слов», «Космический словарь», «Словарь спортивных слов».( На выбор по 20-30 слов)

- изготовить книжки фразеологизмов с иллюстрациями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!