Урок №___________ 9 класс Дата_____________
Конспект урока по информатике
Тема: «Встроенные функции. Логические функции»
Планируемые образовательные результаты:
— предметные – навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам;
— метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; понимание связи между условной функцией и алгоритмической конструкцией «ветвление»;
— личностные – представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.
Решаемые учебные задачи:
1) знакомство с наиболее часто используемыми встроенными функциями – заранее определенными формулами;
2) рассмотрение логических функций;
3) рассмотрение условной функции и примеров ее использования.
Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация
— ПК учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Учитель. При составлении несложных формул, с небольшим количеством ссылок, например, где требуется сложить два - три числа, у пользователей не возникает трудностей при выполнении расчетов. А как быть в ситуации, когда электронная таблица состоит из сотен или тысяч строк? Например, нам требуется сложить 10 чисел и больше. Какие способы выполнения вычислений можно предложить?
Способ 1. Составить длинную формулу, в которой вручную перечислить все ячейки с числами. Например,
=A1+A2+A3+A4+A5+A6+A7+A8+A9+A10+…
Способ 2. Вместо длинной формулы
=A1+A2+A3+A4+A5+A6+A7+A8+A9+A10+…
можно использовать эквивалентную ей формулу =СУММ(A1:С10).
Таким образом, мы использовали функцию СУММ() – встроенную функцию табличного процессора Excel, что позволило сделать формулу более компактной, простой и понятной.
Как вы считаете, в табличном процессоре Excel существует возможность работы с другими функциями, кроме СУММ()? Если да, то, какие, на ваш взгляд, это могут быть функции? (Ответы обучающихся)
Предлагаю сегодня на уроке исследовать возможности использования в табличном процессоре Excel встроенных функций. Сформулируйте тему урока. (Ответы обучающихся)
Запишите в тетрадь тему урока «Встроенные функции. Логические функции».
3. Изучение нового материала
Встроенные функции
При обработке данных в электронных таблицах можно использовать встроенные функции — заранее определённые формулы. Функция возвращает результат выполнения действий над значениями, выступающими в качестве аргументов. Использование функций позволяет упростить формулы и сделать процесс вычислений более понятным.
В электронных таблицах реализовано несколько сотен встроенных функций, подразделяющихся на: математические, статистические, логические, текстовые, финансовые и др.
Каждая функция имеет уникальное имя, которое используется для её вызова. Имя, как правило, представляет собой сокращённое название функции на естественном языке. При выполнении табличных расчётов достаточно часто используются функции:
СУММ (SUM) — суммирование аргументов;
МИН (MIN) — определение наименьшего значения из списка аргументов;
МАКС (МАХ) — определение наибольшего значения из списка аргументов.
Диалоговое окно Мастер функций позволяет упростить создание формул и свести к минимуму количество опечаток и синтаксических ошибок. При вводе функции в формулу диалоговое окно Мастер функций отображает имя функции, все её аргументы, описание функции и каждого из аргументов, текущий результат функции и всей формулы.
Пример 4. Правила судейства в международных соревнованиях по одному из видов спорта таковы:
1) выступление каждого спортсмена оценивают N судей;
2) максимальная и минимальная оценки (по одной, если их несколько) каждого спортсмена отбрасываются;
3) в зачёт спортсмену идёт среднее арифметическое оставшихся оценок.
Информация о соревнованиях представлена в электронной таблице:
Требуется подсчитать оценки всех участников соревнований и определить оценку победителя. Для этого:
1) в ячейки А10, All, А12 и А14 заносим тексты «Максимальная оценка», «Минимальная оценка», «Итоговая оценка», «Оценка победителя»;
2) в ячейку В10 заносим формулу =МАКС(ВЗ:В8); копируем содержимое ячейки В10 в ячейки C10:F10;
3) в ячейку В11 заносим формулу =МИН(ВЗ:В8); копируем содержимое ячейки В10 в ячейки C11:F11;
4) в ячейку В12 заносим формулу =(СУММ(ВЗ:В8)-В10-В11)/4; копируем содержимое ячейки В12 в ячейки C12:F12;
5) в ячейку В14 заносим формулу =MAKC(B12:F12).
Результат решения задачи:
Логические функции
При изучении предшествующего материала вы неоднократно встречались с логическими операциями НЕ, И, ИЛИ (not, and, or). Построенные с их помощью логические выражения вы использовали при организации поиска в базах данных, при программировании различных вычислительных процессов.
Реализованы логические операции и в электронных таблицах, но здесь они представлены как функции: сначала записывается имя логической операции, а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды.
Например, логическое выражение, соответствующее двойному неравенству 00;А10;A1
Вспомните, как аналогичное логическое выражение мы записывали при знакомстве с базами данных и языком программирования Паскаль.
Пример 5. Вычислим в электронных таблицах значения логического выражения НЕ А И НЕ В при всех возможных значениях входящих в него логических переменных.
При решении этой задачи мы следовали известному вам алгоритму построения таблицы истинности для логического выражения. Вычисления в диапазонах ячеек С3:С6, D3:D6, Е3:Е6 проводятся компьютером по заданным нами формулам.
Для проверки условий при выполнении расчётов в электронных таблицах реализована логическая функция ЕСЛИ (IF), называемая условной функцией.
Условная функция имеет следующую структуру:
ЕСЛИ (; ;
Здесь — логическое выражение, т. е. любое выражение, построенное с помощью операций отношения и логических операций, принимающее значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.
Если логическое выражение истинно, то значение ячейки, в которую записана условная функция, определяет , если ложно — .
Что вам напоминает структура условной функции?
Пример 6. Рассмотрим задачу о приёме в школьную баскетбольную команду: ученик может быть принят в эту команду, если его рост не менее 170 см.
Данные о претендентах (фамилия, рост) представлены в электронной таблице.
Использование условной функции в диапазоне ячеек С3:С8 позволяет вынести решение (принят/не принят) по каждому претенденту.
Функция СЧЁТЕСЛИ (COUNTIF) позволяет подсчитать количество ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. С помощью этой функции в ячейке С9 подсчитывается число претендентов, прошедших отбор в команду.
Функция СУММЕСЛИ (SUMMIF) суммирует значения диапазона, удовлетворяющие заданному условию.
Вопросы и задания____________________________________________________________
4. Практическая часть
В практической части урока выполняется задание из учебника ______________________________________________________________________________
5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок
6. Домашнее задание:
Читать §__________с.___________, отвечать на вопросы_______________________________________
Выполнить работу в тетеради: На листах «Погода» и «Продукты» выполни задание: в ячейках, выделенных цветом, составь формулы для выполнения расчетов.